ГЕНПРОКУРОР ФЛОРИДЫ: КАК ИЗБЕЖАТЬ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ НА ВЫБОРАХ
Эксклюзивное интервью радиостанции «Голос Америки» с первой женщиной-генеральным прокурором Флориды Памелой Бонди
Одним из самых «эффектных» выступлений на съезде республиканцев в Тампе 10 дней назад стала речь Памелы Бонди, генерального прокурора штата Флорида. Привлекательная молодая женщина, избранная на этот пост в 2010 году, вышла на сцену вместе со своим другом и коллегой, генпрокурором штата Джорджия Сэмом Оленсом. Они обратились к делегатам с обещанием, что, если Митта Ромни выберут президентом, закон о всеобщем медицинском обеспечении в США, принятый по инициативе президента Обамы, будет отменен.
Генпрокурор Памела Бонди является одним из инициаторов судебного иска против федерального правительства, направленного на отмену этого закона — одного из главных «проектов» администрации Обамы за прошедшие четыре года. Закон, который республиканцы несколько уничижительно называют «Обамакэр», предполагает, что все американцы без медицинской страховки обязаны будут ее приобрести. В иске утверждается, что принуждение американцев к приобретению страховки противоречит американской Конституции. В июне 2012 года Верховный суд США признал закон конституционным и отверг иск Памелы Бонди и ее коллег-республиканцев.
Сторонники закона утверждают, что увеличение количества людей со страховкой снизит общие затраты пациентов на медицинское обеспечение. В законе также содержатся положения о ряде льгот для работодателей, предоставляющих страховки своим работникам, и ряд мер по защите интересов пациентов перед страховыми компаниями.
Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с Памелой Бонди в Тампе на следующий день после ее выступления на съезде. Генпрокурор Флориды рассказала о своих взаимоотношениях с Миттом Ромни, о том, как женщине добиться успеха в политике, и о том, как обеспечить справедливость выборов.
Виктория Купчинецкая: Вы довольны реакцией на ваше выступление на съезде?
Памела Бонди: Да, я довольна. О том, во что веришь, говорить очень просто. Мы выступаем против законопроекта Обамы о всеобщем медицинском обеспечении — и генеральный прокурор штата Джорджия, мой близкий друг, и я. Мне кажется, атмосфера на съезде была замечательная. Тампа — мой родной город, я здесь родилась и выросла, так что выступать здесь со сцены перед республиканцами — это для меня большая честь.
В.К.: Какие у вас отношения с Миттом Ромни, кандидатом на пост президента от Республиканской партии?
П.Б.: Я подружилась с Миттом и его женой. В рамках его предвыборной кампании мы с ним ездили по штату Флорида. Я считаю, что он будет потрясающим президентом. Он бизнесмен, глава компании, и именно как бизнесмен он и будет руководить страной, а это — как раз то, что нам сейчас нужно. Я считаю, что он вдохновит основную часть электората, и они за него проголосуют. Хочу сказать, что на съезде мне очень понравились выступления бывшего госсекретаря Кондолизы Райс и кандидата на пост вице-президента Пола Райана.
В.К.: Россияне часто спрашивают — как в США обеспечивается справедливость выборов? Как бороться с фальсификациями?
П.Б.: Это хороший вопрос. Здесь, во Флориде, я, генпрокурор штата, и губернатор Флориды Рик Скотт пытаемся обеспечить соблюдение правил голосования для избирателей. Мы подали в суд на Министерство внутренней безопасности, и они согласились содействовать нам в обеспечении того, чтобы каждый, кто может голосовать, проголосовал. Это сложный вопрос не только во Флориде, но и в каждом штате. Это очень важно. У нас есть наблюдатели, которые находятся на избирательных участках. У нас есть юристы, которые приходят на избирательные участки и следят за тем, чтобы голосование проходило честно, справедливо и по правилам.
В.К.: В США тоже бывают случаи, когда одна сторона обвиняет другую в намеренном «передергивании» фактов на выборах или перед ними. Вот вы сами упомянули это судебное разбирательство с Министерством внутренней безопасности... Там дело было в том, что губернатор штата Флорида Рик Скотт незадолго до выборов, как говорили демократы, стал «зачищать» списки избирателей и выбрасывать из них имена предположительных нелегальных иммигрантов. А его противники заявляли, что он пользуется устаревшими данными и делает это намеренно, чтобы не дать проголосовать иммигрантам, которые голосовали бы за демократов. А вы, от лица губернатора Скотта, подали в суд на Министерство внутренней безопасности за то, что оно отказывается предоставлять вам информацию об иммигрантах...
П.Б.: Да, мы первые подали в суд на Министерство. Я продолжаю вести это дело. Мы пытаемся найти общий язык в вопросах регулирования правил голосования.
В.К.: Какими качествами должна обладать женщина в политике?
П.Б.: Я была прокурором на протяжении 18 лет здесь, в Тампе. Я решила баллотироваться на пост генерального прокурора штата потому, что мне просто не нравилось направление, в котором развивалась наша страна. Выборы были сложными, потому что моим оппонентом был заместитель губернатора штата Флорида. Но я их выиграла с преимуществом в 13 или 14 процентов. Я — первый генпрокурор-женщина в истории штата Флорида и первый на этом посту член Республиканской партии. Работать очень интересно. У нас во Флориде много проблем — проблемы с употреблением наркотиков, в том числе синтетических, со злоупотреблением лекарственными препаратами. У нас дети рождаются уже с зависимостью от оксикодона (опиоидного болеутоляющего, синтезируемого из опия — В.К.). В таких условиях, мне кажется, нужно забыть о партийных разногласиях между демократами и республиканцами — представители обеих партий должны бороться с этими проблемами сообща. Именно исходя из этого я работаю.
В.К.: И все-таки — какими качествами должна обладать женщина в политике?
П.Б.: Честно говоря, я всегда хотела быть именно генеральным прокурором. Я много лет была прокурором, я вообще очень люблю свою профессию юриста. Я человек решительный, я стараюсь достигать целей, которые перед собой ставлю. И я всегда скучаю по работе в зале суда. Когда я баллотировалась на этот пост, я немного переживала — мне казалось, что я не смогу так помогать людям на индивидуальном уровне, как я могла, когда была просто прокурором в зале суда. Но теперь я понимаю, что могу помогать людям на более высоком уровне, в более широком масштабе. Потому что генпрокурор может продвигать законы, которые спасают жизни людей, и я именно над этим работаю.
В.К.: Демократы утверждают, что республиканцы не ценят женщин, что избрание республиканцев плохо отразится на правах и свободах женщин. Они приводят в пример недавнее выступление конгрессмена Тодда Эйкина, когда он сказал, что «беременность редко наступает в результате “легитимного” изнасилования». Эйкин имел в виду, что, если женщина действительно не хотела вступать в половую связь, она не забеременеет, потому что ее организм этому воспротивится...
П.Б.: Ну, нельзя судить обо всех республиканцах только по одному бессмысленному заявлению. Вся эта история стала предлогом для нападок со стороны демократов. Когда Митт Ромни был губернатором, его заместителем была женщина, главой его аппарата была женщина. Я с Ромни ездила по всему штату Флорида в рамках его кампании и могу сказать — он с огромным уважением относится к женщинам. Лучшего мужа, чем Митт Ромни, невозможно найти — спросите Энн Ромни. Так что мне кажется, что демократы просто хотят представить нас в негативном свете.
В.К.: Конечно, вы человек в вопросе выборов не вполне объективный, вы помогаете кампании Митта Ромни, но все же я хочу вас спросить: у кого больше шансов победить на президентских выборах в ноябре — у Обамы или у Ромни? Как известно, на президентских выборах в США исторически кандидату трудно выиграть выборы, если он проиграл во Флориде...
П.Б.: Я — уроженка Флориды, Флорида была «красным» штатом, и она опять должна стать «красным». (Красный цвет — традиционно цвет республиканцев. На президентских выборах 2008 года большинство избирателей во Флориде проголосовали за демократа Барака Обаму — В.К.). Я в этом убеждена. Я уже давно не видела такой энергии среди избирателей. Очень много волонтеров хотят помогать на выборах — работать на избирательных участках, отвечать на телефонные звонки, развешивать плакаты в поддержку Ромни, разговаривать с избирателями и убеждать их. Нам нужен президент, который развернет нашу экономику. У меня как у генпрокурора все время есть повод подавать в суд на федеральное правительство США — так как оно постоянно вводит дополнительные меры контроля над тем, как во Флориде ведется бизнес. Это контроль со стороны Агентства по защите окружающей среды, со стороны Агентства по контролю над соблюдением прав рабочих... Все эти организации ограничивают деятельность нашего бизнеса. И это можно остановить, только выбрав Ромни на пост главы Белого дома. Четыре года назад люди были очарованы Бараком Обамой, но сейчас, я надеюсь, это прошло. Люди не могут найти работу. И мне кажется, их мнение с тех пор сильно переменилось.
P.S. Флорида — самый густонаселенный штат США из так называемых «неопределившихся» — где исход президентских выборов заранее предсказать невозможно. Опросы общественного мнения сейчас показывают, что Обама и Ромни пользуются практически одинаковой популярностью у избирателей во Флориде.
Президент и его соперник пытаются этот разрыв увеличить. В прошедшие выходные Барак Обама отправился в двухдневное турне по Флориде. «Я искренне верю, что речь идет о самом ясном выборе в жизни нашего поколения, — заявил он. — Этот выбор — не между двумя кандидатами или политическими партиями. Этот выбор — между двумя принципиально разными путями развития Америки, двумя принципиально разными видениями нашего будущего».
«Все, что они могут предложить — это все те же старые рецепты, которыми они пользовались последние 30 лет: сокращение и еще раз сокращение налогов, некоторое ослабление регулирования и опять сокращение налогов. Они предлагают сокращать налоги и когда все хорошо, и когда все плохо», — сказал президент США, имея в виду республиканцев.
На фото Памела Бонди