ДЫРЯВЫЕ РУБЕЖИ АМЕРИКИ
Указ президента Обамы о предоставлении официального статуса почти двум миллионам нелегальных эмигрантов нанес, в сущности, мощный удар по экономике США, прибавив эти миллионы к армии безработных. По данным Центра иммиграционных исследований США, численность нелегальных иммигрантов в текущем году составляет от 11 до 15 миллионов — примерно 3-5 процентов населения. Это больше численности жителей таких стран, как Бельгия, Венгрия, Греция, Португалия.
Основной поток нелегалов проникает к нам через южную сухопутную границу. У США две сухопутные границы — северная с Канадой, протяженностью 8900 км и южная — с Мексикой, протяженностью 3200 км. Их никак не отнесешь к категории "граница на замке". Государства, граничащие с нами, уделяют охране своих рубежей мало внимания, рассчитывая на США. К примеру, сухопутные и морские границы Канады, общая протяженность которых — одна из самых больших в мире, охраняются силами Королевской Конной Полиции и морской пограничной службы, численностью немногим более 10 тыс. человек. Примерно столько же в пограничной страже Мексики. За пограничные рубежи США отвечает Агентство по таможне и охране границы — CBP, которое входит в состав Министерства национальной безопасности. Годовой бюджет СВР в 2012 году составил 12,1 млрд. долларов. Личный состав СВР — около 60 тыс. человек, из них около 17 тыс. военизированных агентов непосредственно несут охрану сухопутной границы, остальные заняты на таможне и охране морских рубежей.
МЕКСИКАНСКИЙ РУБЕЖ
От побережья Мексиканского залива он проходит 2019 км по фарватеру реки Рио-Гранде до городов Эль-Пасо (штат Техас) и Сьюдад-Хуарес. Затем идет по пустыням Чиуауа и Сонора до реки Колорадо. И далее — до тихоокеанского побережья. На побережье граница разделяет мегаполисы Сан-Диего (шт. Калифорния) и Тихуана (Мексика). Таким образом, ее сухопутный участок составляет около 1300. Именно он наиболее доступен для нарушителей и требует особой охраны.
Мексиканская граница разбита на 9 секторов Сектор — относительно независимое подразделение CBP. Насыщенность секторов агентами различная: от 16 чел/км (Сан-Диего) до 2 чел/км в Нью-Мексико — совершенно недостаточно по определению.
Хотя еще в 1996 г. Конгресс призвал правительство наращивать (до 1000 человек в год) число агентов на южной границе и довести ее до 20 тыс., это не было выполнено вследствие бюджетных затруднений. Актом Конгресса 2004 г. принято увеличение численности службы охраны границ на 10 тыс. сотрудников в течение пяти лет, однако реально прибавляется всего 200 человек в год. И к 2012 году непосредственно мексиканскую границу охраняет лишь немногим больше 13 тыс. агентов.
Поскольку охрана ведется оперативным методом, то основную "нагрузку" несет личный состав, осуществляющий патрулирование и другую оперативно-служебную деятельность с привлечением индивидуальных и коллективных технических средств.
Патрулирование границы США ведется в штатном режиме нарядом по 2 человека, оно почти полностью моторизовано; в труднопроходимых местах используются одноместные вездеходы и лошади. Действия агентов направляют автоматические сигнальные системы. Но к началу 2012 г. только 45% границы было оборудовано стационарными системами сигнализации.
Между тем, вблизи приграничных городов поток сигналов (истинных и ложных) настолько велик, что дезорганизует работу операторов и агентов. Кроме того, большинство средств сигнализации уже выработало свой ресурс или морально устарело и требует замены. Агенты CBP считают, что датчиков, какие бы они не были, все равно не хватает.
Глобальной проблемой охраны границы является быстрая и адекватная реакция патрулей на установленное вторжение. Но большие расстояния, отсутствие точных данных о направлении движения нарушителей и пересеченная местность крайне затрудняют поиск, в результате большая часть их границу преодолевает.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ
До 2006 года абсолютное отсутствие заграждений на границе предоставляло нарушителям возможность беспрепятственного просачивания в местах, где патрулирование и применение сигнализационных средств затруднено. И только в мае 2006 года был принят билль H.R.4437, по существенному усилению охраны южной границы. Согласно плану, возводится целый комплекс заградительных сооружений длиной в 1100 км. Штат Аризона стал первым в плане строительства стены 6 метров в высоту и 1,5 метра в глубину. Однако в предгорьях и пустынях Аризоны и Нью-Мексико, где строительство такого забора затруднено, установлены лишь противоавтомобильные барьеры протяженностью около 800 км, от просачивания пеших нарушителей защищенные лишь сигнализацией.
Американское общество не остается в стороне от проблем охраны границы. Основной клич — "Если правительство пока не может нас защитить, то защитим сегодня себя сами!" И в мае 2006 г. организация "The Minuteman Civil Defense Corp" начала строительство вдоль границы с Мексикой (на землях частных владельцев) первой очереди "общественного" забора длиной 42 км, в основном, силами волонтеров. Он был закончен к 2010 году и полностью блокировал просачивание нелегалов. Участки меньшей протяженности также сооружены волонтерами из организаций Border Safety Initiative и BSI.
За 17 лет вплоть до 2012 г. на границе с Мексикой было установлено более 40 000 радиоканальных автономных средств обнаружения пассивного типа и около 1800 телевизионных камер видимого и инфракрасного диапазона.
Однако, несмотря на то, что бюджет на охрану границы увеличивается из года в год, посты мониторинга к началу 2012 г. стационарно контролировали (посредством сигнализации и теленаблюдения) не более 15 % границы. Кроме них, используется разведка, в том числе космическая, авиационная и агентурная. Тем не менее, все эти средства сегодня не обеспечивают надежного прикрытия пограничного рубежа.
"ВОЛЧЬИ ТЕНИ"
Так называется действующий при пограничной службе небольшой отряд индейцев, использующий не только новейшую технику и средства связи, но и навыки "чтения пустыни". Спецподразделение, в котором служат представители восьми индейских племен, было создано еще в 1972 году. "Волчьи тени" сумели доказать свою высокую эффективность в борьбе с наркодилерами и нелегальными мигрантами. Как утверждают представители иммиграционно-таможенной службы, на это подразделение приходится порядка 70% наркотиков, задержанных на его участке границы. Последняя успешная крупная операция была проведена в январе этого года, когда "Волчьи тени" выследили караван с 3,5 тоннами марихуаны.
К новобранцам предъявляются жесткие требования: они должны отслужить в армии, иметь хорошее образование, быть в прекрасной физической форме, обладать абсолютно чистой биографией. И, естественно, каждый, кто хочет служить среди "Волчьих теней", должен быть не просто индейцем по рождению, а владеть навыками предков, уметь читать следы, знать повадки животных и ориентироваться в любой местности. Командир отряда Кевин Карлос отмечает, что это дает в том числе и моральное преимущество перед преступниками, которые не ожидают встретить в XXI веке высоких технологий опытных следопытов. Странно, однако, что такой отряд — единственный на мексиканской границе.
ГВАРДИЯ И МИЛИЦИЯ
При администрации Дж. Буша-мл. Сенат США одобрил предложение Белого дома о направлении национальных гвардейцев на укрепление южных рубежей страны и в течение 2007-2009 годов на границе с Мексикой действовали почти 6 тыс. резервистов. Роль их, однако, была ограничена. Национальные гвардейцы самостоятельно задерживать нелегалов не имели права. Обнаружив нарушителей, они сообщали их координаты пограничным патрулям. Но и такого рода деятельность была достаточно эффективной.
Между тем, президент Обама принял решение о постепенном сокращении их числа, мотивируя высокой стоимостью содержания на границе. И к 2011 году там осталось всего 1200 национальных гвардейцев. В американской прессе обсуждался вопрос об эффективности их действий. Как писала The Washington Post, в 2011 году они помогли пограничным патрулям задержать 25514 нелегалов. Тем не менее, в настоящее время численность национальных гвардейцев сокращена до 300 человек. Они патрулируют границу в основном на вертолетах и самолетах.
Но и кроме того, с начала ХХI века к охране мексиканского рубежа все более активно подключаются члены Гражданской милиции. Так называются легальные военизированные отряды, состоящие из добровольцев. Это в основном белые американцы, исповедующие сугубо консервативно-радикальные взгляды на политическую и социально-экономическую обстановку в Соединенных Штатах.
Согласно официальным подсчётам, по итогам 2011 года, таких военизированных отрядов в США было более тысячи (в 2009-м — 932). С 1999 года в них началось создание так называемых "групп бдительности граждан" для охраны мексиканской границы, их члены стали получать материальную помощь из местных бюджетов. В задачи этих групп входит поимка нелегальных мигрантов на границе с Мексикой и на побережье Флориды, а также — беглых преступников. Деятельность "групп бдительности" субсидируется не только приграничными, но и более отдаленными штатами. К примеру, штат Иллинойс за последние 10 лет выплатил "группам бдительности" около 60 млн. долларов, штат Алабама — 12 млн., Аризона — 32 млн. Эти деньги члены милиции могут тратить только на оружие, средства связи и транспорт.
Символичным, к примеру, является намерение Законодательного собрания штата Аризоны утвердить проект закона, в рамках которого осуществлялось бы полное финансирование вооруженных отрядов гражданской милиции, призванных патрулировать пограничную территорию штата.
Хотя "милитанты" имеют право лишь задерживать нарушителей границы и должны передавать их властям, однако их подозревают и в проведении самостоятельных операций по уничтожению нелегальных иммигрантов из засад.
ПОГРАНИЧНЫЙ НАРКОТРАФИК
Мексиканская граница в ХХI веке стала одним из самых напряженных участков борьбы с поставками наркотиков из стран Латинской Америки. Вместе с мигрантами из Мексики устремляется огромный поток наркотиков — в 2011 г. конфисковано более 30 т кокаина и 750 т марихуаны. По оценкам специалистов, объем годового наркотрафика составляет более 65 млрд. долл. в год, основная часть его проходит через южную границу.
Когда нелегальные вещества переправляли наземными путями, с этим ещё можно было бороться. Но ситуация осложнилась, когда пакеты начали доставлять при помощи летательных аппаратов, почти бесшумно пересекающих горную местность и сбрасывающих свою ношу в условленной точке. Контрабандисты используют не только самодельные паралёты, но и беспилотники. За 2011 год пограничная служба засекла 223 летательных аппарата — вдвое больше, чем в 2010.
С началом строительства заграждений, для наркотрафика стали использоваться тоннели, отрываемые в основном между пограничными городами, такими как Тихуана и Сан Диего (Калифорния), Сьюдад-Хуарес — Эль-Пасо (Техас), Эройка — Ногалес (Аризона). С 2000 года было обнаружено свыше 150 таких туннелей. Многие туннели имеют более 200 метров в длину и освещены, в них также есть вентиляционная система. По оценке американских специалистов, заказчиками строительства этих туннелей являются наркобароны. В августе обнаружен еще один подземный коридор, протяженностью в 219 метров, от мексиканского города Сан-Луис-Рио-Колорадо в Аризону, который считается самым сложным в своей конструкции, и обошелся не менее чем в 2 миллиона долларов.
Как сообщает канал FoxNews, наркоторговцы применяют новое средство передачи кокаина: катапульту. По данным канала, в августе ночью национальные гвардейцы засекли группу людей, заряжавших странное орудие большими пакетами. Они связались с мексиканскими пограничниками, которым удалось захватить катапульту и изъять 35 фунтов наркотика. По расчетам, с помощью такой конструкции можно перекидывать по два килограмма за бросок на дальность более 150 м.
ПЛАТА ЗА "ДЫРЯВУЮ" ГРАНИЦУ
Сегодня нелегальная иммиграция является немалой угрозой не только экономике, но и национальной безопасности США. Если в начале 90-х годов прошлого века считалось, что у нас 3,5 миллиона нелегалов, то сейчас называют цифры от 11 до 15 миллионов. Хотя обе цифры, естественно, условны. Вообще же, любая статистика по нелегалам — сплошная условность. Невозможно даже со сравнительной точностью сосчитать тех, кто прячется от закона, избегая любых регистраций и переписей. Ведь только задержанных пограничными агентами нарушителей в 2011 г. зарегистрировано около 1,2 млн., большинство из них проникло через границу с Мексикой. Кстати, мексиканские власти не заинтересованы в сдерживании этого потока, так как денежные переводы мигрантов на родину составляют миллиарды долларов в год, а кроме того, снижается уровень безработицы в стране.
Пограничная служба США испытывает постоянное недофинансирование и недокомплектацию. В среднем на милю границы приходится около четырёх служащих, но большинство из них работает в районах крупных населённых пунктов, в то время как обширные пустынные и горные районы охраняются слабо. С 2000 г. из страны выдворено более 6 млн. нелегалов, но эта процедура дорогостояща и неэффективна. При таком миграционном потоке подрывается экономика (потери оцениваются от 400 до 1000 млрд. долл. в год), усугубляется криминогенная обстановка, особенно в южных пограничных штатах — Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико, Техасе.
В миллионных массах нелегалов около 2-х процентов — криминальные элементы: бандиты, убийцы, насильники и так называемые "подготовленные" нарушители — шпионы или потенциальные террористы. Никто не может даже приблизительно вычислить, сколько таких, но совершенно очевидно, что они подготовлены и обеспечиваются прикрытием на порядок лучше, чем рядовые мигранты.
В национальном составе нарушителей преобладают мексиканцы (в 2011 г. — около 80 процентов), однако в последнее десятилетие выросла доля жителей Бразилии, Никарагуа, Венесуэлы, Боливии и других латиноамериканских стран. Но увеличился и приток еще более "проблемных" нелегальных иммигрантов из мусульманских стран — Афганистана, Ирана, Ливии, Пакистана, а также из Африки. Как язвительно пишет один из экспертов, "мир постепенно узнает то, о чем мексиканцы уже знают давно — граница США широко открыта для любого".
Огромный поток нелегальных иммигрантов, на фоне которого в США проникают действительно криминальные элементы и даже террористы, резко снижает эффективность охраны южной границы вследствие невозможности адекватного реагирования на каждое ее нарушение. В этой связи, недоумение вызывает вышеупомянутый Указ президента Обамы. Большинство комментаторов расценивает его как предвыборный маневр, предназначенный для привлечения голосов латиноамериканцев. Но и кроме того, Указ Обамы стал дополнительным стимулом для тех, кто стремится нелегально попасть в Штаты через их южные дырявые рубежи.
Марк ШТЕЙНБЕРГ, военный историк, Нью-Йорк
Еженедельник "Секрет" (velelens.livejournal.com)