КАК Я ПОКУПАЛ МАШИНУ

КАК Я ПОКУПАЛ МАШИНУ

Рамис ЮНУСОВ

В знаменитом романе Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» крылатые слова встречаются буквально на каждой странице. Но есть одна фраза, которую я вспомнил в первый же день своего приезда в Америку. Её сказал великий комбинатор Остап Бендер в своей ответной речи на митинге по случаю автопробега в городе Удоеве, где он воскликнул: «Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». В связи с этим мне захотелось поделиться с читателями одной очень интересной историей, связанной как раз с покупкой этого самого «средства передвижения».

ВСТРЕЧА В АЭРОПОРТУ
Международный аэропорт имени Даллеса, куда я прилетел почти 11 лет назад, находится в 40 км к западу от центра Вашингтона и, учитывая то, что местом своего проживания я выбрал город Балтимор, нам с моим бакинским другом, встречавшим меня, пришлось быть в пути от аэропорта до дома где-то около часа. Так как в Америке до этого я уже бывал несколько раз, а мой друг, наоборот, давно не был в Баку, то в дороге, в основном, мы разговаривали об Азербайджане и происходящих там процессах. За оживлённой беседой мы и не заметили,как стали подъезжать к Балтимору и в какой-то момент, на выезде с хайвея, где водители обычно сбрасывают скорость, мимо нас медленно проехал белый «Mercedes», поразивший меня своими номерами: «ARMENIA». Учитывая тему нашей беседы, где мы вспоминали и о проблемах Азербайджана с Арменией, такое оригинальное напоминание о наших соседях не могло не вызвать моего интереса. Я обратил внимание своего друга на эти номера, но он, ничуть не удивляясь, ответил, что в США каждый имеет право поставить на свою машину любые номера, за дополнительную плату, конечно, и эти номера будут его собственностью хоть на всю жизнь. Как сейчас помню те чувства, что меня обуревали в тот момент, когда я увидел эти номера. Помню свой вопрос: «А номера «AZERBAIJAN» ты у кого-нибудь видел?», на что последовал отрицательный ответ.

МАШИНА С НОМЕРАМИ «MUSAVAT»
Следуя заветам Остапа Ибрагимовича, месяца через два я решил обзавестись собственным «средством передвижения», для чего пошёл в ближайший от моего дома автосалон «TOYOTA». Первое, что меня поразило в автосалоне — то, как представители этой фирмы одинаково и терпеливо относятся к любому клиенту, приходящему к ним, и им не важно, купит он сегодня машину или нет. Прогулявшись вокруг новых моделей того года, я остановил свой выбор на модели «CAMRY», о чём и сообщил сопровождавшему меня клерку, поинтересовавшись, сколько времени понадобится на оформление. Когда в ответ я услышал: «Не больше часа», конечно же, засомневался, т.к. имел уже большой опыт покупки машин как во времена СССР, так и в современном Азербайджане. Вспомнилось, как после приезда из многолетней командировки в Йемене, я покупал свою первую «Волгу» Газ-24 в Московском магазине «Берёзка». Тогда мне пришлось потратить двое суток на оформление. В Баку, при покупках машин, мне всегда приходилось приносить всю стоимость наличными, я уже не говорю про всю процедуру оформления от техпаспорта до получения номеров в ГАИ. Сколько нервов и денег приходилось тратить налево и направо в пос. Хырдалан, наверное, помню не только я, но и многие мои земляки. Я уже не говорю про «блатные» номера, выдававшиеся или по знакомству или за большие деньги. А здесь, в США, мне, обычному иммигранту, недавно получившему американское водительское удостоверение, без всякой наличности в течении одного часа (!!) оформили и выдали машину с техпаспортом и номерами, о которых я хочу рассказать особенно, т.к. они и послужили причиной написания данной статьи.

Когда работник автосалона спросил, есть ли у меня какие-то пожелания по поводу номеров, я, сразу же вспомнив день своего прилёта, в свою очередь поинтересовался: «А могу я заказать номера AZERBAIJAN?» Набрав эти буквы на компьютере, он с сожалением сообщил, что номера машин могут состоять из цифр или букв в любых соотношениях, но только в количестве от 1 до 7, не более, а слово «AZERBAIJAN» содержит 10 букв. И тут я, как Архимед, воскликнул: «Эврика!!!» и написал на бланке для запроса слово «MUSAVAT», попросив набрать его. Буквально через минуту клерк сказал, что всё в порядке, эти номера отныне мои, я могу каждые два года их продлевать, и, даже продав эту машину, оформить их на любую другую. Через несколько минут машина с этими номерами и документами ждала меня у входа!

ДВА ПОДХОДА К СЛОВУ «MUSAVAT»
Мне трудно передать свои ощущения, но я ещё никогда так не радовался при покупке новой машины, и причина была, конечно же, в номерах! Признаюсь честно, в тот день мы с моим другом катались на ней по Вашингтону весь день и в какой-то момент решили подъехать к посольству Азербайджана, благо, США — свободная страна и парковаться можно везде, где это не запрещено. Я нашёл удобную парковку рядом с посольством и, припарковавшись вблизи посольских машин, мы с другом стали прогуливаться неподалеку. Через некоторое время вышел охранник, и надо было видеть его лицо в тот момент, когда он увидел номера «MUSAVAT» на машине, стоящей рядом с посольством! Охранник быстро забежал обратно. Прошло ещё некоторое время и подъехала машина с нашим флагом на капоте, из которой вышел сам посол, Хафиз Гаджиев. Бросив недовольный взгляд в сторону моей машины, он торопливой походкой направился к зданию посольства, что-то выговаривая по дороге встречавшему его сотруднику. Получив свой запас адреналина, мы с другом сели в машину и отъехали от здания посольства, к которому с тех пор я так и не подъезжал...


Иса Гамбар и Рамис Юнусов


Прошёл год. В США, по официальному приглашению, прилетел Иса Гамбар, которого принимали на очень серьёзном уровне многие официальные лица Вашингтона, т.к. ситуация в Азербайджане была непредсказуемая в связи с состоянием здоровья Гейдара Алиева, находившимся тогда в госпитале в Кливленде. Как гостю Госдепа, Исе Гамбару был предоставлен лимузин, но когда мы вышли из здания аэропорта и он увидел мою машину с историческими номерами на ней, его лицо озарилось «фирменной» улыбкой и он спросил: «Это бутафория?» После того как я показал ему техпаспорт машины, Иса Гамбар решил ездить только на ней, попросив водителя лимузина и встречавших его американцев сесть в лимузин и сопровождать нас. Так мы и провели все дни его нахождения в США. Вот и два подхода к слову «MUSAVAT».

ИСТОРИЯ ПРОУЧИВАЕТ ЗА ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ
Все эти годы я задаюсь вопросом: «Почему, несмотря на то, что Азербайджан уже 20 лет считается независимой страной, где официальными символами признаны гимн и флаг АДР, которую создал Мамед Эмин Расулзаде, основатель партии "MUSAVAT", всё что связано с ним и с названием его партии по-прежнему является враждебным со стороны существующей власти?» Мне грустно от этой мысли, и в первую очередь от упущенного нами шанса; ведь Азербайджан мог намного опережать соседнюю Грузию, у которой нет минерально-сырьевой базы, как у Азербайджана, но у которой есть президент-реформатор Михаил Саакашвили. Пришло время и нашему обществу проснуться от спячки, чтобы повернуть Азербайджан на 180 градусов от «совкового» менталитета в сторону общемировых ценностей, создать свой музей оккупации, провести закон о люстрации, свой мини-Нюрберг над советизацией Азербайджана. Этот рецепт очищения общества нужен всем на постсоветском пространстве. Это мое твердое убеждение! Пока этого не будет, хорошего нечего ждать. В этой связи очень уместно вспомнить слова великого историка академика Ключевского: «История учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение»....