ГЛАВНЫЙ ВРАГ АМЕРИКИ — НЕПРИМИРИМОСТЬ ДЕМОКРАТОВ И РЕСПУБЛИКАНЦЕВ

ГЛАВНЫЙ ВРАГ АМЕРИКИ — НЕПРИМИРИМОСТЬ ДЕМОКРАТОВ И РЕСПУБЛИКАНЦЕВ

Михаил КРАСНЯНСКИЙ, PhD, г. Филадельфия


Итак, у нас прошли выборы Президента. Обама убедительно победил? — С одной стороны, вроде бы — да, но с другой, я бы не стал столь категорично утверждать… В самом деле, Сенат остался в руках демократов, но Палата — в руках республиканцев, а Обама — снова в Белом доме. Что изменилось во «властном раскладе» по сравнению с предыдущим периодом? — НИЧЕГО! Так что же будет теперь в Вашингтонских властных коридорах? Учитывая, что американские граждане проголосовали одновременно и за сохранение демократа-президента и за сохранение республиканского большинства в Палате — надо ли понимать это как их наказ еще на 4 года повторить бессмысленное и беспощадное (как русский бунт у Пушкина!) Вашингтонское противостояние прошедшего четырехлетия?..

Последние годы я ощущаю нарастающее беспокойство за будущее нашей великой страны по имени США. Что-то надломилось... («По-научному» это называется — «исчерпание социоэкономической модели»). Я пишу эти строки с горечью отца, чей ребенок связался с плохой компанией, и отец не знает теперь, что предпринять, чтобы помочь ему...

Прежде всего, в течение последних 10-15 лет все меньше умеренных политиков и все больше политиков-экстремистов появлялось в обеих ведущих политических партиях США — и всё труднее становилось достичь между ними компромисс. К 2010 г. это стало невозможным вовсе. Каждая из партий поёт в Конгрессе одну и ту же свою песню, не слушая оппонента (психиатры называют это «синдром застрявшей песни»). Интеллектуальный уровень конгрессменов и законодателей штатов постоянно понижается, туда попадает всё больше людей с интеллектом морской водоросли и ухватками базарной торговки, для которых мнение экспертов — пустой звук (даже если это лауреат Нобелевской премии по экономике). Иногда, слушая безумные речи наших политиков, я задаю себе тревожный вопрос: «А можно ли вообще отнести их деятельность к умственному труду?». (Здесь вспоминается старый одесский анекдот: В школьном туалете два мальчика из богатых семей сидят в соседних кабинках «по большой нужде». Один спрашивает другого: «Как ты думаешь, то, что мы сейчас делаем — это физический труд или умственный?» — «Конечно, умственный» — отвечает приятель. — «А почему?» — «Так если бы это был физический — мой папочка кого-нибудь бы нанял!»). Вот потому-то объяснить прирождённому дураку, ставшему депутатом парламента, что его деятельность не имеет ничего общего с умственной — не представляется возможным…

В результате, американские межпартийные политические дебаты все глубже пропитываются не только бескомпромиссностью, но грязью и ненавистью — похоже, это уже не политическая борьба, а война без правил между демократическими Монтекки и республиканскими Капулетти. Никто в Конгрессе не хочет решать жгучие проблемы, стоящие перед США. Сотни остро необходимых Америке законов годами лежат без движения в Конгрессе, как в братской могиле, потому что одна из двух партий их обязательно блокирует (в Палате Представителей или в Сенате).

Вот пример: для достижения жизненно важной энергетической независимости США необходимо, во-первых, увеличить как собственную нефте-газо-добычу, так и приток нефти и газа из Канады; во-вторых, ускоренно развивать солнечную и ветровую энергетику (т.е. сокращать нефте-газо-потребление, как это, например, успешно делает Германия). Увы: первый путь блокируют демократы из боязни потерять голоса «зеленых», второй путь блокируют республиканцы из боязни навредить бизнесу нефтегазовых корпораций. (Да, Германия пока еще дотирует «зеленую» энергию, но с каждым годом дотации падают, рентабельность растет, а опасная зависимость от российского газа уменьшается). А ведь если бы Америка с 2001-го года решительно пошла бы этими двумя «встречными» путями — она уже обрела бы энергетическую независимость, а нефть и газ стоили бы сегодня по 50 долларов (за 1 баррель и 1000 «кубов» соответственно), из-за чего известному нефтегазовому «вокально-инструментальному трио» Путин-Чавес-Ахмадинежад пришлось бы существенно уменьшить громкость. Еще пример: США тратят неприемлемо колоссальные деньги на субсидирование пенсий, здравоохранения, доступного жилья, что порождает чудовищные дыры в бюджете и стремительно наращивает госдолг, но сокращение затрат по этим статьям блокируют демократы; на образование, науку, инновации и инфраструктуру тратится недопустимо мало денег (так, инфраструктура США обветшала в среднем на 70%), хотя все эти направления подстегивают экономический рост и создают рабочие места, но увеличение затрат на них блокируют республиканцы. И т.д. В результате государство по имени США становится плохо управляемой страной, топчется на месте, теряет доверие американцев и международный авторитет и медленно, но неуклонно превращается в ЗАДВОРКИ…

Поэтому, 2012-й год должен стать последним годом, когда республиканцы выступают как «партия рассерженных богатых белых мужчин», а демократы — как «партия халявщиков». Как это ни покажется печальным для демократов или республиканцев, мы не можем более тратить на Medicare, SSI, Housing Assistance, Food Stamps и др. welfares в разы больше средств, чем есть в бюджете; мы не можем более экспортировать в Азию свои рабочие места, а взамен импортировать к нам азиатские товары; мы не можем больше закрывать глаза на миллионные толпы нелегальных иммигрантов, отнимающих рабочие места у законопослушных граждан США и поглощающих весомую часть бюджетных ресурсов, но, с другой стороны, нет смысла изгонять из страны их молодую и образованную прослойку (как и талантливых international students, желающих получить гражданство США); мы не можем более позволить финансовым институтам бесконтрольные операции с финансовыми инструментами, особенно вторичными и особенно на рынке муниципальных облигаций, разоряющие бюджеты провинциальных городов, и также мы должны потребовать от крупных корпораций раскрывать больше информации о сделках с инвесторами (так, Lehman Brothers перед своим банкротством временно снял с баланса 50 миллиардов долларов (!) через сделки РЕПО, чтобы убедить инвесторов, что он якобы не имеет долговых проблем); мы не можем больше вести войны вдали от наших границ, оплачиваемые на китайские кредиты (в то время как на собственную границу с Мексикой, через которую проходит до 300 тонн наркоты в год — денег в бюджете нет); мы вынуждены будем увеличить (или ввести) некоторые налоги (как варианты: Buffett-tax, Tobin-tax, Outsourcing-tax — только, пожалуйста, не надо меня клеймить, это всего лишь варианты!) и закрыть десятки «налоговых лазеек» в законодательстве США, а также уменьшить льготы корпорациям (нефтяным, фармацевтическим и др.), иначе мы снова не сведем бюджетные концы с концами (здесь, кстати, есть некое «единство противоположностей»: с одной стороны, демократы требуют содержать бедняков за счет бюджета, выплачивая им различные пособия, что близко к социализму, с другой — республиканцы голосуют за льготы корпорациям — т.е. это всё та же система социализма, но только «корпоративного социализма»); хотя США и остаётся пока еще единственной сверхдержавой (похоже, из последних сил!), мы вынуждены будем признать, что в XXI веке появились могущественные региональные лидеры, которые, мягко говоря, настроены недружественно к США (Китай, Россия) или не настроены очень уж дружественно (Индия, Бразилия; к огромному сожалению, сюда можно причислить и Германию), и США не должны более вести себя так, как будто легко может их всех проглотить.

История Америки XXI века — это печальный пример того, как безответственность политической и финансовой элиты (независимо от партийной принадлежности!) может в короткий срок потянуть вниз процветающую страну. (Увы, это проблема не только США, — но и России, и Украины, и многих других стран на разных континентах — когда национальная элита, управляя страной, не чувствует себя и фактически не является её частью и поэтому не беспокоится о её благополучии, рассматривая свою страну только как источник извлечения сверхприбыли и, таким образом, своей ненасытной алчностью и невежественным высокомерием — уничтожает свою страну).

Но Америка не раз доказывала всему миру свою уникальную способность к модернизации и возрождению. Сегодня Америка стоит на пороге масштабных и неизбежных, но крайне болезненных перемен — хочет этого кто-то или нет, потому что это вопрос ее жизни и смерти. Пора демократам и республиканцам перестать спорить (я бы сказал — «собачиться», это ближе к истине!) и начать что-то делать. Пора переводить Америку из диагностического отделения в хирургическое. И сделать это можно только СОВМЕСТНЫМИ усилиями республиканцев и демократов на основе взаимного (да, тяжелого, да, болезненного!) КОМПРОМИССА. Другого пути у Америки сегодня попросту НЕТ…