ДЕСОВЕТИЗАЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ИДЕОЛОГИИ
Рамис ЮНУСОВ
Наблюдая из далёкой эмиграции за тем, как работает идеологическая машина на постсоветском пространстве и, в частности, в сегодняшних России и Азербайджане, невольно вспоминаются слова великого русского поэта Сергея Есенина: “Лицом к лицу, лица не увидать, большое видится на расстоянии”. Для человека, прожившего много лет в условиях советской системы и бывшего свидетелем её краха, реанимация похожих методов идеологической обработки населения из далекой Америки видится очень отчётливо. Почему же, несмотря на то, что после развала Советского Союза прошло уже 20 лет, на постсоветском пространстве, за исключением Прибалтики и Грузии, у многих еще сильны ностальгические настроения и, как следствие этого, у власти в бывших республиках Союза находятся режимы, вышедшие из шинели высшей партноменклатуры того времени?
Для того, чтобы подробно ответить на этот вопрос, т.е. чтобы установить правильный диагноз этой «болезни», давайте сделаем маленький экскурс в недавнюю историю. Когда в 1991 году развалился Союз, в первую очередь нужно было сделать то, что сделали Прибалтика и все бывшие соцстраны, т.е. то, что сегодня происходит и в соседней с нами Грузии — ДЕСОВЕТИЗАЦИЮ страны, всего общества. Если бы эта десоветизация была сделана сразу же после развала СССР, то тогда, на фоне огромного эмоционального подъема всего общества в желании к переменам, этот процесс прошел бы намного легче. Напомню, что в Грузии закон о люстрации предусматривает установление должностных ограничений для бывших сотрудников спецслужб Советского Союза, а также бывших высших должностных лиц компартии и комсомола. Эти люди не смогут работать в представительских или исполнительных органах, совете безопасности, кабинете министров, занимать должности председателей департаментов, в администрации президента, аппарате парламента, правительственной канцелярии, регулирующих комиссиях. Для этой категории также задействованы ограничения для работы в министерствах обороны и внутренних дел, оперативных подразделениях в звании вице-полковника и выше. Они также не могут занимать должности судей, руководителей высших учебных заведений, проректоров, деканов и заведующих кафедр. Также для них невозможно состоять в руководстве Общественного телевидения или быть членом регулирующего совета. Лица, сотрудничавшие с советскими спецслужбами, смогут участвовать в выборах лишь после того, как информация об этом станет публичной для избирателей. А теперь, сравнив этот закон с теми, кто сегодня во власти в Азербайджане или России по персоналиям, становится понятным, откуда в этих странах такая идеология.
И глядя на то, как по-разному экономически и политически сегодня живут бывшие республики Союза, такие как Грузия и страны Прибалтики с одной стороны и Азербайджан или Россия — с другой, уже не удивляешься, понимая, как по-разному продолжают относиться в этих странах к своей недавней истории. Это и трагедия в Катыни, на долгие годы разделившая Россию и Польшу, сюда можно добавить и пакт Молотова-Риббентропа, с последующей аннексией Польши и Прибалтики, и 1956 год в Венгрии, и 1968 год в Чехословакии и многое другое из недавней истории. Сюда обязательно надо добавить и всех тех, кто с оружием в руках боролся против советской власти: мусаватисты в Азербайджане, дашнаки в Армении, эсеры в Грузии, басмачи в Средней Азии, лесные братья, бандеровцы и многие другие. И главное тут — вопрос в оценке их деятельности. Если за советскую власть, то тогда это все бандиты, если против, то все герои. Типичным тут является пример с недавней оценкой Степана Бандеры на Украине: при Ющенко он стал Героем, а Янукович этот указ отменил. Похожее отношение к себе сегодня испытывают и потомки мусаватистов в Азербайджане как в отношении Мамед Эмина Расулзаде, основателя АДР, так и в отношении всех атрибутов той власти, включая идеологию мусаватизма для Азербайджана.
Первый российский президент Ельцин, как мы знаем, не запретил коммунистическую символику, не провел в парламенте закон о люстрации, открыл только частично архивы КГБ, не закрыл Мавзолей и не перезахоронил тело Ленина. Это был символ СССР, и он его не тронул. Как можно было этого не сделать? Ельцин не рискнул. А почему? Да потому, что он сам был человеком этой системы и у него самого до конца не выветрилась эта «болезнь», проявления которой потом мы часто видели уже во время его президентства. Как говорится, начал за здравие, а кончил за упокой. Ельцин, конечно же, вошел в историю как реформатор, но не совсем удачный, как и Горбачев. Они оба делали шаг вперед, а потом, боясь больших рисков, два назад. И потому оба остановились в реформах на полпути. И пока в России не произойдет этого болезненного переосмысления своей недавней истории и покаяния перед миллионами загубленных жизней в застенках сталинских лагерей, со всем ее кровавым наполнением, эта огромная страна с ее величайшей культурой, страна Пушкина и Чайковского, Толстого и Достоевского, еще не скоро станет понимаема цивилизованным миром.
Точно так же произошло и в Азербайджане. Если первый президент Муталлибов этого не мог сделать идеологически, т.к. он в своё время поддержал ГКЧП и провёл референдум за сохранение Союза, то во времена правительства демократов это сделать должны были обязательно! Несмотря на то, что шла война в Карабахе, покойный президент Эльчибей начал проводить в жизнь многие реформы, он даже добился вывода российских войск из страны ценой потери своей власти, но, к сожалению, этой самой ДЕСОВЕТИЗАЦИИ у нас не было, а потому к нам вернулись советские руководители во главе с бывшим первым секретарём Гейдаром Алиевым и их идеологией, далёкой от идеологии мусаватизма АДР. И смех и грех: парадоксальная ситуация — атрибуты АДР, а идеология СССР! У нас даже памятник Нариманову оставили, а Ленина, Кирова и Шаумяна убрали, что весьма символично смотрится сегодня, т.к. Нариман Нариманов считается для власти идеологически родным и близким, а тем более, если памятник ему устанавливал сам Гейдар Алиев, а для памятника М.Э.Расулзаде места никак не найдут, т.к. основатель АДР и партии «МУСАВАТ» являлся для всей этой партноменклатуры всю их сознательную жизнь идеологическим врагом. Похожая ситуация с атрибутами и в России: не сумев убрать российский триколор, Путин вернул музыку гимна СССР и продолжает и далее перелицовывать недавнюю историю и реанимировать советский период со знаком плюс.
В свое время Уинстон Черчилль сказал: "Разница между политиком и государственным деятелем заключается в том, что политик думает о следующих выборах, а государственный деятель о следующем поколении". Борис Ельцин и Гейдар Алиев всегда думали как политики. И потому Борис Ельцин, не думая о следующем поколении, а заботясь только о гарантиях для своей семьи, совершил свою вторую роковую ошибку — сдал власть не просто представителю номенклатуры Путину, а ее карающему мечу в лице спецслужб.
Если говорить об Азербайджане, то в первую очередь здесь очень важно отметить фактор Гейдара Алиева, который сыграл роковую, ТРАГЕДИЙНУЮ роль в повторной, на восточный манер, советизации-гейдаризации Азербайджана. Война в Карабахе, слабость первого президента Муталлибова и неопытность второго президента, бывшего диссидента Эльчибея, помогли Гейдару вернуться к власти на российских танках, чего нельзя было допускать категорически! Посмотрите, как вначале Гейдар, а потом уже его сын Ильхам, теперь уже бывшего президента Муталлибова 20 лет держали в Москве, не пуская в Азербайджан, пока тот окончательно не сломался. Вот так же надо было поступать и с Гейдаром Алиевым. Тогда и не было бы этого «ленинизма по-азербайджански», который сегодня наблюдается по всему Азербайджану. Везде, где раньше были памятники Ленину, стоят теперь памятники Гейдару и, заметьте, с такой же протянутой рукой в «светлое будущее». Все парки, улицы, проспекты, аэропорты, премии и прочая атрибутика теперь носят его имя. История фальсифицируется опять и переписывается теперь под Гейдара, начиная со дня его рождения и прихода к власти в 1969 году, в школах воспитывают маленьких гейдарят-октябрят, благодарящих его за счастливое детство, как это делало до них старшее поколение в отношении Ленина. Как мы помним, Ленина называли «великий вождь и учитель», Гейдар Алиев же объявлен общенациональным лидером. Вместо 22 апреля, дня рождения Ленина, нерабочим днем и праздником стал 10 мая — день рождения Гейдара.
Эти и сотни других таких же параллелей многим в мире сегодня кажутся смешными, но мне очень грустно, и в первую очередь от упущенного шанса, а ведь Азербайджан мог быть намного впереди той же соседней Грузии, у которой нет минерально-сырьевой базы как у Азербайджана, но у которой есть президент-реформатор Михаил Саакашвили. И все же, несмотря на потерянное время, это можно и сегодня сделать. Но для этого Азербайджану нужен свой Саакашвили; а этого должно потребовать уже само общество и в первую очередь его элита. Надо признать — грузинская элита сумела это сделать. Теперь очередь за азербайджанской, которой надо суметь достучаться до своего общества и разбудить его, чтобы повернуть Азербайджан на 180 градусов от «совкового» менталитета в сторону общемировых ценностей, создать свой музей оккупации, провести закон о люстрации, т.е. свой мини-Нюрберг над советизацией Азербайджана. Этот рецепт очищения общества нужен всем на постсоветском пространстве. Это мое твердое убеждение! Пока этого не будет, хорошего нечего ждать.
Автор статьи — политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, был Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.