УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЮКСЕМБУРГСКОГО ФОРУМА И ЖЕНЕВСКОГО ЦЕНТРА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСУДИЛИ ВАЖНЕЙШИЕ ЯДЕРНЫЕ УГРОЗЫ

УЧАСТНИКИ СОВМЕСТНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ЛЮКСЕМБУРГСКОГО ФОРУМА И ЖЕНЕВСКОГО ЦЕНТРА ПОЛИТИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБСУДИЛИ ВАЖНЕЙШИЕ ЯДЕРНЫЕ УГРОЗЫ

11-12 сентября 2012 года в Женеве прошла совместная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы и Женевского центра политики безопасности под названием «Перспективы ядерного распространения и разоружения». Ведущие мировые эксперты по ядерному разоружению и нераспространению ядерного оружия обсудили важнейшие современные проблемы международной безопасности.

Участие в мероприятии приняли президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, бывший генеральный директор МАГАТЭ Ханс Бликс, профессор Университета штата Мэриленд Роальд Сагдеев, директор Женевского центра политики безопасности Фред Таннер, посол по ядерному разоружению и нераспространению, руководитель управления по политике в сфере безопасности и кризисному управлению Федерального министерства по международным делам (Швейцария) Бенно Лаггнер, директор Института ООН по исследованию проблем разоружения Тереза Хитченс, руководитель программы по ОМУ и разоружению Женевского центра политики безопасности Пал Сидху, советник постоянного представительства Ирана при международных организациях в Женеве Мохаммад Хассан Дарьяэ и другие международные эксперты — члены Консультативного совета Люксембургского форума.

Участники конференции обсудили состояние и перспективы процесса ядерного разоружения, укрепление режима нераспространения ОМУ, сотрудничество в сфере ПРО и его роль в процессе ядерного разоружения. Традиционно, существенное внимание эксперты Люксембургского форума уделили текущему состоянию и прогнозу развития ситуации с иранским и северокорейским ядерными кризисами, а также состоянию и перспективам шестисторонних переговоров по Северной Корее.

С отдельным докладом выступил начальник военного колледжа НАТО в Риме Арн Далау, который рассказал о выстраивании партнёрства в турбулентном мире.

Как отметили эксперты, процесс выполнения нового Договора СНВ идёт по плану и пока не даёт оснований для обеспокоенности. Но в США и России по-разному трактуют смысл параграфа преамбулы о взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными системами.


Слева направо: Владимир Дворкин, Вячеслав Кантор, Фред Таннер


Между сторонами по-прежнему существуют разногласия по поводу масштабов, характера, возможностей и предназначения поэтапного адаптивного подхода США/НАТО к разработке и развёртыванию системы ПРО в Европе. Этот подход российское руководство всё ещё рассматривает как угрозу потенциалу ядерного сдерживания, стратегической стабильности и перспективам контроля над ядерным оружием.

Участники выразили обеспокоенность тем, что впервые со времени окончания «холодной войны» может возникнуть новая гонка вооружений. По словам президента Люксембургского форума Вячеслава Кантора, разработка и развёртывание ПРО США и их союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе вызывает обеспокоенность в Китае, который также предпринимает наступательные и оборонительные контрмеры. Таким образом, в перспективе гонка наступательных и оборонительных вооружений между Россией и НАТО может дополниться и усугубиться гонкой вооружений между Китаем и американскими союзниками в Тихоокеанском регионе».

«Отсутствуют позитивные признаки прогресса по вопросу о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. На этом фоне продолжаются испытания суборбитальных и орбитальных систем оружия. Существует и перспектива космической гонки вооружений, которая может полностью подорвать стратегическую стабильность и ликвидировать контроль над вооружениями», — отметил Кантор.

Касаясь ситуации вокруг иранской ядерной программы, президент Люксембургского форума подчеркнул, что есть достаточно оснований полагать, что Иран вплотную подошёл к обладанию ядерным оружием. «В случае продолжения переговоров нельзя отступать до запрета на 20-процентное обогащение урана, а требовать выполнения в полном объёме всех резолюций СБ ООН, где требуется прекратить обогащение урана до любого уровня», — заявил он.

В завершение мероприятия члены Международного Консультативного совета Люксембургского форума подготовили итоговую Декларацию, которая будет представлена лидерам ведущих государств и руководству основных международных организаций (ООН, МАГАТЭ, НАТО, ОДКБ, ОБСЕ и другим). Всего с момента образования Люксембургского форума за 5 лет было проведено 15 конференций, семинаров и рабочих встреч в Москве, Вашингтоне, Люксембурге, Риме, Вене, Женеве, Стокгольме. Каждый раз перечисленным адресатам представлялись конкретные предложения по разрешению наиболее актуальных проблем ядерной безопасности. Практически все адресаты учитывали предложения Люксембургского форума, о чём свидетельствовали их ответы.

* * *
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 57 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.

Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений. Президент Форума — доктор Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет (МКС) и Наблюдательный совет (НС).

Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению иранского и северокорейского ядерных кризисов. Снижение ядерных угроз рассматривается в непосредственной связи с балансом обычных вооружений, с развитием высокоточного оружия, с перспективами сотрудничества государств в сфере ПРО.