СКУЧНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ ИСТОРИИ

СКУЧНЫЕ ВРАЧЕБНЫЕ ИСТОРИИ

Телесериал «Склифосовский» буквально рассчитан был на успех у зрителей. И потому, что мощной оказалась реклама его с участием ставшего недавно сверхпопулярным Максима Аверина, и исполнение им главной роли врача хирургического отделения больницы скорой помощи, как и любовь россиян как к зарубежным, так и отечественным сериалам на медицинские темы. Достаточно сказать, что выходу «Склифосовского» на федеральном канале «Россия 1» предшествовала премьера второго сезона сериала «Земский доктор» с Ольгой Будиной в главной роли. Не говоря о том, что на разных каналах идут как «Доктор Хаус» и другие американские сериалы, рассказывающие о буднях больницы, так и отечественные экзерсисы такого рода, как правило, ситкомы, вроде «Интернов» или «Дневника доктора Зайцевой». Юмористическая интонация есть и в «Склифосовском», как и наличие избыточного для подобной телепродукции натурализма, вроде разрезанной брюшины, крови на лицах, руках и ногах пациентов, которая все равно видится гримом и ничем иным.

Можно сказать, что «Склифосовский» мог вполне стать нашим ответом не Керзону или кому-то еще из буржуинов, а, скажем, тому же «Доктору Хаусу».

На телеканале «Россия-1» по выходным показывают, как правило, душещипательное и немного слащавое кино про непростые отношения любящих людей, что по старым голливудским лекалам заканчивается не как в жизни, а как в кино хеппи-эндом.

Если здесь идут сериалы, то, традиционно, это качественно снятая кинопродукция, что-то вроде телероманов, которые в меру возможного правдоподобны, но предназначены больше для проведения досуга зрителей, чем для чего-то другого.

Даже такие хиты, как «Ликвидация» Урсуляка с Владимиром Машковым в главной роли начальника уголовного розыска послевоенной Одессы, все же нечто для развлечения, будучи в своем роде настоящей профессиональной работой.

Сериал «Склифософский» можно смотреть с любой серии и с любой сценки в ней, потому что претензия на телероман таковой и осталась.

Есть однажды заданные характеры всех персонажей, есть бенефисы ролей второго плана (это касается многочисленных пациентов, которых постоянно доставляют в приемное отделение), есть любовные и иные интриги, которые существуют в заданном направлении и время от времени обнаруживают себя.

В качестве видеослогана постоянно показывают картинку со старым зданием московского НИИ имени Склифосовского (Склифа, как его для краткости называют) в разное время суток. На этом соотнесенность названия фильма с реально существующим медицинским учреждением заканчивается.

Вполне возможно, что съемки шли в реальных больничных помещениях, но все же остается впечатление, что выстроили большую декорацию и в ней как бы в реалистической манере показывают врачей и медсестер неотложной помощи разных квалификаций.

И потому, что в реальной больнице страховой медицины вряд ли можно заметить такую благодать, и потому, что в той же больнице врачи ведут себя и работают несколько иначе — жестче, проще, замотаннее.

Ставка на популярность Максима Аверина тоже не оправдала себя.

Да, он стал чуть ли ни национальным героем, сыграв следователя Глухарева в отделении милиции в трехсезонном сериале «Глухарь», который продолжается и теперь. Правда, и без его участия.

Максим Аверин, один из ведущих актеров столичного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, и в «Глухаре», и в «Склифосовском» играл такого простака, который своего не упустит, который знает то, что нужно для своей профессии, всегда остается на плаву при любых ситуациях, и который понятен каждому своей ясностью, харизматичностью и открытостью.

В том, что Максим Аверин — хороший актер, сомневаться не приходится. В том, что он достоверен в каждой роли — тоже. Но при этом он несколько однообразен и потому его естественность переходит в манерность, в ерничанье, а органичность существования в образе того или иного героя — премьерством. Это заметно было и в «Глухаре», что прошел успешно на канале НТВ. Зрители с интересом смотрели за тем, как Глухарев разруливает ту или иную ситуацию, действуя не всегда по закону, но всегда желая доказать, что справедливость есть или может быть, даже, если для этого надо будет нарушить закон. Ему, этому благородному в манере Робин Гуда милиционеру-следователю (менту-следаку) многое прощали, потому что смотрелся он с экрана своим парнем, который и пошутить может скабрезно, и выпить, когда требуется, и в морду дать, если посчитает нужным.

Доктор Брагин в «Склифосовском» слишком похож на следователя Глухарева. И здесь не проблема известного театрального артиста, а недочет всей концепции показа работы врачей в экстремальных условиях. Максим Аверин может сыграть все, что нужно в роли, будучи человеком дисциплинированным и ответственным. Но в докторе Брагине ему просто нечего играть, как нечего играть и другим артистам в их ролях.

«Склифосовский» есть по существу такое телеобозрение самых характерных случаев из практики экстренной медицины. Здесь среди пациентов пенсионеры с аппендицитом или сердечными заболеваниями, гастарбайтеры, получившие травмы на стройке, преступники, неудачно ограбившие банк, подростки с передозировкой наркотиков, священнослужители и многие другие. Как и сами врачи, у которых бывают нервные срывы, стрессы, житейские обстоятельства.

Каждой серии не хватает темпа, поскольку все диалоги, все ситуации отыгрываются, как театральные этюды учебного плана. Сами по себе они очень хороши и закончены, но для многосерийного фильма такая тщательность и заведомая прямолинейность показа каждой ситуации избыточна.

Скажем так, нет теледрайва, нет напряжения во всем, что включено в каждую серию (а их показывают по две каждый вечер). Поэтому можно спокойно переключить пульт на другой канал и затем снова вернуться на «Россию 1» для просмотра «Склифосовского» и понять, что в зрелищном плане, в интересе к тому, о чем идет речь ничего не потеряно.

Фильм получился не только замедленным, но и банально прямолинейным. Он напоминает многим утренние передачи о здоровье, что в утреннем эфире идут на главных телеканалах России. Только тут, в «Склифосовском», действие из студии перенесено в павильон, имитирующий настоящую больницу. Все остальное по подаче материала — тоже самое.

Это как затянутый научно-популярный фильм о том, что надо следить за своим здоровьем, заботиться о нем, не иметь дурных привычек, уважительно относиться к близким людям, доброжелательно — ко всем остальным. То есть, есть нравоучительный подтекст, который напоминает, например, шедевр советского кино «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в главной роли. Но там, при всей идеологичности сценария, заметна была и правда чувств и отношений. Здесь есть только калейдоскоп событий и намек на романное повествование и не более того.

Так что «Доктора Хауса» не преодолели, а сняли что-то между жанрами, похожее немного на реальность, но такую, о которой можно только мечтать, поскольку на самом деле она иная и более драматичная. Странно, что именно ее, драматичности, фильму про врачей скорой помощи в «Склифосовском» и не хватает.

А потому и ни прекрасные актеры, вроде Эммануила Виторгана, играющего главврача больницы, ни попытки показать будни врачебной деятельности, ни многое другое не привело к тому, что «Склифосовский» стал событием. Конечно, и полным провалом его назвать нельзя, поскольку он найдет и своего зрителя, и получит ,вероятно, неплохой рейтинг. Но все же тем, чем он мог бы быть, широко разрекламированный сериал так и не стал. И вряд ли будет иметь продолжение, поскольку калейдоскоп похожих сцен быстро надоедает, а характеры врачей и медсестер в духе теории классицизма не меняются никак. Ни в хорошую, ни в плохую сторону.

В результате получилась псевдонародная копия на американское кино, которая воспринимается именно, как копия при всех ее достоинствах, которые не дают забывать о недостатках. Явных и досадных, которых, впрочем, могло бы и не быть при другом раскладе и ином подходе к смотрибельной и претендующей на постоянный интерес зрителей теме.

Но тогда было бы другое кино. А пока — «Склифосовский», как достижение, и которого нет и не предвидится пока, что очевидно с любой точки зрения.

Илья АБЕЛЬ