ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ИЕРУСАЛИМ…

ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ИЕРУСАЛИМ…

Петр ЛЮКИМСОН

Прочитав в некоторых СМИ, что совершившие линч израильские подростки подпали под влияние правых радикалов и что в Иерусалиме то и дело бьют арабов, корреспондент "НН" направился в столицу. Цель поездки была проста: расспросить самих жителей этого города о том, действительно ли в нем постоянно происходят стычки между еврейской и арабской молодежью и кто, с их точки зрения, несет за это ответственность…

Во всем виноват трамвай?
Итак, для начала мнение нескольких прохожих, с которыми я беседовал в одной из самых оживленных точек Иерусалима, — в подземном переходе, ведущем с улицы Яффо к зданию "Биньяней-а-ума".

— Если все и в самом деле было так, как писали газеты, то есть около полусотни еврейских ребят набросились на одного араба, я это решительно осуждаю, — говорит Мени Сарский, мужчина лет 40 с вязаной кипой на голове. — С другой стороны, вспомните, что бывает, если еврейская машина случайно попадет в арабский район города... Мы все помним относительно недавнюю историю, когда один парень и его товарищ заехали в такой квартал накануне свадьбы… Лишь чудом они остались живы. И это лишь одна из многих подобных историй. Большинство в прессу не попадают. Ни для кого не секрет, что значительная часть арабского населения города открыто проявляет ненависть по отношению к евреям, а ненависть порождает ненависть. У молодых мозги работают просто: если арабы запрещают евреям появляться в своих кварталах, то и арабам нечего делать среди евреев, а если они бьют нас, мы будем бить их. Таким образом, арабам неплохо было бы сделать после случившегося определенные выводы, но ведь они не сделают, и наша чересчур либеральная пресса от них этого не потребует.

— Я лично думаю, что во всем виноват этот проклятый трамвай, — сказала мне репатриантка из Узбекистана Марина Юсупова. — Как только он появился, арабов в центре города стало заметно больше. В трамвае они ведут себя нагло, по сути все время провоцируют евреев. В городе тоже, говорят, постоянно происходят какие-то стычки. Я, если честно, сама ни одной не видела, но я вечером почти никуда не выхожу. Мне лично кажется, что в Иерусалиме должно быть больше полицейских, все-таки город у нас особенный. Будет больше полицейских — драк на национальной почве будет меньше!

— На самом деле все, что было написано по поводу так называемого линча, — ложь! — убежденно заявил иерусалимец Ариэль Гамбургер. — То есть когда журналисты утверждают, что в конце недели на площади Кикар-а-хатулот собираются агрессивно настроенные юные болельщики "Бейтара" и распевают антиарабские песни, это правда. Я даже не исключаю, что они могут напасть на проходящего мимо ни в чем не повинного араба. Но вы обратили внимание на то, что заявил ставший жертвой линча молодой араб? Что он все равно снова пойдет на эту площадь! Это, между прочим, очень важное заявление. Дело в том, что арабская молодежь прекрасно знает, что за публика собирается на Кикар-а-хатулот, и специально приходит туда драться. Я сам вырос в Катамонах, там у нас все время были драки между молодежными кампаниями. Так вот, на Кикар-а-хатулот происходит то же самое, только поводом для драки становится национальность собравшихся… Да вы сами пойдите туда — и все поймете…

Свет и тени Площади кошек
Не знаю, может быть, я пришел на площадь не в то время, но никаких молодежных компаний, бурно потребляющих алкоголь и курящих травку, я там не увидел. Больше того, назвать площадь многолюдной назвать было явно нельзя. Но продавец из расположенного неподалеку магазинчика оказался человеком разговорчивым...

— Да, конечно, тут собирается очень много еврейских подростков и молодых людей, — подтвердил он. — Обычно это происходит по вечерам в четверг или в субботу. Многие приходят сюда пьяными, здесь напиваются еще больше и распевают: "Смерть арабам" или "Все арабы — сукины дети!". Они очень агрессивны, и то, что они начали преследовать арабского парня только за то, что он араб, давно следовало ожидать. Лично я этому не удивился. Боюсь, однажды они устроят погром и в моем киоске.

— Мне сказали, что арабские подростки специально приходят сюда, чтобы подраться с еврейскими парнями.

— Глупости! Арабы приходят сюда гулять, делать покупки. Но, конечно, случается, что когда кто-то из евреев задирает арабского парня, бросает ему в спину оскорбление, тот не выдерживает и отвечает. А вы бы как поступили, если бы вас назвали "мерзким евреем"?! То есть драки тут, правда, бывали, но вот до линча до сих пор не доходило. Хотя было ясно, что дойдет…

Следующую остановку я сделал на расположенной относительно неподалеку площади Кикар Цион. Мой собеседник по имени Матан сказал, что ему 17 лет.

— Главная проблема, — сказал он, — это то, что арабы ходят по еврейским улицам, как хозяева, и постоянно пытаются заигрывать с нашими девушками. К моей сестре, например, недавно пристал на улице один араб и долго не отставал, требовал, чтобы она назвала ему номер своего телефона... Мало того, арабы ходят по нашим ночным клубам и барам, хотя их религия вроде бы запрещает алкоголь. Когда охранники пытались их туда не пускать, это назвали расизмом, так что теперь почти всюду вход для них свободный. В то же время все знают: если в баре появились арабы, значит, обязательно будет драка. Почти всегда у них в кармане ножи… Почему если арабы изобьют еврея, это как бы нормально, никто об этом целую неделю по телевизору не кричит, а вот когда евреи избили араба, все словно с ума посходили?!

Следствие ведут знатоки…
Тем временем следствие по делу о линче в центре Иерусалима шло полным ходом, и, кстати, среди его фигурантов есть дети выходцев из СССР-СНГ, хотя "русскими" их назвать трудно: они израильтяне, потому что родились и выросли здесь. Часть этих ребят приезжает на Кикар-а-хатулот из Маале-Адумим.

Итак, согласно той версии, которую выстроила полиция, роль подстрекательницы к линчу сыграла 15-летняя Р., девушка из религиозной семьи, давно находящаяся на примете у социальных служб. Дело в том, что родители Р. — высокопоставленные госслужащие, большую часть дня они проводят на работе. Вот дочка, что называется, и отбилась от рук. Р. рассказала группе знакомых подростков 13-15 лет, что недавно якобы была изнасилована тремя арабами. Не исключено, что девушка недавно и в самом деле подверглась домогательствам со стороны арабов, но сексуального насилия не было, про изнасилование девушка попросту соврала. Однако ее рассказ возмутил компанию, и та стала высматривать подходящую для отмщения жертву. В какой-то момент 14-летний А. заметил 17-летнего Джамаля Джалино и трех его кузенов, пришедших купить одежду к празднику Ид-эль-Фитр. Увидев направлявшуюся к ним компанию из 8-9 евреев разного возраста, арабы бросились наутек. Кузенам Джамаля сбежать удалось, а Джамалю не повезло, его окружили несколько десятков пылавших ненавистью еврейских парней. Когда А. схватил его сзади за рубашку, араб прошелся по адресу его матери, чем окончательно вывел его и его компанию из себя.

Р. в происходящем не участвовала — она решила пойти домой, к маме и папе. Зато 14-летняя девушка, проживающая в Маале-Адумим, оказалась в первых рядах избивающих Джамаля, а будучи арестованной, не только не выразила сожаления по поводу своего поступка, но и начала изображать из себя еврейскую Жанну д'Арк.

Всего по этому делу, как мы уже писали, арестованы 9 подростков. Как уже говорилось выше, Р. в драке не участвовала, а один из арестованных утверждает, что он вмешался в драку только для того чтобы защитить араба. А., считающийся зачинщиком драки, также давно известен соцработникам как трудный и вдобавок не совсем здоровый подросток, он уже несколько раз лежал в психиатрической клинике, поэтому вряд ли стоит делать из его поведения какие-либо далеко идущие выводы.

В то же время краткие беседы автора этих строк с иерусалимцами показали, что напряженность в отношениях между евреями и арабами в столице растет. Кто виноват в этом, пусть судит читатель…

P.S. Пока готовился этот материал, полиция рекомендовала предъявить обвинительные заключения всем девяти подозреваемым, восемь из которых — несовершеннолетние. При этом Р. инкриминируется подстрекательство и разжигание межнациональной розни (родители девушки уже сделали в СМИ заявления о том, что никогда не воспитывали дочь в ненависти к арабам, и наняли ей высокооплачиваемого адвоката, настаивающего на полной невиновности Р.). Остальные участники линча обвиняются в нанесении тяжких телесных повреждений на националистической почве, за что им светит многолетнее тюремное заключение.

"Новости недели" — "Континент"