ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЁННАЯ ЭСТРАДЕ, СЦЕНЕ, КИНО

ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЁННАЯ ЭСТРАДЕ, СЦЕНЕ, КИНО

К 25-летию со дня смерти легендарного танцовщика, хореографа, режиссера и сценариста Боба Фосса

«Живи так, как будто ты умрёшь завтра, работай так, как будто тебе не нужны деньги, и танцуй так, как будто бы тебя никто не видит».
Боб Фосс

«Он был прекрасным шоуменом. Он создал для нас прекрасные шоу».
Лесли Беннет

Время стремительно бежит вперёд. Казалось бы, совсем недавно человечество перешагнуло из 20-го в 21 век. Но вот уже промелькнуло более 11 лет наступившего столетия, наполненные разной степени значимости событиями, отмеченные появлением новых имён во многих областях человеческой деятельности. Но ни быстротечность времени, ни суета и спешка, ни прагматизм, равнодушие и всё более усиливающийся цинизм…, ставшими типичными для современного общества,— ничто не может вычеркнуть из памяти людей тех представителей человечества, усилиями которых был внесен значительный вклад в историю науки, культуры и искусства. К такого рода личностям, без сомнения, относится Роберт Луис Фосси (Боб Фосс)*, земляками которого мы являемся.

Боб Фосс родился 23 июня 1927 года в Чикаго. Его отец — актёр, мать — танцовщица. Оба работали в мюзик-холле. Отец обладал неплохим тенором. Их сын, младший из шестерых детей в семье, без всякого сомнения унаследовал способности родителей. Они проявились у него в раннем возрасте. К счастью для Боба, отец и мать не прошли мимо его склонностей. Ему было лишь 4 года, когда они определили Боба в хореографическую студию. Благодаря природным данным и опыту, накопленному им во время учёбы, он ещё в детстве демонстрировал свой творческий талант. Мать передала ему свою любовь к танцам, и мальчик продолжал танцевать после поступления в школу, участвуя в детских представлениях (варьете). Одновременно Боб учился в Frederick Weaver's School Jf Dance. В 9-летнем возрасте его приняли в Чикагскую Академию театра искусств. А в 13 лет мальчик начал выступать на эстраде. Обладая творческой смекалкой, фантазией, он сам придумывал номера. Но ему даже не приходило в голову останавливаться на достигнутом. С завидной настойчивостью Боб продолжал заниматься любимым делом, используя все доступные возможности.

Особенностям танцевального искусства его учил Джордж Торрс. Вместе со своим другом он сбегал с уроков, чтобы посещать выступления Билла Робинсона и Пола Дропа. Их движения в танце настолько восхищали его, что он усиленно тренировался дома или на чердаке дома, находящегося напротив школы, имитируя и перенимая мастерство виртуозов в этом виде искусства. Его одолевало постоянное желание как можно чаще танцевать. Ему удавалось реализовать своё стремление на сценических площадках, расположенных в разных районах Чикаго. Вместе с другим юным танцором, его сверстником Чарльзом Грассом, они составили дуэт, получивший название «The Riff Brothers». Их совместные выступления прервались сразу же после окончания школы.

Нельзя не упомянуть, что в период ученичества танцы приобрели для Боба настолько важное значение, что превратились в основное занятие повседневной жизни. Они существенно отвлекали его от учёбы. Тем не менее, он закончил школу с отличием. Фосса призвали в армию. Война подходила к концу. Службу Фосс проходил в качестве участника музыкального шоу «Tough Situation», в составе которого он совершал концертные турне по армейским и военно-морским базам, находящихся в акватории Тихого океана. Для юноши это время не прошло бесследно: было очевидно, что у него появились новые навыки и умения в технике танца и в хореографии.

Молодой человек не был лишён амбиций. Иначе чем можно было бы объяснить его стремление после демобилизации попасть в Нью-Йорк, в котором для него открывались более широкие возможности для достижения успешной карьеры. Ему хотелось стать, ни больше ни меньше, вторым Фредом Астером, таким же как прославленный американский танцовщик. Фред Астер был для Фосса эталоном, вершиной, которой он жаждал достичь. Вместе с тем, ему советовали поехать в Голливуд. Однако всё обернулось по-другому. Простое обстоятельство сыграло решающую роль: пароход, на котором он плыл, пришвартовался в Нью-Йорке. Боб не сопротивлялся судьбе и остался в этом городе. Рассматривая в ретроспективе это решение Фосса, приходишь к выводу, что оно было для него единственно правильным. Ведь Нью-Йорк оказался стартовой площадкой, откуда он начал успешную творческую деятельность, и смог впоследствии стать не только знаменитым американским танцовщиком, но режиссёром, хореографом, сценаристом не только театральных представлений, но и кинофильмов. Во всех этих ипостасях Фосс проявил незаурядный талант. Главное, им внесен огромный вклад в развитие искусства танца. Это произошло не только благодаря разработке и внедрению своего собственного стиля, но также, в значительной степени, благодаря его многочисленным новаторским находкам, а также огромной любви к этому виду искусства. Именно поэтому ему удалось создать ряд незабываемых шедевров, среди которых в первую очередь уместно назвать «Кабаре».

Однако вернёмся к начальному периоду его жизни в Нью-Йорке. Бобу всего 20 лет. Вскоре он получает свою первую работу на Бродвее, участвуя в представлении «Call me Mister». Здесь происходит его встреча с танцовщицей Мэри Энн Найлз. С нею он не только выступал в шоу, но и занимался хореографией её танцев. После женитьбы они создали танцевальный дуэт. Их выступления в ночных клубах имели большой успех. Однако не будем утомлять читателя деталями, сопровождающими его жизнь и творчество. Они были заполнены не только непосредственным участием Фосса в спектаклях, работой в области хореографии, режиссурой…, но и занятиями с учителями, проводимых с целью совершенствования техники танца. Подчеркнём основное. Важной вехой в карьере стал его дебют в ревю «Станцуй мне песню»: перспективный танцор, к тому же умеющий петь, почти сразу же привлёк внимание режиссёров из Голливуда.

К этому времени брак Боба с Мэри Энн распался. Свободный от брачных уз, он уехал в Лос-Анджелес, приняв приглашение сняться в кинофильмах. Три музыкальные кинокомедии, в которых он принял участие как актёр и хореограф — вот основной итог первого периода его пребывания в Голливуде. И конечно же, важным психологическим фактором для Боба оказалось личное знакомство с Фредом Астером. Особенно важно подчеркнуть, что пробы Фосса в области хореографии сыграли важную роль в его дальнейшей творческой карьере: продюсеры из Нью-Йорка заинтересовались им и пригласили для работы в театр на Бродвее. Фосс возвращается в Нью-Йорк в качестве хореографа. В успехе, который сопровождали его мюзиклы «Игра в пижамах», «Проклятые янки», «Steam Heat» и ряда других, молодой постановщик сыграл немалую роль. Им были созданы прекрасные танцевальные номера. Произошли изменения и в его личной жизни: через пять месяцев после развода с Мэри Энн он женился на танцовщице Джоан МакКрэкен.** Работе он отдавался целиком. Соперничать с нею могла лишь его страсть к женщинам. Впрочем, это не только не препятствовало успехам в творчестве, но и стимулировало его.

В 1955 году, во время работы над мюзиклом «Проклятые янки» он познакомился с замечательной танцовщицей Гвен Вердон. В 1960 году она стала его третьей женой, сыгравшей исключительно важную, позитивную роль в дальнейшей жизни и творчестве Фосса. Она не только поддерживала мужа в его начинаниях, но и служила источником вдохновения. Они вместе продолжали совершенствовать своё танцевальное мастерство. Специально для Гвен он в качестве режиссёра поставил, ставший легендарным, мюзикл «Sweet Charity» (интерпретация фильма Фредерико Феллини «Ночи Кабирии). Это представление, по мнению критиков, стало триумфальным как для Боба, так и для его жены. Их дочь, Николь Провиденс, стала известной танцовщицей, продолжив дело, которому были преданы её отец и мать. Боб и Гвен разошлись в 70-х, но остались супругами до самой смерти Фосса. Символично, что она была вместе с ним в самые критические моменты его жизни, когда он тяжело болел. Так было и в последние час: в её присутствии у него случился сердечный приступ. Гвен успела вызвать скорую помощь. Однако до госпиталя его не довезли. Фосс скончался по дороге к госпиталю в машине скорой помощи.

Пятидесятые годы оказались для него особенно знаменательными, поскольку в эти годы достижения мастера в области хореографии были особенно впечатляющими. К этому времени им был разработан и внедрён свой собственный неординарный стиль, содержащий в своей основе хореографическую манеру джазового танца, сочетающегося со своеобразной подчёркнутой сексуальностью. Знатоки отмечали неожиданность и сложность задуманных движений, их новизну. Всё это заставляло актёров тщательно готовиться к предстоящему танцу, продумывать каждое движение перед выходом на сцену. Хореография Фосса производила ошеломляющее впечатление.

Однако успешная театральная карьера не отстранила Фосса от его давнего желания заняться кинематографом. К этому виду искусства, после его первого голливудского опыта, он вновь обратился в конце шестидесятых годов. При этом для него было естественным сочетать работу в кино с эстрадой и сценой. Одно не мешало другому. Помимо десяти фильмов, в которых ранее он выступал как актёр, а в части их как хореограф, ему принадлежат 5 фильмов. В одних случаях он принимал участие только как режиссёр, в других сочетал режиссуру с хореографией, в третьих был режиссёром и сценаристом… Пожалуй все фильмы, включая телевизионные, вошли в обойму заметных лент американского кинематографа. Это, прежде всего, «Милая Чарити», «Ленни», «Звезда плейбоя». А такие шедевры, как «Кабаре» и «Весь этот джаз», нашли своё место в ряду лучших кинолент мира.

Успешной оказалась и его театральная деятельность. Именно в эти годы он создал, вместе со своими партнёрами, один из своих лучших мюзиклов — «Чикаго», который, наряду с фильмом «Кабаре», причисляют к вершинам музыкального театра.

Более половины жизни Боб Фосс отдал эстраде, сцене и кино. Он был великим режиссёром и хореографом, равным по таланту с Вацлавом Нежинским и Джорджем Баланчиным… Его новаторское творчество получило высокую оценку. Оно отмечено многочисленными наградами. Боб Фосс получил 8 премий «Тони», несколько премий «Эмми», почётную награду Американской киноакадемии «Оскар», премию Британской Академии кино и телевизионных искусств (БАФТА), «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля...

И это, не считая нескольких номинаций его работ на «Оскар» и ряда других наград. При этом отмечались его заслуги как в качестве лучшего режиссёра, так и в роли хореографа, актёра, сценариста. Особой наградой отмечен его весомый вклад в достижения хореографии.

Ряд его работ оказались настолько значительными, что они продолжают свою сценическую и кинематографическую жизнь и по сей день. Это прежде всего относится к фильмам «Кабаре» в своё время отмеченного «Оскаром», «Весь этот джаз», получившего «Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля». Его творчество получило продолжение в создании фильма, по ранее созданному ему мюзиклу «Чикаго», уже в начале 21 века. А память о легендарном театральном деятеле сохраняют ревю «Фосс» (1999), получивший премию «Тони», как лучший мюзикл, а также в 2001-м премию имени Лоуренса Оливье за лучшую театральную хореографию; документальный фильм Белла Генри (1990), посвящённый работам Фосса и вошедший в цикл программ РВS «Искусство танца в Америке, Лучшие представления», получившего премию «Эмми». Его именем была названа премия Лос-анджелесской Академии танца, переименованная в настоящее время в Американскую хореографическую премию. Довольно протяжённая улица в Чикаго, Paulina Street, получила новое название «Bob Fosse Way».

В 2007 году список знаменитостей Национального музея танца в Нью-Йорке пополнился именем Боба Фосса. А сравнительно недавно появилась информация о том, что Брайан Синегер намерен снять о нём биографическую ленту.

Легендарный человек, для которого эстрада, сцена и кино оказались призванием, умер 27 сентября 1987 года в результате перенесенного им инфаркта миокарда, а прах его развеян над Атлантическим океаном. Ему было всего 60 лет. Его жизнь была наполнена искромётным творчеством, занявшим достойное место в современном искусстве и в истории мировой культуры. Хочется верить, что люди, которым по каким-либо причинам оказалось неизвестным творчество Фосса, приобщились к нему, поскольку оно наполнено неистовой страстью, высочайшей энергией и профессионализмом мастера. На меня его сценические представления и фильмы произвели сильное впечатление. Катарсис! Это, вероятно, наиболее подходящей термин, которым можно описать состояние зрителя, соприкоснувшегося с его произведениями на сцене и в кино.

Виталий РОНИН


* Робертом Луисом родители нарекли сына в честь их любимого писателя Стивенсона. Они всерьёз полагали, что их младший ребёнок станет таким же знаменитым литератором, как и их фаворит.
** Джоан МакКрэкен, талантливая танцовщица, прожила в браке с Бобом Фоссом несколько лет. Умерла от сердечной недостаточности в 1961 году.