КООРДИНАТЫ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОППОЗИЦИИ

КООРДИНАТЫ  ЛИТЕРАТУРНОЙ  ОППОЗИЦИИ

Илья АБЕЛЬ

Юлий Даниэль и Ольга Славникова имеют отношение к одной стране (сначала она именовалась СССР, теперь — Россия), но их творчество разделено во времени не только десятилетиями, но и иным мироощущением, другим отношениям к описываемым реалиям, да и сами эти реалии стали новыми.

Юлий Даниэль писал в советское время, но нет никаких оснований считать его советским писателем, как и антисоветским, как его определил вместе с Андреем Синявским суд за издание своих произведений за пределами собственного отечества без разрешения властей.

Ольга Славникова живет в новой России и называется российским писателем по праву и по существу своего творчества, поскольку описывает в своей большой и малой прозе то, что одновременно и буднично, и знакомо, и узнаваемо.

Но и Даниэль и Славникова вводят в свои произведения элемент фантасмагории и сатиры. У Даниэля это проявляется в иронии, даже в критике бескомпромиссной и беспощадной до разоблачения всего и вся. У Славниковой — в легком отклонении описываемого от обыденной нормы, в некоторой деликатной небывальщине, сдобренной беллетризмом и легким слогом.

Результат их творчества известен. У Даниэля — несколько лет лагерей по политической статье, у Славниковой — ряд престижных премий.

Вероятно, очень важно прочитать их произведения, как единое целое, помня обо всем этом, учитывая сноску на время и обстоятельства, внешне как бы кардинально изменившиеся. Такое сопоставление поможет лучше понять и творчество каждого автора в отдельности, и то, что они хотели сказать про современную им страну. И сказали, как считали нужным — точно, талантливо и узнаваемо.

Порыв свободомыслия
Книга Юлия Даниэля «Свободная охота» (Москва, ОГИ, 2009), куда вошли проза, публицистика одного из первых советских диссидентов послесталинского времени, оформлена минималистки скромно. Твердый переплет, в который обернута собственно напечатанная книжка, серый грубый картон, напоминающий о папках с судебными делами, которыми завалены российские суды. Возможна, что в подобной папке лежали материалы по делу Даниэля и Синявского.

Формально их судили за то, что они передали свои тексты для издания за границами советского тогда отечества. На самом деле, суд являлся элементом политического давления не только на двух граждан страны, которые осмелились издаваться не в СССР, а и на всех остальных — писателей, поэтов, драматургов, художников, музыкантов, режиссеров и артистов, то есть людей творческих профессий — которые таким образом получали урок того, что можно здесь и сейчас и как нельзя заниматься творчеством, будучи российским гражданином.

Теперь, когда уже в постсоветской России только что прошли столкновения между властью и оппозицией, все более очевидным становится не только такая подоплека судилища, происходившего почти полвека назад.

На самом деле, Юлий Даниэль был больше публицистом, политическим философом, чем писателем. В форме художественного произведения он ставил нелицеприятные вопросы о сути государственной власти и отвечал на них прямо, резко и нелицеприятно.

Полностью материал читайте тут