АЙ ДА ПУШКИН, АЙ ДА...
Из цикла "Привал на обочине". Эпизод седьмой.
Известно, что история не терпит сослагательного наклонения. Но многих так и подмывает войти в ее анналы, но не в том смысле, чтобы "там" и остаться, а так, прогуляться и пофантазировать на тему если бы да кабы...
Вот и я на досуге почесал репу и понял, дал таки маху Поэт. Солнце поэзии нашей. А.С.Пушкин.
Не верите? Тогда см. далее.
"Евгения Онегина" прочли все или почти все. Ну не прочли, так прошли — в средней школе.
Вспомните, какие имена выбрал Александр Сергеевич для персонажей-антагонистов. Евгений Онегин и Владимир Ленский. А кисло ему было назвать Ленского Лениным?! Чуете разницу?
Убитый на дуэли Владимир Ленский (а лучше — Ленин), скорей всего, не побудил бы спустя 65 лет Владимира Ульянова назваться именем пушкинского героя, даже если тому были все показания. В общем, посчитаем, что Владимир Ульянов не стал бы Лениным... Ну и Ленским, тоже. И если вы думаете, что, взяв иной псевдоним, предположим, Пупкин, он по-любому стал бы тем, кем он стал, скажу, что совсем не факт. Имя, видите ли, полдела, если не больше. Где была бы Луиза Чикконе, не стань она Мадонной? В бруклинском кабачке в 3 стола 12 стульев?.. Очень даже возможно.
Эх, Александр Сергеевич! Много адресовалось тебе признаний и слов разных при жизни, а тем более опосля. И мое скромное пожелание для тебя, величавого, точно песчинка в океане. Тем более что выполнить его — ну никак. Вспять колесико истории, даже литературной, не повернешь. Сколько ни старайся.
Но кто осудит меня, когда, вздыхая очередной раз над судьбой сраженного пулей Ленского, я ненароком вспомню о несостоявшемся росчерке гусиного пера, который мог сделать гений, подбирая фамилию одному из литературных героев.
Игорь ЦЕСАРСКИЙ