ОТ РОССИИ БЕЗ УМА

ОТ РОССИИ БЕЗ УМА

Наступила эпоха тотальной подмены содержания контентом, глубины мысли — глубиной просмотра

В России любое пространство свободного ума неизбежно становится оппозиционным, опасным и материально гибельным для тех, кто в нем находится. Безумие как нарастающая варваризация общественно-политической жизни в стране — прямое следствие без-умия, торжества воинствующей глупости, а не только банального или небанального воровства.

…Вопреки последней просьбе «покойного», я не стал фотографироваться на память с командой официально умершего на днях сайта colta.ru. Хотя неизменно — то с чистым удовольствием, но чаще со светлой или мрачной печалью — читал практически все его тексты. Как и тексты того, похороненного летом старого «опенспейса» (openspace.ru). Хотя лично знаком и имел счастье работать с некоторыми людьми из этой команды. Я не стал фотографироваться потому, что это событие заслуживает более жесткой фиксации, чем милое фото в альбом.

Гибель «кольты» — история не просто политическая и уж точно не экономическая. Интеллектуальная элитарность нигде в современном мире не окупается. Она дает дивиденды в виде приращения ума наций там, где институты государства и бизнесмены способны различать и более тонкие материи, чем норма прибыли и рентабельность.

В эпоху тотальной подмены содержания контентом, глубины мысли глубиной просмотра, генерации идей лидогенерацией (привлечение клиентов через интернет) — умным буквам или фильмам вообще трудно выжить. Сравните число просмотров на YouTube любой песни Стаса Михайлова и, допустим, «Сказки сказок» Юрия Норштейна. И сразу всё станет понятно. Нужны усилия воли и разума, компетентные органы слуха и зрения, чтобы понять: сверхуспешный шансонье куда менее важен для элементарного самосохранения отдельной человеческой души и нации в целом, чем этот старый «лузер»- аниматор.

Никто не говорит, что нужно отменять рыночную конкуренцию. Никто не отрицает, что практически в любой стране мира условный Стас Михайлов с точки зрения популярности — круче условного Федерико Феллини. Никто не закладывается на то, что мы доживем до удивительных времен госзаказа на Норштейна, а не на квазипатриотическую белиберду. Просто в нормальной стране у Норштейна не должно быть проблемы поиска денег на «Шинель». Или хотя бы должны быть понятные способы ее решения.

Увы, в России объективные экономические трудности превращения в вульгарный бизнес даже тех сфер человеческого производства, которые до конца не поддаются подобной перековке, отягощены политическими гирями.

У нас на дворе вместо новой эпохи Просвещения явная эпоха Помутнения. В СССР интеллект в широком смысле находился в строго отведенных резервациях либо в ментальном подполье. Теперь он загнан одновременно и в экономические, и в политические, и в моральные шарашки.

Умный талантливый профессионал в нашей системе координат — заведомый лох.

Поэтому убыточность практически любых интеллектуальных усилий в путинской России — не только вина интеллектуалов (часть из них, интеллигенты, вообще любят посыпать голову пеплом, так что не надо дополнительно «расчесывать» у них чувство вины), но и беда эпохи. Главная претензия к интеллектуалам в России обычно предъявляется в виде лобового плебейского вопроса: «Почему ты такой бедный, если такой умный?» Но в российских условиях этот вопрос легко может быть опрокинут на так называемых хозяев жизни, владельцев крупнейших бизнесов, не ими созданных, доставшихся им отнюдь не благодаря уму или таланту: «Почему ты такой богатый, если такой тупой, жадный и подлый?»

Жизнь и судьба старого «опенспейса» и «кольты» — не фотография на память, а памятник эпохе. Самый подходящий материал для такого памятника — жесть. Слово «жесть».

Умный сайт о культуре в сегодняшней России не мог не быть оппозиционным — потому что умный и потому что о культуре. Он не мог не быть нищим. Сама среда, неписаные правила, нравы и обычаи страны не дали возможности найти ему прочное финансирование или обеспечить поток рекламы.

Россия на наших глазах стремительно становится территорией вытеснения интеллекта во всех его проявлениях на абсолютную обочину жизни. При таком векторе развития деградация страны достигнет невиданных масштабов.

Семен НОВОПРУДСКИЙ, «Новая газета» — «Континент»