ПОДАРОК К ГОДОВЩИНЕ СМЕРТИ
В пятницу, 16 ноября, — третью годовщину со дня гибели юриста Сергея Магнитского — палата представителей Конгресса США на последнем заседании до ухода на каникулы, связанные с празднованием Дня благодарения, подавляющим большинством голосов: 365 — за, 43 — против — проголосовала за отмену поправки Джексона—Вэника, действовавшую в отношении России и Молдовы, и за принятие закона «Об ответственности и верховенстве закона» имени Магнитского.
Обе меры связаны в одном законопроекте: предоставление РФ статуса «нормального торгового партнера» и введение визовых и финансовых санкций в отношении российских чиновников, нарушающих права человека. Это не только список из 60 российских официальных лиц, причастных к аресту, расследованию т.н. «дела Магнитского», неоказанию ему медицинской помощи и пыткам. В законопроект не включен список лиц, обвиняемых в нарушении прав человека, — этот перечень будет обнародован в течение 120 дней после вступления закона в силу. Не позднее чем через 120 дней после подписания закона президентом США госсекретарь и министр финансов США должны опубликовать поименный список тех, кто подпадает под действие закона. Въезд в США этим лицам запрещен даже в случае, если у них на руках уже есть действующая американская виза. Виза будет аннулирована. Все счета и собственность лиц в американских банках и на территории США будут заморожены. Ежегодно госсекретарь и министр финансов должны отчитываться перед конгрессом об изменениях списка и выполнении закона.
У госдепа уже есть список российских чиновников, которым запрещен въезд в США в связи «делом Магнитского». Внешнеполитическое ведомство составило его и ввело в действие еще в июле 2011 года, при этом в ведомстве Х. Клинтон отказываются его обнародовать. Кстати, и в нынешнем варианте законопроекта госсекретарь и министр финансов также могут формировать закрытые списки лиц, которым запрещен въезд в США. Имена скрываются «в интересах национальной безопасности».
Если бы конгресс отменил одну поправку Джексона—Вэника — реликт времен холодной войны, — принятую в 70-е годы прошлого века и ограничившую торговлю с СССР из-за нарушения права евреев на свободную эмиграцию, у Москвы был бы повод торжествовать. Статус «нормального торгового партнера» дает возможность американскому бизнесу воспользоваться преимуществами вступления России во Всемирную торговую организацию. Если Джексон—Вэник остается в силе, а РФ уже в ВТО, то самые выгодные позиции на российском рынке достанутся европейским и азиатским компаниям. Спрашивается, зачем Вашингтон так долго и упорно вел переговоры с Москвой, согласовывая детали вхождения России в ВТО? Среди американских бизнесменов желающих попасть на российский рынок, стать новыми «уильямами браудерами» недостатка нет. Бывший шеф юриста-аудитора Сергея Магнитского Билл Браудер, гендиректор HermitageCapital, в период 1995—2007 гг. был крупнейшим иностранным «портфельным» инвестором в России. А сейчас Браудер активно лоббирует принятие «закона Магнитского», законодательные органы в 11 странах рассматривают принятие аналогичного закона. В России очень специфические правила ведения бизнеса, убедились многие западные предприниматели и финансисты начиная с Дж. Сороса, который в короткий срок в глазах российских СМИ превратился из «известного мецената» в «известного биржевого спекулянта». Одно другому не мешает, но, согласитесь, разница налицо.
В США хватало политиков, которые возражали против предоставления РФ статуса «нормального торгового партнера». Одни — из-за того, что власти грубо нарушают права человека, а выборы проходят по особым правилам предоставления регистрации и подчета голосов. Назовем это «гуманитарными» причинами. Других бесит постоянное противостояние Америке на международной арене, «иррациональная» поддержка сирийского президента Асада, некоторые аспекты сотрудничества Москвы с Тегераном, противодействие по ПРО — это «политические причины». Помните Митта Ромни с его «геополитическим противником №1»? И наконец, «торговые причины»: на такой же сессии «хромой утки» конгресс предоставил статус «наибольшего торгового благоприятствования» Китаю. За прошедшее десятилетие долг США Поднебесной взлетел к небесам, а американские президенты — сначала Буш, потом Обама — замучились подавать иски Пекину в связи с торговыми спорами. Москва также не будет соблюдать обязательства по членству в ВТО, полагают противники предоставления РФ статуса PNTR, особо возмущенные пиратством в сфере авторских прав и экономическим шпионажем.
Палата представителей конгресса, где большинство составляют члены Республиканской партии, просто не могла сделать Кремлю такой подарок — отменить Джексона—Вэника и не принимать «закон Магнитского». «Палата представителей может гордиться тем, что сделано нами сегодня для защиты прав человека и торжества закона, для семьи Магнитского, для российских граждан, официальных лиц и правозащитников — в России и за ее пределами», — заявил автор законопроекта в палате представителей конгрессмен-демократ из штата Массачусетс Джим Макговерн.
Российские официальные лица этой гордости не разделяют. Напротив. Российский МИД назвал принятие закона «вызывающе недружественным и провокационным выпадом». «Если кто-то в конгрессе полагает, что с Россией можно разговаривать языком санкций и ультиматумов, меняя устаревшую антисоветскую поправку Джексона—Вэника на ее новое издание под прикрытием мнимой «заботы» о правах человека, то такой расчет не имеет перспектив. Советуем американским законодателям присмотреться к неприглядной картине с соблюдением прав человека в самих США», — отмечается в сообщении МИД. Государевы люди — «дипломатические опричники» власти, большинство из которых имело возможность пожить за границей и лично сравнить, где и как защищают права человека: женщин и стариков, инвалидов и детей, национальных и прочих меньшинств, — мне было бы интересно спросить авторов подобных заявлений: о чем они думают «про себя», составляя подобные тексты?
Сенатор Бен Кардин — автор законопроекта в верхней палате конгресса — не устает повторять:«То, что Россия сделала, а точнее НЕ сделала в «деле Магнитского», не расследовала, не нашла виновных — это прямое нарушение Хельсинкского акта. Наша главная цель состоит в том, чтобы Россия предала суду виновных в аресте и гибели господина Магнитского, который посмел выступить против коррупции, а в результате был арестован, в тюрьме ему отказывали в медицинской помощи и в 37 лет он погиб. Наша цель в том, чтобы Россия как член договора по безопасности и сотрудничеству в Европе соблюдала свои обязательства в области прав человека».
Впрочем, президент и верхняя палата конгресса еще не сделали законопроект имени Магнитского законом. Сенат, где большинство держат демократы, как ожидается, рассмотрит его до рождественских каникул. А вот когда будет готовить общий текст согласительная комиссия обеих палат и соответственно подпишет этот документ, обещавший Москве «быть более гибким», Обама — вопрос пока открыт. Но то, что законодатели «уходящего состава» конгресса находят время для России в жестком графике последней сессии, называемой сессией «хромой утки», — очень примечательно. Здесь могут быть задействованы как интересы американских фермеров, стремящихся попасть на российские рынки, так и «мнимая забота о правах человека» по терминологии МИД РФ. Здесь это называют «ценностями демократического общества». А когда они нарушаются: будь то тюрьма Абу-Грейб или слежка за собственными гражданами, — об этом говорят все, от газет до конгресса.
Александр ПАНОВ, «Новая газета» — «Континент»