ГАЗЕТНО-БАНКОВСКИЙ СГОВОР
Обанкротившаяся испанская газета выживает благодаря субсидиям несостоятельных банков Испании и пропагандирует ксенофобию, дабы отвлечь внимание от неплатежеспособной финансовой системы страны.
50-процентная скидка на последние билеты на «Титаник»! Судя по последним событиям, это прекрасный слоган для испанского рынка недвижимости.
Экономика Испании находится в состоянии свободного падения. Чтобы понять это, достаточно дойти до центральной площади Мадрида. За статуями Дон Кихота и Санчо Пансы можно увидеть темные окна заброшенного небоскреба «Испания», находящегося в самом центре столицы. В 2005 году «Испанию», ставшую к тому времени символом экономического роста и процветания страны, приобрел банк Santander. Сегодня эта высотка стала наглядным символом лопнувшего пузыря на рынке недвижимости.
Произошло это не вдруг и не сразу. Иностранные инвесторы бегут из страны на протяжении как минимум семи лет, и все это время чиновники вместе с испанской прессой пытаются успокоить общественное мнение, заявляя: «В Испании лучшая в мире система финансового контроля». Теперь, когда инвесторы сбежали, правительство понятия не имеет, где найти деньги для выплаты зарплат этой армии контролеров и регуляторов. А тысячи испанских журналистов месяцами не получают свою зарплату. И в этой обстановке на поверхность всплыла масса интересных фактов об истинной эффективности финансового контроля в Испании. Оказывается, испанские государственные чиновники отпугивали иностранных инвесторов, но сами почти ничего не делали для наведения порядка в собственном финансовом секторе.
Хорошим примером стал скандал вокруг крупнейшей в Испании банковской группы BANKIA, созданной путем слияния нескольких региональных сберегательных банков, или «cajas». Перед выходом этого новорожденного банка на биржу испанская финансовая пресса всячески рекламировала это предприятие, отмечая его конкурентоспособность и рекомендуя инвесторам покупать акции BANKIA. В газетах публиковали великолепную финансовую отчетность (за которую, как оказалось, банкиры платили), рассказывавшую сказки о миллиардных прибылях, якобы полученных этой группой в 2011 году. Спустя несколько месяцев обнаружилось, что никаких прибылей не было, и что все было как раз наоборот.
Сначала BANKIA заявила об убытках в 4 миллиарда евро. Спустя две недели этот оценочный прогноз вырос до 40 миллиардов. На данный момент Брюссель полагает, что спасение испанской финансовой системы обойдется в 100 миллиардов евро. Министр экономики Испании Луис де Гиндос (Luis de Guindos) официально попросил Евросоюз о помощи в размере 60 миллиардов. По данным независимых источников, Испания уже ведет переговоры о полномасштабном дотационном пакете на сумму 300 миллиардов евро. Но без ответа остается два важных вопроса: сможет и захочет ли Европа предоставлять такую помощь, и не приведет ли кризис в Испании к краху всей еврозоны?
Самое печальное — это то, что, несмотря на хваленую систему финансового контроля и регулирования (многие местные чиновники до сих пор утверждают, что гордятся ею), цифрам испанской финансовой статистики никто уже не верит, включая МВФ и Брюссель. Вот почему к финансовому аудиту испанских банков пришлось подключать независимые аудиторские фирмы, не имеющие связей с Испанией. И тем не менее, испанское правительство отклонило предложение о расследовании причин катастрофы BANKIA, заявив, что любая информация, появляющаяся в ходе такого расследования, способна породить панику и нанести сокрушительный удар не только по Испании, но и по всей еврозоне.
Испанская пресса должна нести равную ответственность за эту катастрофу. Журналисты, живо и с большой охотой дискутирующие на тему борьбы с иностранной преступностью и международной коррупцией, не проявляют особого понимания ситуации, которая сложилась в их собственной стране.
Задумайтесь о том, как испанская пресса охотится за так называемой «международной мафией». Испанские журналисты отважно «борются» с иностранными преступниками во всем мире, не забывая регулярно информировать об этом своих читателей. Но здесь возникает проблема: оказывается, многие из таких журналистских «расследований» — это просто выдумка. Вполне возможно, что сочиняют такие истории для того, чтобы отвлечь внимание испанцев от их собственных, причем — вполне реальных проблем. К сожалению, в рамках таких отвлекающих маневров журналисты нередко прибегают к разжиганию ксенофобии, и в частности, антисемитизма в испанском обществе.
В 2009 году группа американских конгрессменов направила письмо правительству Испании, в котором отметила вызывающий тревогу, опасный уровень антисемитизма у народа Испании. (Например, 48% участников опроса, проведенного Антидиффамационной лигой (Anti-Defamation League), заявили, что «евреи слишком много говорят о Холокосте», а целых 68% отметили, что «евреи обладают слишком большой властью на мировых финансовых рынках».) Авторы письма возлагают вину непосредственно на испанскую прессу, заявляя, что она зачастую создает негативный стереотип еврейского народа. Центральная испанская газета El Pais, например, «целенаправленно и постоянно публикует статьи и карикатуры с грубыми сенсационными небылицами и стереотипами антисемитского содержания», утверждают авторы письма.
Например, та же самая газета El Pais на протяжении последних пяти лет регулярно публикует материалы, относящиеся к так называемому делу Кокорева, названному по имени бизнесмена российского происхождения Владимира Кокорева (по совпадению, его родители и члены семьи — граждане Израиля). Кокорев живет в Испании, а в своем советском прошлом он был ученым и специалистом по Африке. В каждом газетном номере вы можете найти все больше и больше деталей о нем и о его семье, включая подробности об их финансовом положении и даже о личной жизни. Не меняется только одно: в испанских судах и в испанской прокуратуре о нем никто и никогда не слышал. Это подтверждается официальными справками. Последняя такая справка была выдана испанским Министерством внутренних дел 3 июля текущего года, и в ней четко говорится, что Владимир Кокорев никогда не был под следствием и интереса для испанской полиции не представляет. (В записях о лицах, представляющих такой интерес, он тоже не фигурирует.)
Однако Владимир Кокорев хорошо известен в российских судах благодаря нескольким делам о клевете, которые он инициировал против СМИ и выиграл. Одно такое дело было возбуждено против испанской газеты El Mundo. Во всех судебных постановлениях отмечается, что судоходная компания Kalunga (некогда принадлежавшая Кокореву) получала деньги на государственные контракты с правительством Экваториальной Гвинеи. Данные средства выплачивались на ремонт и строительство судов, но не на приобретение недвижимости в Испании для президента Обиянга и его родственников, как утверждали некоторые средства массовой информации Испании.
«В Испании Кокоревы подали гражданский иск против журналиста El Pais Хосе Марии Ирухо (José María Irujo), раскрутившего эту историю по причинам, которые мы игнорируем, — заявил адвокат семьи Кокоревых Кирилл Яшенков. — 18 октября Люблинский районный суд города Москвы постановил, что испанская газета El Pais должна внести коррективы в свою статью от 2009 года, в которой представлена информация о причастности россиянина Владимира Кокорева к испанской схеме по отмыванию денег. Российский блогер опубликовал в своем блоге переведенные на русский язык фрагменты из этой статьи. После этого Кокорев обратился в суд с заявлением о признании этой информации ложной и дискредитирующей его честь, достоинство и деловую репутацию. Суд встал на сторону Кокорева и отдал распоряжение российскому блогеру, El Pais и журналисту Хосе Марии Ирухо внести правки в распространенную ими информацию».
В чем же истинные причины того, что средства массовой информации преследуют семью Кокорева? Кто-то может заявить, что испанский народ таким оригинальным способом борется за свободу и демократию в Экваториальной Гвинее (которую некоторые испанцы до сих пор считают своей колонией). Но есть и более правдоподобное объяснение. Этот случай, как и многие другие истории о журналистских расследованиях иностранных инвесторов, приведшие к закрытию сотен компаний в Испании, может быть обычной попыткой отвлечь внимание людей от внутренней коррупции, процветающей в испанском государственном и частном секторе.
Эта экономическая катастрофа проливает новый свет на отношения между финансовыми кругами и прессой в Испании. Сейчас совершенно очевидно, что несостоятельные на сегодня испанские банки щедро субсидировали прессу все прошлое десятилетие. Например, издательская группа PRISA, публикующая El Pais, выживала все эти годы исключительно благодаря какой-то сверхъестественной щедрости финансового сектора. По состоянию на сегодняшний день непогашенная задолженность PRISA составляет 3,5 миллиарда (!) евро. Кстати, самая большая часть долга PRISA принадлежит группе BANKIA, спасение которой обойдется налогоплательщикам не менее чем в 60 миллиардов евро.
В 2011 году, когда PRISA сообщила об убытках в размере 451 миллиона евро, главный редактор и основатель El Pais Хуан Луис Себриан (Juan Luis Cebrian) стал вторым испанским менеджером по размерам зарплаты. В том году он выплатил себе зарплату, превышающую 13,5 миллиона евро. А журналистам этой газеты зарплату не платят месяцами, однако в грандиозных схемах национального масштаба эти мелочи не имеют значения.
Boston Mail
Перевод Inosmi.ru