МЕЖДУ ДВУМЯ СТУЛЬЯМИ …

МЕЖДУ ДВУМЯ СТУЛЬЯМИ …

Недавно прочитал на одном из сайтов: “После того, как в Лондоне поселилось много русских, в Москве стало меньше евреев". Правильное наблюдение. Но как рекомендовал Козьма Прутков: “Зри в корень!” Страна обозначена не та. На самом деле, в Англии сегодня проживает много бывших граждан бывшего Советского Союза, но, в большинстве своем, именно русских, а не евреев, которых заграницей, тем не менее, тоже называют “русскими“. Англию почему-то выбрали для проживания и опальный олигарх Березовский, и обласканный путинской властью Абрамович (оба евреи, но отнюдь не еврейские беженцы), и известный чеченский националист Ахмед Закаев, и дети и родственники многих представителей российской элиты. Всего, как считают, в этой стране таких “бывших” около 300 тысяч
.
Совсем по-другому представлена эмиграция из стран бывшего Советского Союза в Соединенных Штатах, Израиле, Германии и даже в далеких Австралии и Новой Зеландии. Так, по данным переписи 2010 года в Америке проживают не менее 3 миллионов выходцев из бывшего СССР, для которых родным языком был русский. Считается, что евреи составляют не менее 40% из их числа. Евреев из этой последней, начиная с 70-х годов прошлого столетия, волны эмиграции из бывшего СССР американцы называют “русскими евреями” или просто “русскими”, в отличие от евреев, эмигрировавших в Америку в более ранние годы и живущих здесь уже в третьем-пятом поколениях. Это “американские евреи”. Сегодня, по прошествии сорока лет после начала массовой эмиграции 70-х — 90-х годов советских евреев в Америку, можно констатировать, что отношения между “американскими” и “русскими” евреями не стали настолько близкими, чтобы можно было говорить об единой еврейской общине Америки, как, например, это можно сказать о польских американцах, украинских американцах и т.п. Наоборот, к сожалению, отношения между “американскими” и “русскими” евреями сегодня даже более прохладны, чем они были, когда начали прибывать первые советские евреи. Мы часто не понимаем их, они — нас.

Многие из нас, “русских” евреев, прибыли в Америку по статусу “беженцев”, другие попали в Америку, получив израильскую визу, но изменив в Вене маршрут следования. И те, и другие ощутили в большей или меньшей степени внимание со стороны евреев Америки. Но, казалось, что американцы не совсем поняли, кто к ним прибыл. Можно даже сказать, что мы не оправдали ожиданий американских евреев, которые хотели бы увидеть своих “братьев по крови", стремящимися приблизиться к своей цивилизации, к своей культуре.

С одной стороны, вновь прибывшие в основной массе были достаточно образованными людьми и многие, кому позволял это возраст, смогли довольно быстро найти достойное место в американской жизни. С другой стороны, сказалась политика коммунистической власти в течение многих десятилетий по выкорчевыванию самого понятия еврейской принадлежности. Мы были не только не религиозными, что было почти естественно в атеистической стране, но мы уже не знали идиш, на котором когда-то говорили наши бабушки и дедушки, а у кого-то и родители, мы потеряли связь с иудаизмом, забыли, кто еще знал, еврейские обычаи и традиции. Еще немного и единственным напоминанием о нашем еврействе был бы пресловутый пятый пункт в нашем паспорте. К тому же, оказалось, что у нас отличная от “американских” евреев ментальность, у нас отличная от них социальная и политическая ориентация, словом — мы другие.
Моисей водил евреев по пустыне 40 лет, вытравливая из их душ рабское начало, и за это время старое поколение вымерло и новое заняло его место И уже это новое поколение, которое не знало, что значит ощущать себя рабами, Моисей привел в Землю Обетованную. Аналогия очень условная, но по прошествии сорока лет (символический срок!) с начала массовой эмиграции, “американцами” практически можно назвать наших детей и внуков, тех, кто родился в Америке, учится или уже закончил американские учебные заведения, для кого родной язык — английский.

А кто же мы - люди старшего и, даже, старого поколения? С точки зрения этнических русских, мы не русские, что в общем-то справедливо. Но оказывается, по мнению “американских” и, особенно, ортодоксальных евреев, мы и евреи-то не очень, что в общем-то тоже справедливо
Единой еврейской общины, к сожалению, на данном этапе не получилось. Тем не менее, американские евреи делает много на бытовом уровне для оказания помощи “русским” евреям, особенно пожилого возраста. Например, в Чикаго под эгидой Jewish United Fund/Jewish Federation of Metropoliten Chicago действуют до десяти организаций, оказывающих различные услуги и помощь, нуждающимся в них. На территории страны размещается более 2 тысяч еврейских организаций, более 700 федераций, общин и, конечно, тысячи синагог. Еврейская деятельность проявляется в огромном количестве образовательных и развлекательных объединений. Главным финансовым инструментом является организация "Объединенный Еврейский Призыв", ОЕП (United Jewish Appeal, UJA). Преобладающая часть собранных денег направляется на нужды местного еврейства, в том числе и на нужды “русских” евреев.

Отсутствие налаженных связей между общественными организациями “русских” и “американских” евреев сказывается на эффективности работы первых. Приведу примеры. Группа уважаемых энтузиастов создали в Чикаго организацию, цель которой оказывать финансовую помощь и моральную поддержку раненным в боях с арабами бойцам Армии Обороны Израиля. К сожалению, бывшие советские евреи, в отличие от американских, не очень охотно участвуют в благотворительных акциях. Собираемых денег хватает на помощь примерно пяти израильтянам в год. Наверное, совместная работа “американских” и “русских” евреев дала бы лучшие результаты. Пример второй. Эта же группа энтузиастов решила организовать митинги в поддержку Израиля в противовес пропалестинским митингам. Группы в несколько десятков наших людей противостояли нескольким сотням или даже тысячам противников Израиля. Зрелище не самое приятное. В то же время, в маршах в поддержку Израиля, собираемых еврейскими американскими организациями, участвуют по несколько тысяч человек. Кстати, газеты и радио на русском языке не очень активно извещали о предстоящих маршах.

Казалось бы, общественные организации “русских” евреев, радиостанции, вещающие на русском языке, газеты, выходящие на русском языке, должны были бы предпринимать некоторые усилия для налаживания более тесных связей (если они вообще есть) с американскими еврейскими организациями. И при этом не принципиально то, что у “американских” и “русских” евреев различная, как говорят, политическая ориентация. В широких дискуссиях можно было бы разъяснять нашим “братьям по крови” почему “русским” евреям, вкусившим прелести жизни при “развитом социализме“, не нравятся многие аспекты политики Обамы, в том числе и его двусмысленная политика в отношении Израиля. Но не эти цели ставят перед собой множество возникших в последнее десятилетие псевдообщественных еврейских организаций.

Несколько лет назад под эгидой Кремля была создана организация под названием “Всемирный Конгресс Русскоязычных Евреев”. Обратим внимание на п.1.2 ее Устава: “ВКРЕ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с иным действующим законодательством Российской Федерации”. На сайте ВКРЕ записано: “Конгресс считает своими задачами консолидацию русскоязычного еврейства в поддержку Израиля, а также интеграцию русскоязычных евреев в еврейскую национальную жизнь в странах постоянного проживания“. Возникает законный вопрос: “Зачем для такой благородной цели нужно было создавать организацию, работающую в соответствии с законодательством России? А вот и ответ, данный в выступлении президента ВКРЕ — бывшего российского сенатора, а теперь “просто” крупного бизнесмена Бориса Шпигеля: “… Русскоязычное еврейство будет развивать особые отношения с Россией — центром нашего языка и колыбелью нашей особой ментальности и культуры".

В развитие ВКРЕ уже в 2012 году создана еще одна бюрократическая организация — Всемирный Форум Русскоязычных Евреев, На сайте Форума записано: “Главные цели ВФРЕ в США — консолидация русских евреев (путем создания и укрепления общин), повышение их национального самосознания, формирование общественно-политической элиты". А Александр Левин, председатель ВФРЕ, в одном из своих выступлений уточнил: “…Отсутствие взаимопонимания, пренебрежение и иногда снобизм создали две отдельные еврейские общины... мы понимаем, что традиционная еврейская элита США пока не в состоянии абсорбировать нас. Поэтому проекты Всемирного Форума призваны напомнить русскоязычному еврейству о его уникальной и мощной еврейской силе, которую нужно принимать всерьёз и относиться к нам как равным партнерам, а не как беженцам и получателям помощи".

Г-н Левин, говоря об отсутствии взаимопонимания, как об одной из причин создания двух отдельных еврейских общин, ратует не за преодоление этого непонимания, а, наоборот, за еще более глубокое размежевание между “русской” и “американской” еврейскими общинами Америки.

В связи с этим, вопросы возникают уже к Александру Левину, кстати, постоянно проживающему на Украине и бывающему в Америке наездами:
— Консолидация русских евреев в отрыве от американских евреев и формирование общественно-политической элиты — с какой целью? Если с целью создания русско-еврейской партии в США по типу партии “Наш Дом Израиль”, то эта затея ненужная и невозможная, в связи с относительной малочисленностью русских евреев в Америке и отсутствием у них каких-либо самостоятельных политических задач.

— В чем уникальность и мощь русско-еврейской силы в Америке? Пусть извинит меня уважаемый господин председатель — но это сплошное демагогическое словоизвержение.
— Нужно относиться к нам, как к равным партнерам — в каких делах и вопросах? А мы действительно равные партнеры?
Господам из ВКРЕ и ВФРЕ, успешным бизнесменам, очевидно, уже тесно в рамках их предпринимательской деятельности, и они решили выйти на высокую политическую орбиту. Однако, то, чем они сейчас занимаются, не отражает многих реальных задач и интересов русско-еврейских общин в диаспоре.

Итак, с кем же мы “русские” евреи и кто мы — уже не советские, но еще и не “американские”, не совсем евреи (с точки зрения американцев), но совсем не русские (с точки зрения этнических русских)? Оказывается, с чьей-то легкой руки, мы теперь — русскоязычные. Нет китаеязычных, нет польскоязычных, нет украиноязычных, а вот русскоязычные есть. И в абсолютном большинстве случаев не добавляется еще одно слово — евреи, русскоязычные евреи. Наоборот, всячески выпячивается на передний план наша “русскость“.

И это хорошо иллюстрируют ежегодные фестивали русской культуры под названием “Наше наследие” (Russian Heritage Festival), 10-й юбилейный фестиваль которых в 2012 году прошел в Чикаго. Как объясняют его организаторы, фестивали должны способствовать культурному сближению и диалогу между США и Россией, что очень соответствует целям и задачам, оговоренным в уставах ВКРЕ и ВФРЕ. Показательно, что в сообщениях о фестивалях нет упоминания еврейской общины, которую упорно называют либо русско-американской, либо просто русскоговорящей. Естественно также, что такие фестивали не способствуют сближению русско-еврейской и американо-еврейской общин.

Интересно, что организации этнических русских никак не ассоциируют себя с т.н. русскоговорящими и не принимают участия в таких и подобных мероприятиях, практически организуемыми представителями русско-еврейской общины. А организации этнических русских в Америке существуют и не одно десятилетие.

Основной организацией этнических русских, ставящей своей задачей объединение представителей всех волн русской эмиграции, является. Конгресс русских американцев (КРА), имеющий отделения в 30 штатах. Другой организацией русской эмиграции в США является Фонд им.Толстого. Традиционно влиятельной среди русской эмиграции является и православная церковь. Основные цели КРА и других организаций этнических русских сводятся к сохранению и обогащению русского культурного наследия и защите юридических, экономических и социальных интересов американцев русского происхождения. При этом, в отличие от еврейской общины, нет противостояния между, назовем их по аналогии, “американскими” русскими и “русскими” русскими.

Неучастие или очень незначительное участие “русских” евреев в общеамериканской еврейской жизни не придает ей политического веса в глазах американской элиты, в чем пытаются нас уверить самовыдвиженцы в руководители “русских” евреев. Нам же нужно четко понимать, что они решают собственные амбициозные задачи, ничего общего не имеющими с действительными проблемами нашей иммиграции.

А всем нам не мешало бы знать, что может произойти со всеми нами, если мы никак не определимся, с кем нам по пути. Об этом старая притча:

Давным-давно разгорелась война между зверьём и птицами.
Труднее всего было старой Летучей Мыши. Ведь она была и животным и птицей одновременно. А потому она никак не могла для себя решить, к кому же ей все-таки примкнуть. Но потом она решила схитрить. Она решила быть иногда птицей, а иногда зверем.

Но когда все заметили, как она себя ведёт, то тут же предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать с кем бы она хотела быть — со зверьем, или с птицами?

Тогда старая Летучая Мышь сказала:
“Нет! Я останусь посредине".
“Хорошо!” — сказали обе стороны.
Но, когда между ними началась битва, старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, не получила помощи ни от одной из сторон и погибла.
Вот почему тот, кто пытается усидеть между двумя стульями, никогда между ними не удержится, может потерять оба, а в необходимом случае не получит помощь ни от одного из крепко сидящих на стуле, как это и случилось со старой Летучей Мышью.

Зиновий КРАСТОШЕВСКИЙ, Чикаго