ПРОЩАНИЕ С АМЕРИКОЙ

ПРОЩАНИЕ С АМЕРИКОЙ

Александр МАЙСТРОВОЙ



Идя по пути Западной Европы, Америка неудержимо меняется, и Израиль должен быть готов остаться один в этом мире, где нет места слабым и где за иллюзии приходится расплачиваться кровью…

В июне 2009 года Билл Клинтон, выступая с речью на конференции Американо-арабского антидискриминационного комитета, заявил, что популярность Барака Обамы отражает изменения, произошедшие в американском обществе. Американское общество, пояснил он, уже более не контролируется белым большинством и еврейским меньшинством, отныне судьбу Америки будут решать афроамериканские, индусские, мусульманские, "латинос" и другие общины, до недавнего времени находившиеся на обочине американской жизни, а теперь занимающие в ней все более значительное место.

Клинтон говорил о происходящих изменениях, разумеется, в положительном контексте, но дело, в сущности, не в интерпретации фактов. Дело в самих фактах. Америка прекращает быть страной, зиждившейся на трех китах: пуританских религиозно-нравственных ценностях, локковском рационализме и гуманистических идеалах французских просветителей, прежде всего Монтескье. Тот факт, что большая часть американцев поддерживает Обаму, — подтверждение новой реальности, складывающейся на наших глазах.

Обама по всем показателям провальный президент, президент-неудачник. Он сделал ставку на социальные программы, которые лишь увеличили и без того колоссальный бюджетный дефицит США. Он отошел от взглядов отцов-основателей США, считавших, что прилежание, усердие и самодисциплина являются залогом успеха человека и его благополучия. Взгляды Обамы на мир и будущее США весьма расплывчаты и во многом копируют идеологию западноевропейского мультикультурализма, до последнего времени чуждую массам американцев. Его политика подталкивает людей к иждивенчеству и потребительству, о чем, в сущности, и говорит Ромни. В представлении Обамы Америка несет грехи Запада и должна бесконечными уступками замаливать свою вину перед третьим миром, будто третий мир безгрешный невинный агнец, принесенный в жертву. Обама боится любого решительного шага, который может быть истолкован как шовинизм, агрессия и т.п., словно не понимая, что любая страна, даже со статусом средней державы, такая, например, как Италия или Турция, обязана реализовывать свои интересы всеми доступными им методами. Он страшится выступить как подлинный руководитель страны-лидера, превращая тем самым Америку в объект насмешек со стороны таких государств как Россия и Китай. Словом, Обама — президент, превративший США во второсортную страну с размытыми ценностями и неумеренными социальными расходами.

Еще поколение назад Америка отвергла бы такого президента, а сегодня она готова его принять. Почему? Причины лежат в двух плоскостях: демография и идеология. Обаму поддерживают не те, кто производит блага, а те, кто их потребляет. Это, в основном, меньшинства, которые очень быстро превращаются в большинство, как радостно отметил Клинтон. Из 314 млн. жителей страны афроамериканцы составляют почти 13%, "латинос" — 16,3%, т.е., в общей сложности только эти две группы населения представляют почти треть населения. Однако дело не только в цифрах, но и в динамике. "Латинос" (в основном, мексиканцы) — одна из наиболее бурно растущих групп населения Америки. С 2000-го по 2010 год испаноязычное население увеличилось, по официальным данным, на 43%, в то время как увеличение остального населения составило 4,9%, т.е. почти на порядок меньше. Средняя испаноязычная женщина рожает 2,4 ребенка, при том что у чернокожей женщины этот показатель — 2,0, а у белой — 1,8. В общей же сложности меньшинства составят большинство уже к 2042 году. В США, опять-таки по данным Центрального статистического бюро, проживают более 11 млн. нелегальных иммигрантов, большая часть которых опять-таки мексиканцы.

Еще одна быстро растущая этническая группа США — мусульмане. Сегодня их в США всего около 2,5 млн., — не так уж много по сравнению с Западной Европой. Но это пока… К 2030 году численность мусульман в Штатах может увеличиться до 6,2 млн. по двум причинам: высокая рождаемость и растущая эмиграция, главным образом, из Пакистана и Бангладеш. По данным исследования "Pew Research", к 2030 году доля мусульманского населения в США возрастет с 0,8% до 1,7% и, утверждают авторы отчета, "США будут располагать более значительной долей мусульман, чем любая другая европейская страна, за исключением России и Франции".

Все эти группы населения не имеют в большинстве своем ничего общего с теми базисными принципами, на которых строилась Америка. Большинство из них предпочитают не работать, а жить на государственные пособия. Слова Ромни о том, что 47% американских избирателей, поддерживающих Барака Обаму, не платят подоходные налоги, считая себя при этом жертвами, не преувеличение.

В этих группах очень высок процент людей, вовлеченных в криминальную или теневую деятельность. Они, разумеется, не разделяют представление об Америке как о стране, наделенной некой ответственностью за судьбу мира, более того, втайне приветствуют ее ослабление и поражение, сочувствуя латиноамериканскому и мусульманскому миру. И уж никак они не видят в Израиле "стратегического союзника с общими демократическими ценностями".

Формально оставаясь католиками, мексиканцы и прочие испаноязычные американцы весьма поверхностны в своих религиозных воззрениях, которые, впрочем, не имеют ничего общего с взглядами отцов-основателей Америки с их преклонением перед ветхозаветным идеалом человека и культом личной ответственности перед Творцом. "Латинос" подвержены всевозможным влияниям, от анархизма и до ислама. Хорошо известный факт: американские тюрьмы, большую часть обитателей которых составляют как раз "латинос" и чернокожие, превратились в индустрию по насаждению ислама. Многие новообращенные мусульмане стали таковыми после очередной отсидки, но распространяться на эту тему в американском обществе не принято, мешает пресловутая политкорректность.

Все эти группы населения, конечно же, будут голосовать за Обаму, а не за Ромни, олицетворяющего добрую старую Америку. Решение Обамы предоставить гражданство миллиону нелегальных иммигрантов, несомненно, разумное, с его точки зрения, решение. Точно так же как Олланд во Франции, наделивший гражданскими правами тысячи мусульман, Обама завоевал симпатии мексиканцев и резко расширил свою электоральную базу. Такие решения диктуются не только предпочтениями, идеологией и происхождением (например, фактом мусульманского происхождения Обамы, о котором многие так любят вспоминать), а еще и прагматическими расчетами. Все перечисленные группы населения становятся главным электоратом Демократической партии, и возглавь ее не Обама, а чистокровный англосакс, чей прапрадед был ревностным пуританином, ситуация, думаю, принципиально не изменилась бы.

Следует помнить также, что евреи США уже не воспринимаются, как прежде, опорой Израиля. Взгляды американского еврейства, в свою очередь, претерпевают быструю трансформацию, и сегодня судьба Израиля волнует их куда меньше, нежели проблема абортов, браки гомосексуалистов и "либеральные свободы". Они в массе своей продолжают восторженно поддерживать Обаму, холодное отношение которого к нашей стране не вызывает сомнений. Это не новый, разумеется, феномен. Еще несколько лет назад профессора Серджио де ла Пергола и Хаим Ваксман из Института политики еврейского народа в Иерусалиме указывали: еврейская молодежь Северной Америки проявляет растущее безразличие к судьбе Израиля, и всего 28% американских евреев определяют себя как сионисты. Испытывая патологическую ненависть к Бушу-младшему, американские евреи в массе своей готовы простить Обаме все его провалы и полны прекраснодушной веры в его предназначение.

Это демографическая сторона проблемы. Но есть еще ее идеологический аспект, уже никак не связанный с меньшинствами. Увы, вирус мультикультурализма и самобичевания, пришедший из Западной Европы, поразил американскую элиту — богему, научные круги, журналистов, верхушку юридического истеблишмента. Поношение своей страны в университетских кампусах (что уж говорить об Израиле?!) и Голливуде превратилось в проявление хорошего тона, равно как и дружба со всевозможными диктаторами и тиранами. Законодатели интеллектуальной моды, ведущие общественные деятели типа Ноама Хомского, киноактеры, "звезды" вроде Оливера Стоуна, Джорджа Клуни и экс-супруга Джейн Фонды Тома Хайдена, феминистки типа Сусанны Зонтаг, не упускают случая унизить свою страну и воспеть славу какому-нибудь деспоту, религиозному фанатику или демагогу. Эти пацифисты, "борцы за права человека", антиглобалисты и либералы поддерживают то Саддама Хусейна, то шиитского воителя Мукдата аль-Садра, то Уго Чавеса... Стоит одному сумасбродному диктатору, скажем, Фиделю Кастро, сойти со сцены, они немедля находят себе нового кумира, еще более кровожадного. Идеология здесь не имеет значения, им по душе все, кто ненавидит Америку, белых, христиан, евреев и Израиль. И чем сильнее эта ненависть, тем пламеннее их любовь. Порой логическим завершением этого пути становится принятие ислама, как это произошло с сыном Оливера Стоуна Шоном, которого теперь зовут Али, или с американским эмбриологом евреем Робом Гиллхэмом.

Последний пример характерен. В хоре голосов, поносящих Израиль, первую скрипку играют зачастую именно евреи. Лидеры движения "J Street", защищающие и во всем оправдывающие палестинцев; философ и публицист Джудит Батлер, сторонница кампании "За академический и культурный бойкот Израиля", недавно назвавшая ХАМАС и "Хизбаллу" прогрессивными левыми движениями; миллиардер Джордж Сорос и влиятельный интеллектуал Альфред Гроссер, считающий Газу "концентрационным лагерем", профессор университета в Висконсине Дженнифер Левенштейн, называющая израильтян "евреями-неонацистами"; Ричард Фальк (Принстонский университет), написавший "Путь к палестинскому Холокосту"; друг ХАМАСа и поклонник Дэвида Ирвинга, отрицателя Катастрофы, Норман Финкельштейн и Ноам Хомски… Несть им числа. Все они — американские евреи и знаковые фигуры на американском культурном Олимпе. Они давно уже не "белые вороны", а законодатели мод, и, подобно выкрестам Средневековья, активно прокладывают дорогу всем тем ненавистникам Израиля и евреев вообще, которые в ином случае, думается, были бы более осторожны в своих действиях и высказываниях.

В данной статье невозможно анализировать корни этого явления. Важно другое — Америка идет по пути Западной Европы, быстро превращаясь в мультикультурное мозаичное общество без каких-либо ценностей или с ценностями, враждебными рационализму, идеалам просвещения и демократии. Этот процесс идет как снизу, от массы иммигрантов, чуждых американской культуре, так и сверху, со стороны элиты. И в Западной Европе, и в США, да и в Израиле, средний класс постоянно сокращается, неся на себе растущее бремя "профессионально дискриминируемых"; традиционные устои размываются; гражданская ответственность перестает быть ценностью, а внешняя политика становится заложницей сомнительных интересов и предпочтений, что мы наблюдали в первую каденцию Обамы.

Возможно, у Ромни и есть шансы одержать победу. Но проблема не в этом. Проблема в том, что Обама, по всем критериям, должен быть с позором изгнан из Белого дома, а он лидирует в избирательной кампании, обходя своего соперника. Зловещий симптом! И хуже всего то, что и демография, и идеология самоненависти будут продолжать все сильнее оказывать разрушительное действие на Америку.

Израилю это не сулит ничего хорошего. Мир неудержимо меняется. Америка уходит с авансцены истории, как, по сути, уже ушла Европа, а те лихорадочные и растерянные шаги, которые предпринимает Запад, еще больше дестабилизируют ситуацию. Мир, и прежде всего, Ближний Восток, возвращается в прошлое — к временам средневековья, к региональным союзам и беспощадным локальным империям, к сумасбродным тиранам и безумным толпам, к фанатизму и невежеству. Израилю предстоит жить в этом мире без американской поддержки (или, что еще хуже, с плохо скрываемой враждебностью со стороны Америки и Европы), и чем раньше мы осознаем это и освободимся от иллюзий, тем больше у нас будет шансов на выживание.

"Новости недели" — "Континент"