ЭЛИТНЫЕ БЫЧКИ

ЭЛИТНЫЕ БЫЧКИ

А.П.САДЧИКОВ


Один из героев рассказа А.П.Чехова попал под лошадь и был горд тем, что этот случай был описан в местной газете в разделе «происшествия». Наш приятель гордился тем, что чуть не стал причиной международного политического скандала. «Гордиться» он стал только по прошествии многих лет, когда все забылось, и этот случай стал походить на легенду. А первое время он страшно боялся последствий содеянного. Однако гордость гордости — рознь. Поступок чеховского героя никому не принес вреда, разве что сказался на самочувствии лошади, тогда как проступок нашего приятеля лишил страну и всех нас изысканного продукта. Однако об этом немного позже.

Вы усомнитесь, может ли обычный гражданин совершить проступок, который стал причиной разбирательства в высших эшелонах власти. Оказывается, может. Это для хорошего дела нужен ум, опыт, знания, а для глупостей — все это лишнее. Однако не буду вас интриговать своими разглагольствованиями. Чтобы снять с себя ответственность за разглашение государственных секретов, и чтобы зарубежное государство не предъявило счет за содеянное (сейчас все любят это делать), скажу, что это такая же легенда, как и все другое, которое могло случиться много-много лет назад. Тем более, это событие мы описываем со слов нашего приятеля.

Это случилось в далекие 60-е годы прошлого века. Как известно, в сентябре 1959 г. состоялся первый в истории советско-американских отношений официальный визит руководителя КПСС и главы советского правительства Н.С.Хрущева в США. Он продолжался почти две недели. За это время Никита Сергеевич несколько раз встречался с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром, в том числе — «с глазу на глаз», с американской политической элитой, промышленниками и простыми американцами. Особое внимание советский лидер уделил американскому фермеру Росуэллу Гарсту, опыт которого по возделыванию кукурузы он предполагал использовать в нашей стране.

Уже после визита, в декабре 1959 г., Н.С.Хрущев подарил Д.Эйзенхауэру саженцы некоторых деревьев и кустарников специально для президентской фермы. Информация об этом была опубликована в советской печати.

Учитывая интерес советского руководителя к сельскому хозяйству, президент США Д.Эйзенхауэр взамен подарил Никите Сергеевичу несколько бычков, которые с большими предосторожностями были привезены в Москву. Бычки были необычные. Во-первых, они были выращены на ферме самого президента США, во-вторых, это были элитные животные, породы, имевшей «мраморное» мясо. Предполагалось, что бычки улучшат поголовье советских коров и быков. Президент США был хорошо осведомлен, что с кормовой базой для бычков проблем не будет, ведь Никита Сергеевич интересовался кукурузой, любимым блюдом крупного рогатого скота.

На политбюро обсуждали, что делать с бычками. Отдать их в какой-то колхоз нельзя, загубят (в этом никто не сомневался), на частное подворье — тем более, подрывает устои социалистического производства. Решили передать их на ВДНХ, в павильон животноводства. Там и уход, и условия жизни соответствуют зарубежным стандартам. Однако они не учли, что в этом павильоне подрабатывал наш приятель, тогда еще студент ветеринарного института.

Руководству павильона строго наказали следить и ухаживать за бычками, чтобы, не дай бог, ничего с ними не случилось. О том, что животные — подарок президента США засекретили, чтобы не вызывать нездорового интереса к ним. Вдруг кто-то из ортодоксальных коммунистов из-за недовольства политикой «буржуинов» нанесет вред ни в чем неповинным животным. Другие — поборники «запада» начнут пичкать бычков всевозможными яствами. Это тоже нехорошо.

Бычки находились в просторной вольере, а чтобы не застаивались, ночью их выпускали гулять — пастись на лужок недалеко от павильона. Поручили эту важную миссию студенту. Как-никак, будущий ветеринар, специалист, должен с пониманием и любовью относиться к сельскохозяйственным животным.

Наш друг поздно вечером, когда посетители и сотрудники павильона расходились по домам, выпускал бычков на лужайку и отправлялся спать. Студент он и есть студент, что с него взять. Бычки всю ночь были предоставлены сами себе. Они ели травку, потом ложились на сырую землю, их поливал дождик, окатывало утренней росой. Если это были наши российские бычки, с ними, возможно, ничего бы не случилось. Наши животные ко всему привычные. А американские — элитные, оказались созданиями нежными и хрупкими. Заболели они через некоторое время и, в конечном счете, отдали богу душу.

Чтобы оценить проступок нашего приятеля следует более подробно рассказать о самих бычках. Скорее всего, это были черные Ангусы (Black Angus), которые имеют мраморное мясо. В мышечной ткани жировые вкрапления образуют своеобразный рисунок, похожий на мрамор, отсюда и название. Эта говядина — лучшее мясо для стейков! Если бы не этот случай, возможно, мы со стейками из мраморной говядины познакомились лет пятьдесят назад, а не только в последнее десятилетие.

Что делать, как отвести от себя беду, как спасти шкуру (свою, родную, а не каких-то американских бычков). Студента первым делом уволили, чтобы не отсвечивал. Подключились ветеринары, и обнаружили у бычков туберкулез. Якобы им животные заболели еще в Америке, а здесь в неблагоприятных климатических условиях болезнь только усугубилась. Подсунул, дескать, президент Соединенных Штатов некачественных животных.

Однако этими отговорками политбюро не проведешь. Многие чиновники должны были лишиться не только рабочих кабинетов, но и партийных билетов (а это намного хуже, чем потерять одну только должность). Тем более в 1960 году предполагался визит к нам президента США. Что будет, если он захочет повидать родных бычков? Вдруг он скучает о них, что тогда делать? Скандал! А если он узнает, что животные были туберкулезные и из-за этого почили в бозе? Это же удар не только по престижу президента США, но и всего американского государства.

Однако помог случай. Американцы вовремя заслали к нам самолет-шпион U-2, вначале один, затем второй. Последний был сбит под Свердловском, а американского пилота взяли в плен. В результате, визит президента США в СССР был отменен. Работники павильона ВДНХ свободно вздохнули. Не до них теперь. В печати началась истерия о кознях американцев. На этой волне смерть ни в чем не повинных бычков выглядела как своеобразная «месть» со стороны бдительных граждан. На этом и забыли.

На психику студента этот случай так подействовал, что после окончания ветеринарного института к животным на пушечный выстрел не подходил. Он до конца жизни занимался наукой, стал кандидатом наук, однако в качестве объекта исследований выбрал самое безобидное существо — водоросль хлореллу.