БЛИЦ-ОПРОСЫ МЕДИАГРУППЫ КОНТИНЕНТ
1. КАКОЙ ИЗ ПРОЦЕССОВ ПРЕОБЛАДАЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СИНТЕЗ ИЛИ РАСПАД?
Михаил Кагарлицкий, писатель, журналист. Тель-Авив (Израиль)
1. Конечно, синтез. Богатые становятся беднее, бедные богаче, а все остальные смотрят и радуются за первых и за вторых. Рано или поздно в какой-то точке все они сравняются.
Рауф Кубаев, кинорежиссер. Москва (Россия)
Одновременно и то, и другое. Вообще странный вопрос. Строго говоря, можно сказать, что и то, и другое, но с другой стороны можно сказать, что нет ни того, ни другого. Синтез ЧЕГО и распад ЧЕГО? конкретно? С одной стороны, производство падает, но, во-первых, оно по всему миру падает, а с другой — вступление России в ВТО даёт определённые надежды. Очень неконкретный вопрос: что именно имеется в виду?..
Валерий Курносов, писатель, журналист. Казань (Россия)
В России однозначно распад. Деградация всего — законности, доверия к власти, образования, здравоохранения, культуры, промышленности, нравственности, обороноспособности, небывалый рост наркомании, педофилии, мракобесия, бегство из страны наиболее образованной части и ее замещение беженцами из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, многие из которых несут болезни и контейнеры с героином.
Дмитрий Савельев, политолог. Ростов-на-Дону (Россия)
В настоящее время идет нравственный распад в стране. Нет ценностей духовных и культурных. Особенно это наглядно проявляется среди молодежи. Идет деградация молодого поколения, мечтающего о больших и легких деньгах. Золотая молодежь, имеющая шальные деньги от родителей живет" клубной" жизнью, не задумываясь о стране в которой они родились (России) и мечтающая уехать жить на Запад, так как там свободные нравы. О каком синтезе можно говорить? О политическом? Так его нет, так как нет единой национальной идеи. Кто богаче — тот и прав, вот принцип жизни.
Андрей Тесля, философ. Хабаровск (Россия)
То, что на поверхности — распад. Поскольку прежние формы утратили содержание, и, что важнее, непонятно, каково направление движение, собственно, "что складывается" — непонятно в плане "отсутствия образа желаемого".
Борис Вишневский, политолог, публицист, общественный деятель. Санкт-Петербург (Россия)
Маразм.
Игорь Мусолин, писатель. Санкт-Петербург (Россия)
Синтез и распад не могут существовать друг без друга, как добро и зло, свет и тень, лето и зима. Спасибо товарищу Гегелю. Например синтез бюрократического аппарата сопровождается распадом социальных отношений, а распад альтернативной культуры — синтезом силовой вертикали.
Виталий Щигельский, писатель, журналист. Санкт-Петербург (Россия
Преобладает распад. Россия медленно, но неуклонно разлагается на простейшие. Производство замещается торговлей и грабежом. Наука уступает перед мракобесием. Моральные нормы выталкиваются пещерными инстинктами за татами сознания. Более прочего способствует распаду процесс слияния госорганов с преступными группировками. Пожалуй, это единственный удавшийся синтез в России за последние 20 лет.
Георгий Янс, журналист. д.Юдино (Россия)
Какой из процессов преобладает в современной России: синтез или распад?
Однозначного ответа нет. С одной стороны, типичное феодальное государство с элементами государственной раздробленности. «Вассал моего вассала не мой вассал». С другой стороны, однозначно имперское мышление нынешней власти. Свой ответ проиллюстрирую на примере Кавказа: отпустить нельзя оставить. Где поставить запятую, покажет только время.
Сергей Асриянц, журналист, музыкант. Москва (Россия)
Печально сознавать, в особенности человеку, живущему в этой стране и имеющему взрослых детей, что вероятен, скорее, второй вариант развития событий. И вот почему. Пресловутая вертикаль власти — это очередное нечто «на глиняных ногах». Даже не колосс, а что-то такое непонятное, бесформенное и постоянно деформирующееся вследствие процессов внутреннего гниения — оседающее и оседающее, подминающее под отваливающимися и падающими с него массами все живое, что пытается вырасти внизу. Головы нет — она уже давно провалилась куда-то в район желудочно-кишечного тракта, который и определяет единственную действующую систему организма. Звуки, которые регулярно доносятся до нас из проверченных пальцем отверстий в этом «нечто» – тоже продукт ее деятельности, перистальтика кишок. Их пытаются называть то музыкой, то журналистскими расследованиями, то ток-шоу, и этому верят… полтора десятка бабушек, которых почему-то очень интересует размер гениталий и методы совокупления каких-то самопровозглашенных «звезд», где-то там, в замках под парижами-лондонами, а еще и псевдо-мачизм псевдо-альфа-самца. А в это время из-под бабушек, с раскрытыми от восторга ртами уставившимися в ящик, по всей стране тащат кто, что может – квартиры, пенсии, сбережения, будущее их детей и внуков, продают втридорога все это другим бабушкам, и на вырученные деньги показывают им же как надо жить, что надо есть и во что одеваться. Нерон отдыхает и нервно курит в сторонке.
Зло, скажете вы. Тогда услышите о том, что многие законы РФ не действуют в кавказских республиках, например КАСКО — система страхования от всяких неприятностей, могущих случиться с вашим автомобилем (об этом страховщики открыто предупреждают при покупке полиса). Что все Зауралье — это территория праворуких машин, обживающих Дальний Восток китайцев, где местные жители давно и прочно ориентированы на тот же Китай, Японию и Штаты. На Штаты и на Европу ориентированы значительно больше половины молодых россиян, и это показывают исследования, а также весь бизнес, включая олигархический («Континент» привел статистику по вывозу капиталов — в сентябре цифра достигла 13,9 млрд долларов). И что остается — только передать просительное письмо в надежде на «зеленую карту», привязав его к лапе стерха (тот тоже полетит не за «лидером», а подальше от этих безумных идей), «на деревню дедушке» — Сэму или Джеку.
Распад случится ровно тогда, когда закончится эта эпоха убогих «руководителей». Они сами и подготавливают — либо распад, либо кровавую баню, когда толпы, вооруженные навязанной этими неучами идеологии с единственным постулатом «отжимать бабки любыми методами», будут вновь выжигать все вокруг на столетие вперед. А пока эти, бессовестно подмяв под себя все живое, окружив себя еще более ничтожными людьми, не создавшими в своей жизни ничего, и еще смеющими учить нас и наших родителей, произнося слова «честь», «совесть», «Родина», мелко трясутся от страха в гигантских дворцах, зачищая целые города для проезда из дома на работу и обратно, пытаются защитить свои тельца дивизиями охраны, поиграть в войнушку, отбирая нажитое другими, и пытаясь подкупом и подтасовками объегорить такую же мелочь, случайно пришедшую к власти в других странах. Им неведомы пацанские законы «один на один» — это ненасытная стая, без понятий о достоинстве личности, заповедях и неписаных правилах. Порвут, порвут они любого, кто потребует с них ответа, а если перестанет удовлетворять их ненасытным желаниям вожак, и его. Доказательства, как говорится, налицо. Vivat, Ломборозо!
Илья Абель, писатель, журналист. Москва (Россия)
В современной России очевиден процесс стагнации.
Со стороны может показаться, что все существует в обычном режиме: есть государственность, есть бюджет, есть руководители разного уровня, законодательная власть принимает нужные законы, исполнительная власть их проводит в жизнь. Но все это на самом деле желаемое, принимаемое за действительное.
Исполнение любых законов тормозится мздоимством и безответственностью на местах, за основу выбора исполнителей берется не профессионализм, а преданность линии ведущей партии и ценным указаниям начальства.
Чего говорить, если вроде бы далекий от политики человек, руководитель группы "Машина времени", Андрей Макаревич пишет открытое письмо Президенту РФ о том, что коррупция достигла запредельных размеров, что откаты уже приближаются к 100%. (Откаты, наверное, не чисто российское явление. Может быть, оно есть и в Европе, и в США. Это когда чиновник получает часть средств, выделенных на осуществление какого-то проекта из того, что на этот проект выделено. По существующей практике стоимость проектов, как приходилось слышать, специально завышают, чтобы иметь в виду и выплату откатов. Это вроде и не взятка, но чиновник может выбирать, кому передавать проект. Есть и другая сторона вопроса. Было разумное решение — отдавать выигрыш в тендере той фирме, которая меньше просит на реализацию поставленной задачи. Оказалось, что первенство у непрофессионалов. Не говоря о приписках, и тому подобных вещах.)
Но дело не в этом. Вернее, не только в этом.
Есть несколько существенных моментов, характеризующих современную Россию.
Совершенно очевидно, что выборы разного уровня по свидетельствам наблюдателей и тем, что сообщается в прессе, сопровождаются фальсификациями. У них есть исполнители с уровня низовых избирателей комиссий и выше. Административный ресурс, когда нужного кандидата поддерживают всячески власти на всех уровнях, опробован давно, начиная со времен правления Ельцина и никуда не исчез.
Но, если руководители разных уровней сознательно идут на то, что выборы проводятся на подведомственных им территориях с нарушениями, которые уже не стараются скрыть —голосование одних и тех же людей в разных местах, вбросы бюллетеней, ограничение прав наблюдателей на выборах — то ясно, что спрашивать с них строго уже достаточно трудно. То, что результаты выборов местных и федеральных не отвечают действительным настроениям в обществе — очевидно. Отсюда, с одной стороны разочарование потенциальных избирателей и небольшая явка на выборы, с другой — уверенность власти в том, что пройдут нужные персоны во власть.
В таком случае доказывать что-то в правовом поле или вообще невозможно или достаточно сложно. И при этом градус риторики представителей власти напоминает советские идеологические штампы.
Таким образом, можно говорить о третьем застое.
Первый был при Сталине и являл собой пример тоталитарного государства с диктатором во главе его.
Второй застой был при Брежневе, так сказать, антитезис, как бы в рамках гегелевской триады. Государство было тоталитарным, но уже без диктатора в качестве вождя и на излете идеологических установок.
Третий застой, синтез, происходит сейчас. Государство в меру либерально, как и власть, но до определенных пределов. Управление резко структурировано и новаций, нечинопочитания не приемлет.
Экономическая ситуация позволяет лавировать между мягкой диктатурой и ограниченной демократичностью.
То есть, есть элемент стабильности. И те протесты, которые как бы спонтанно прошли в конце прошлого — начале нынешнего года, были, скорее всего, единственно состоявшимся выражением протестных настроений. Оно ушло в песок, поскольку активность масс использована была в карьеристских целях лидеров так называемой системной оппозиции. И опять же потому, что административный ресурс слишком заметен в местном самоуправлении. Свобода и демократия хороши сами по себе, но, если человека за его свободомыслие, как минимум, могут уволить с работы, выгнать из института, да просто всему району не включить вовремя отопление, не ремонтировать дороги, не решать проблемы с детскими садами — то есть, если показывать, что надо голосовать правильно и тогда будет не все, но хоть что-то — вот тогда все будут голосовать, как нужно, как уже было в СССР и станут поддерживать тех, кто сможет решить самые насущные социальные и иные проблемы.
Итог: затишье перед катастрофой. Нет, не перед революцией, которой уже не будет ни при каких обстоятельствах. А перед необходимостью выживания незащищенных слоев общества на фоне кризиса власти, экономики и идеологии.
И тут уповать приходится только на Провидение, которое не раз спасало Россию в самых сложных ситуациях ее истории. И на веру. Не государственно насаждаемую и поддерживаемую, а на ту, что истинна и непререкаема из века в век.
Да и на себя остается надеяться, поскольку из красивых фраз и цифр костюма не сошьешь, ничего не приготовишь, назавтра не оставишь.
Так что, если это и синтез, то подправленный из того, что когда-то было и не ушло совсем, а вот вернулось в более цивилизованной форме, хотя начиналась новая Россия на волне больших ожиданий перемен к лучшему.
Они не произошли и теперь на ближайшую перспективу вряд ли произойдут, потому что сами настроения общества — конформистские и иные — приводят к застою, продолжительность которого есть неисчислимая величина, поскольку, как известно, у России всегда свой путь. И пока она опять скатилась к повторению пройденного. Надолго или нет — Бог весть.
2. ВОЗМОЖНА ЛИ ПОЛНОМАСШТАБНАЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ВОЙНА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА?
Михаил Кагарлицкий, писатель, журналист. Тель-Авив (Израиль)
Такая война возможна только при той ситуации, если конфессии развиваются поступательно, а в той, когда одни теряют сторонников, а другие набирают, ни о какой войне не может быть и речи, — только стратегическое отступление одних, и тотальное наступление других. Но победители настолько преобразятся в ходе этой эволюции, что могут оказаться и побежденными...
Рауф Кубаев, кинорежиссер. Москва (Россия)
Давайте будем откровенны: если межконфессиональная война и возможна, то организаторами её будут финансовые центры влияния. Например, в России нет и намёка на межконфессиональное противостояние. Мусульмане на ближнем востоке громят не протестантов и католиков, а американских воротил, которые провоцируют эти конфликты. Нигде в мире нет конфликтов между, допустим, мусульманами и христианами. В Ольстере когда-то было реальное противостояние между католиками и протестантами — это считается? Везде, где идёт якобы межконфессиональный конфликт, на самом деле прячется политика.
Или противостояние Израиля и арабского мира — разве оно межконфессиональное?..
Валерий Курносов, писатель, журналист. Казань (Россия)
Если и дальше власти в регионах России будут цинично следовать принципу рабовладельческого Рима divede et impera (разделяй и властвуй), формируя этническую правящую группировку в Дагестане, Чечне, Татарстане, Башкирии и подавляя русских, что сегодня я наблюдаю, то взрыв неизбежен. Для примера. Согласно статистики, до прихода Минтимера Шаймиева к власти в Татарстане в Казани проживало 70% русских. После его ухода осталось "более 40%". В управлении (можно заметить по списку истеблишмента на специализированном сайте) — 90% татары, причем только из клана Шаймиева, для всех сокращены часы преподавания русского языка, несмотря на протесты русского населения, недавно министр образования республики запретил обращаться к себе на русском языке. Мечетей в республике понастроено столько, что даже один руководитель строительной фирмы — татарин взмолился: его заставляют строить за свой счет, в то время как мечети полупустые... Власти сознательно зажимают пружину, которая в ответ когда-то ударит их по лбу.
Дмитрий Савельев, политолог. Ростов-на-Дону (Россия)
Межконфессиональные локальные войны уже идут. Постоянные теракты и перестрелки проходят на Северном Кавказе. Межконфессиональная война в мировом масштабе имеется ввиду? Так она идет. Взять Ирак, Египет и теперь уже ту же Сирию с суннитским большинством. В арабских государствах усиливается влияние Аль-Каиды, что может привести к распаду государств на эмираты. Основную угрозу вызывают САЛАФИТЫ, отличающиеся крайней нетерпимостью по отношению к другим религиям.
Андрей Тесля, философ. Хабаровск (Россия)
Все возможно, вопрос только в какой степени. На мой взгляд — в минимальной, поскольку для этого конфессиональность должна стать основой политического выбора, а оснований к этому нет. Сейчас речь идет скорее о попытках "использования религии" как остаточного ресурса.
Борис Вишневский, политолог, публицист, общественный деятель. Санкт-Петербург (Россия)
Не думаю, что это возможно. "Территориальная" война — это война за ресурсы и территорию. А межконфессиональная? За право силой установить свою веру? Бессмысленно. Возможна война между религиозными государствами — с "монотеистической" структурой населения. Но это будет все-таки не межконфессиональная война. Условно говоря, евреи с арабами воют не по религиозным соображениям, а по территориальным...
Игорь Мусолин, писатель. Санкт-Петербург (Россия)
В глобальных войнах люди гибнут за металл т.е. за ресурсы, а религиозная, как впрочем и любая другая идеологическая составляющая, используется лишь для агитационного медиаспама. Таким образом вопрос когда начнётся война напрямую зависит от вопроса — когда кончатся ресурсы.
Виталий Щигельский, писатель, журналист. Санкт-Петербург (Россия)
Война — радикальный способ выхода из кризиса. Когда правящие элиты оказываются в историческом тупике, они обычно вспоминают о вере. Защита веры — дешевый и эффективный предлог. Поскольку до кризиса (перенаселение, нехватка еды, воды, нефти и проч.) недалеко, вероятность межконфессиональных войн высока. В первую очередь это относится к регионам Ближнего и Среднего Востока, а также России.
Георгий Янс, журналист. д.Юдино (Россия)
Когда-то все-таки должен наступить конец света, чтобы все началось по новой. Ной, сорок лет в пустыне с Моисеем — приход мессии. И снова ожидание конца света. Но это слишком оптимистический прогноз.
Сергей Асриянц, журналист, музыкант. Москва (Россия)
Признания лидеров некоторых европейских стран о провале идеи мультикультурализма, нарастающие ксенофобские (в основном — антимусульманские) настроения в российском обществе, пожары, полыхающие на Ближнем Востоке и Севере Африки, крепнущее ощущение близости войны с Ираном (многие эксперты не сомневаются в ее скором начале) — словом, подготовительный этап идет полным ходом.
Возможно, я — пессимист, возможно, но точно — не политолог. Мыслю, как обыватель: головой понимаю, что это вполне возможно, сердце болит — так я этого не хочу и боюсь.
Илья Абель, писатель, журналист. Москва (Россия)
Рассуждать о том, возможен или нет в ближайшее время или в нынешнем столетии конфликт на межконфессиональной почве — дело неблагодарное.
Как мы помним, Ленин называл три вида войн, определения которых сейчас не вспоминаются и не хочется, в принципе, вспоминать.
Исходить все же стоит из того, что какой бы ни была та или иная война по определению инициаторов ее и противников ее, она есть война религиозная по сути своей. Если убрать политику, экономику и риторику разного рода из разговора о войне, то очевидно, что любая война есть война религиозная.
И суть ее в том, что одна сторона навязывает свой образ жизни, свой символ веры, а другая сторона отстаивает свой образ жизни, свой символ веры. Другого нет и не может быть по определению, какую бы войну из истории человечество мы ни взяли.
Со стороны может показаться, что сейчас именно тот кульминационный момент истории человечества, когда все напряженнее становится противостояние именно на религиозной почве. Именно между христианством и исламом. Но это не так по разным причинам.
1. Количество истинно верующих людей в любой конфессии составляет, может быть, половину или еще меньше от количества тех, кто относит себя к тому или иному вероисповеданию.
2. Значительно число атеистов, к которым можно отнести и ту часть формально верующих людей, которые воспринимают веру в качестве обязанности или соблюдают традицию того или иного культа для сохранения репутации. И тому подобных престижных моментов.
3. Сама религия в современном мире переживает не самые лучшие времена, поскольку внутри каждой из конфессий есть разные группы адептов ее, что создает трудности при формировании собственно доктрины веры в условиях данного развития общества и общественного сознания, как и в связи с миссионерской деятельностью, противостоянием другим религиям.
4. Идеология экуменизма, как равноправного сотрудничества разных религий именно по этим причинам не находит себе должного развития.
5. Религиозная терпимость сводится к политкорректности до определенных пределов. Но она, политкорректность, все же имеет и свои границы, поэтому все чаще возникают конфликты сосуществования светского и религиозного сознания где бы то ни было — в России, странах Европы, Америки, Ближнего Востока и так далее.
6. Дает о себе знать и политика двойных стандартов в светской государственности и в бытовании конфессий в светском и сугубо религиозном государстве.
7. Исходя из этого, основное противостояние происходит на уровне риторики и демагогии с каждой из сторон, когда на определенные инциденты светского и религиозного характера противоположная сторона отвечает заданно, в меру своей доктрины и опираясь на менталитет того народа, который так или иначе связывает себя с той или иной конфессией.
Таким образом, можно сделать в качестве прогноза вывод о том, что серьезного межконфессионального противостояния, которое гипотетически и реально может привести к крупному военному конфликту, ожидать пока не приходится. Не в последнюю очередь и потому, что все стороны сосуществования в контексте конфессиональных максим, вплоть до атеизма, научились прагматизму и имеют представление о том, как действует модель взаимоотношений между странами и народами, их населяющими.
Остается надеяться, что ощущение реальности не изменит светским и религиозным лидерам, что отнюдь не означает, что к их заявлениям, а уж тем более действиям надо относиться только, как к демаршам, словам, сказанным на публику.
Сейчас все как никогда всерьез и по-настоящему происходит в мире. И нужно быть внимательным к тем процессам, которые известны или могут быть. Не расслабляться, не подставляться, но и не лезть на рожон.
То есть, выход в толерантности без двойных стандартов, уважении разных вероисповеданий и последовательности в сохранении общечеловеческих ценностей словом и делом.