ИНТЕРНЕТ: КОНЕЦ СВОБОДЫ И АНОНИМНОСТИ ?
Власти разных стран мира — не только авторитарных — нашли или ищут способы контролировать Интернет. Период вседозволенности в Сети, кажется, закончился. Привычные политические порядки вот-вот будут установлены и в виртуальном пространстве.
Примерно в 10:30 утра 29 ноября в Сирии был отключен интернет. Вместе с ним пропала мобильная связь. Сирийцы теперь могут созваниваться только по городским телефонам, да и то местная связь работает с перебоями. Политическая реакция на это событие предсказуема: оппозиция винит во всем администрацию президента Асада, власть — «террористов».
Исследовательская компания Renesys утверждает, что сирийские серверы оказались полностью изолированными от внешнего мира: не только сами сирийцы не могут выйти в интернет, но и люди в других странах не могут посещать сирийские сайты. В глобальном масштабе все 84 сирийских IP-подсети сейчас недоступны, подчеркивают эксперты.
Как технически организован блэкаут в Сирии — из-за войны узнать непросто. Министр связи Сирии говорит, что «террористы намеренно атаковали интернет-линии, поэтому в некоторых регионах произошло отключение, но инженеры сейчас работают над устранением проблемы». Западные эксперты — что верить позиции официальных властей нельзя. Во-первых, оппозиция до сих пор смогла захватить только одну из крупнейших ГЭС и ведет бои под Дамаском. Возможности добраться до охраняемой телекоммуникационной системы страны у нее нет. Все кабели для связи в любой стране находятся под надежной охраной, и у оппозиции просто нет сил на подобную диверсию.
Не только сами сирийцы не могут выйти в интернет, но и люди в других странах не могут посещать сирийские сайты. В глобальном масштабе все 84 сирийских IP-подсети — недоступны.
Вообще, отключить страну от доступа к Сети можно тремя способами. Во-первых, отключить интернет может сам оператор (провайдер) — это в авторитарной Сирии наиболее вероятно. Во-вторых, кто-то мог физически испортить кабель, что крайне маловероятно даже в условиях гражданской войны. Наконец, в-третьих, можно «отравить» маршрутизатор, заставив его посылать сигналы в неверном направлении. Но отладить телекоммуникационное оборудование в случае заражения его вирусами оператор может самостоятельно, и на эти действия вряд ли требуется больше нескольких часов. Учитывая, что интернета в Сирии нет уже несколько дней, поверить и в эту версию крайне трудно. Очевидно, местные власти решили отключить оппозицию от сети, чтобы усложнить ей коммуникации и координирование друг с другом. Взбудораженный электорат лишили возможности получать точку зрения на события в стране, отличную от официальной.
Отключить интернет может сам оператор (провайдер) — что в Сирии скорее всего и произошло. Во-вторых, кто-то мог испортить кабель (маловероятно даже в условиях гражданской войны). В-третьих, можно «отравить» маршрутизатор.
Население в панике отключали от Интернета уже во многих странах: накануне падения режима Хосни Мубарака в Египте, во время уличных протестов в Бахрейне и в Иордании. Распространение информации в оффлайне диктатуре контролировать куда проще, чем в интернете. К тому же многие эксперты считают, что именно социальные сети вроде Facebook и Twitter сделали возможными революции в Египте, Тунисе и Ливии.
Но хуже всего для свободного развития интернета то, что попытки его контролировать предпринимаются не только в отсталых диктатурах, но и в «демократических» странах Запада. Как установить полный контроль над Сетью, сейчас пытается разобраться Организация Объединенных Наций. Как считает журналист популярного американского техноблога The Verge Ади Робертсон, будущее Интернета, по сути, будет решаться в кабинетах бюрократов ООН, а не в штаб-квартирах компаний из Силиконовой долины. Организация уже разработала 25-летний план по реформированию Сети. Тренд развития однозначный — усиление регулирования интернета.
Эксперты говорят (это есть в статье The Verge — ссылка выше), что развитые страны Запада в ближайшие годы хотят добиться, чтобы из интернета исчезли анонимность, пиратский контент и «экстремистские» материалы, призывающие людей к анархии. Дискуссия по этому поводу между членами Международного телекоммуникационного союза состоялась 3 декабря Дубае. МТС — агентство ООН, объединяющее представителей 193 государств, примерно 700 компаний и исследовательских институтов. Так что все серьезно. Эксперты за следующие 25 лет хотят добиться того, чтобы власть в любой момент могла узнать, кто оставил тот или иной пост в Сети под псевдонимом, кто скачал пиратский фильм или музыкальный альбом, и где этот человек находится прямо сейчас.
С технической точки зрения реализовать данные инициативы очень просто. Социальная сеть Facebook, объединяющая миллиард людей на планете, не терпит анонимности и фальшивых фамилий. Google открыто признает, что ему приходится сотрудничать с властями в разных странах и предоставлять им информацию о подозрительных пользователях. Интернет-гигант может раскрыть властям, какого рода материалы вы ищете в Сети, что пишете друзьям на Google+ и с каких мест и с каких компьютеров или смартфонов предпочитаете выходить в интернет. Что самое интересное, количество подобных запросов к Google со стороны властей разных стран мира от года растет.
Но дальше всего по контролю за пользователями зашли производители операционных систем для смартфонов — Apple, все та же Google и Microsoft. Айфоны, «гуглофоны» и «виндовсфоны» просто хранят информацию о ваших перемещениях и периодически отсылают на серверы компаний-производителей. Информацию о потребительских предпочтениях и географических перемещениях пользователей своих гаджетов компании продают рекламодателям — те получают возможность лучше узнать нас, потребителей, и предоставлять нам релевантную рекламу.
По сути, тем же самым стала заниматься Facebook, которая все время пытается показать вам те рекламные объявления, которые пользователю потенциально наиболее «интересны». Но хуже всего то, что даже после удаления своего профайла на Facebook система «помнит» о вас и физически информацию о вашем профиле не удаляет.
Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж назвал Facebook «мечтой для спецслужб». Раньше для того, чтобы узнать, с кем мы дружим или что едим на завтрак (или хотя бы чтобы знать, когда мы просыпаемся и ложимся спать), нужно было устраивать слежку и «жучки» в квартире. Теперь достаточно изучить наши сообщения и комментарии в Facebook. «Такие сайты, как Google и Facebook, создавались для всеобщего пользования, но позже были разработаны механизмы для сотрудничества со спецслужбами», — подчеркивает Ассанж.
Фактически, единственный способ сегодня сохранить неприкосновенность частной жизни в Интернете — отказаться от использования его самых популярных продуктов. В жизни сетевого «анонима» не должно быть аккаунта в Gmail, профайла в Facebook, iPhone и геолокационных приложений.
Власти могут потребовать у провайдеров интернет-доступа перекрыть доступ к определенным IP-адресам, шлюзам и целым доменным зонам. Скажем, Сирии или Белоруссии ничто не мешает закрыть доступ ко всем российским, американским или катарским сайтам.
Как власти могут убить свободный интернет?
Они могут требовать у администрации социальных сетей и торрент-трекеров удалять пиратский контент и ссылки на него. Для того, чтобы мониторить Сеть на регулярной основе, властям хватит штата в сто-двести милиционеров из отдела «К». Комментарии пользователей на разных интернет-сайтах легко отследить по IP-адресам пользователей. Если те пользуются прокси-серверами, доступ к ним можно просто перекрыть.
Наконец, можно закрыть отдельные порты, через которые работают популярные интернет-сервисы. Таким образом можно, например, технически сделать невозможным использование в стране сервиса Skype. Чтобы отследить, что пользователю пишут друг другу по электронной почте и в социальных сетях, нужно установить специальный фильтр, который будет перехватывать пользовательские сообщения с «ключевыми словами» — фамилия президента, «доллар» и т.д.
Пользователь может обезопасить себя, перейдя на https-протокол в вебе или установив браузер с сайта torproject.org.
Максим Швейц
polit.ru