ПРОСОВЕТСКОЕ НАШЕ ВРЕМЯ

ПРОСОВЕТСКОЕ НАШЕ ВРЕМЯ

Илья АБЕЛЬ

Несомненно, что различия между развитым социализмом, каким его декларировали в недавнее еще время, и суверенным постсоветским НЭПом, каким его представляют в рамках суверенности и своего особого пути между европейским и азиатским менталитетом, очевидны. Но все же не настолько заметно и ощутимо, чтобы не осознавать, что в сухом остатке между СССР и новой Россией отличия не слишком большие.

И тогда, и теперь возглавляет страну лидер ведущей и самой массовой партии. То, что сейчас у нее не столь безоговорочная победа по процентам проголосовавших, не столь важно. К голосам за «Единую Россию» можно вполне уверенно прибавить голоса за либеральных демократов и социалистов, даже коммунистов, в общем-то, так что при таком сложении в итоге получится достаточно красивый результат, близкий к ста процентам.

Другое дело, что трудно представить в советское время фальсификации на выборах разных уровней. Но их, подобных фальсификаций, по определению не было еще и потому, что и выбора-то по сути не было и в помине. По лозунгу: «Кто не с нами, тот против нас!» Ну, а с врагами всегда расправлялись, как правило, безжалостно и без особого сожаления.

При внешнем обилии телеканалов и теперь содержание вещания их равноценно. В том смысле, что все дуют в одну дуду. За редким или очень редким исключением. Что можно сказать и про прессу. Все заметнее в медийном пространстве риторика в подаче информационных и иных сюжетов, а также все большая демагогия в речах выступающих представителей власти.

То есть, все больше заботы о народе, о нуждах простых граждан. Правда, граждане выживают и выкручиваются из своего мизерабельного положения, как могут, рассчитывая на самих себя. Хотя и радуются сообщениям о повышении пенсий и наличию пока еще бесплатной медицины.

С милицией/полицией, как и с армией — тоже полный порядок. Количество преступлений снижается, зарплаты сотрудникам правоохранительных органов увеличиваются. А отдельные случаи руко- и ногоприкладства со стороны стражей порядка немедленно становятся темой для широкого обсуждения. Конечно, не все и не всегда, только самые вопиющие.

Вспоминается в этой и любой другой связи давний анекдот: Наполеон сожалеет, что в его время не было газеты советских коммунистов «Правда». Если бы она была, то никто бы никогда не узнал о его поражении в России.

Так и сейчас: если бы не вэб-камеры и не слишком ретивые наблюдатели из оппозиционеров, кто бы тогда узнал о нарушениях при подсчете голосов на выборах. Да и с вэб-камерами тоже особенно никто не узнал, поскольку их установили так и там, что с их помощью не особенно и разглядишь, как считают. Да и подсчет голосов ведется на некоторых участках так, что почти ничего не видно за спинами и не только ими членов избирательных комиссий. Зато протоколы (отчеты) о голосовании российских граждан оформлялись так, что не придерешься: проценты, полученные победителями, в судебном порядке оспорить почти невозможно, а явные нарушения не приводили к массовым фальсификациям по мнению сотрудников все тех же комиссий.

Другое дело, что в СССР не выходили столь часто и по разрешению властей (!) с протестными шествиями и митингами на улицы городов. А, если и выходили, то такие акции подавлялись беспрецедентно жестоко. Вот и в этом смысле времена, как говорили по иному поводу, пока вегетарианские. Может быть, именно что пока.

На самом деле проблема тут в другом. СССР просуществовал при всем своем тоталитаризме и идеологических шорах почти 75 лет. И вместо красивой подготовки к юбилею Октябрьской революции империя разъединилась на те самые 15 частей, из которых составлена была, как планетарный пазл.

Со дня провозглашения независимости России прошло всего 20 лет. И народ в 2011 и 2012, как в 91-м, хоть и не так массово, как в прошлом на волне перестроечной эйфории, все же вышел на улицу. Из чего по учению о развитии общества получается, что советская модель государственного устройства (как ее ни называй) самим фактом своего существования обречена на провал. Она нежизнеспособна, поскольку основана на разрыве, подчас пропасти между словами и делами. И значит, очередной виток проявления новой России — не за горами. И здесь вроде бы ничего поделать невозможно. Как говорится, объективная реальность, данная нам в ощущениях, по цитате из классиков другой эпохи. Как бы ни были тревожны и анахроничны по сравнению настоящего с бывшим уже опытом эти самые ощущения. Все равно — против хода истории, что называется, не попрешь. А вот приблизить перемены — возможно и целесообразно. В рамках законов и обстоятельств.