СТРАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ
Политический кризис в Египте, вызванный публикацией декрета Мохаммеда Мурси о серьезном расширении собственных полномочий, продолжает углубляться
Еще в прошлую среду стало очевидно, что при принятии данного решения президент рассчитывал на совершенно иную реакцию общественности. С этого дня его основные усилия были направлены на исправление допущенной ошибки, причем некоторые меры носили характер, противоположный тому, о чем говорилось в ставших камнем преткновения декретах. Каким бы ни оказался итог этих попыток потушить пожар, на данный момент устраивающего Мурси результата они не принесли.
Расширяя свои полномочия, президент среди прочего объявил о том, что суд не уполномочен распускать конституционную ассамблею, работающую над проектом конституции (иск с требованием признать ее состав нелегитимным уже был подан, и планировалось его принятие к рассмотрению). Параллельно с этим президент продлил срок работы ассамблеи на 60 дней. Именно в этом пункте Мурси на фоне шквала протестов пришлось пойти на попятную. О решении дать ассамблее спокойно поработать еще 2 месяца пришлось срочно забыть. В итоге ее участники, среди которых преобладают представители исламистских партий, "внезапно" преодолев все препятствия и разногласия, приняли проект конституции практически немедленно, и 29 ноября он был опубликован в СМИ. Прежде чем отметить ряд ее особенностей, важно разъяснить, чего попытался добиться президент столь поспешными действиями.
Заранее было известно, что проект конституции в срочном порядке должен быть поставлен на всенародное голосование. В итоге его проведение было назначено президентом на 15 декабря. Таким образом, в случае принятия конституции на референдуме ставшие предметом раздора декреты Мурси о расширении его полномочий автоматически теряют силу уже через считанные дни. Иными словами, полномочия президента будут выглядеть согласно тому, что записано во всенародно утвержденной конституции. Так как весь этот процесс должен завершиться очень быстро, Мурси и правящая Партия справедливости и свободы ("Братья-мусульмане"), надеялись лишить оппозицию фундамента, на котором базировались ее протесты. Мол, чего дергаться, если конституционная ассамблея уже завершила работу, а декреты Мурси автоматически перестанут действовать через несколько дней… Однако не тут-то было. На часть вещей оппозиционеры, может, и могли бы закрыть глаза, но один из рассматриваемых аспектов оказался для них абсолютно неприемлемым. Противники президента по-прежнему требуют предоставить конституционному суду возможность рассмотреть иск о признании состава уже закончившей работу ассамблеи нелегитимной и не представляющей все слои населения Египта. Если предположить, что суд удовлетворит иск, то представленный проект конституции станет нерелевантным и состав ассамблеи придется формировать заново. Само собой, Мурси и исламистов подобный сценарий, являющийся для них полным фиаско, устроить никак не может.
1 декабря "Братья-мусульмане" и салафиты, дабы продемонстрировать свою силу, вывели на улицы городов сотни тысяч своих сторонников. Только на площади Тахрир их количество, согласно большинству подсчетов, превысило 150 тыс. А уже на следующий день активисты исламистских движений напрямую вмешались в работу конституционного суда, члены которого, вопреки декрету Мурси, решили собраться на заседание, касающееся рассмотрения иска о нелегитимности конституционной ассамблеи. Скопившиеся возле суда демонстранты попросту сорвали мероприятие, не допустив судей в здание. В дальнейшем суд объявил, что до тех пор, пока нормальные условия его работы обеспечены не будут, он функционировать не станет. Именно обеспечение возможности нормального рассмотрения иска, что противоречит декрету Мурси, и является основным требованием оппозиции, чьи выступления разгорелись с новой силой. Само собой, членов более чем полутора десятков оппозиционных движений не устраивает и сам проект конституции, причем по ряду ключевых пунктов.
Итак, что же в ней говорится?
Один из пунктов гласит, что ислам является государственной религией, а принципы шариата — главным источником законов Египта. Интересно, что в этом пункте новая конституция по сути не отличается от конституции, действовавшей при Мубараке. Новым является пояснение, что в вопросах, связанных с шариатом, власти должны консультироваться с главами находящегося в Каире университета Аль-Азхар — важнейшей духовной академии мусульманского мира. Возглавляющий университет шейх, одновременно являющийся муфтием Египта, должен избираться высшими мусульманскими авторитетами и не может быть снят с должности решением президента.
Согласно проекту конституции, президентское правление ограничивается двумя четырехлетними каденциями. Президент является верховным главнокомандующим, но не имеет права объявлять войну или направлять армию для выполнения миссии за рубежом, не заручившись поддержкой большинства членов парламента. Кроме того, для подобного шага президент должен будет учесть позицию Совета национальной обороны. По проекту, в этот новый орган войдут начальник генштаба и несколько высших военных чинов, премьер, министры обороны, внутренних и иностранных дел, финансов, разведки, а также спикеры обеих палат парламента.
Согласно проекту конституции, президент имеет право распустить парламент, но это решение должно быть обосновано вескими аргументами и в трехнедельный срок утверждено на всенародном референдуме. Если референдум скажет "нет" роспуску, президент обязан подать в отставку. В случае если референдум утвердит роспуск, новые парламентские выборы должны состояться в течение месяца.
Кстати, в одном из пунктов проекта специально подчеркивается необходимость уважать права женщин.
Но вернемся к действиям оппозиции. Очевидно, что до тех пор, пока суду не будет дозволено рассмотреть иск о нелегитимности конституционной ассамблеи, массовые акции протеста продолжатся. Нельзя забывать, что именно представители светских движений были основной движущей силой, свергнувшей власть Мубарака. Несмотря на то, что они не составляют большинство, оппозиционеры, как правило, политически более активны, чем их противники. Немаловажно и то, что сосредоточены они в крупнейших городах страны, а не в сельской местности. На что способна оппозиция, показала массовая манифестация, состоявшаяся возле президентского дворца 4 декабря. Части ее участников, несмотря на меры, принятые полицией, удалось прорваться к зданию, в результате чего, по информации египетских СМИ, Мохаммеду Мурси пришлось покинуть дворец. На данный момент крупномасштабного столкновения оппозиционеров и исламистов удалось избежать, что позволяет удерживать кризисную ситуацию под относительным контролем. Если столкновение произойдет, неизбежным станет вмешательство армии и силовых структур. В этом случае дальнейшее непредсказуемо, а ситуация может стать практически неуправляемой.
Недопущение подобного исхода и более-менее нормальное проведение референдума 15 декабря является на данный момент главной задачей Мурси. Тот факт, что многие из протестующих против президентских декретов судей пока отказываются осуществлять наблюдение за будущим ходом голосования и подсчетом бюллетеней, также не облегчает властям жизнь. Солидарность с оппозицией и судьями выразили представители ряда влиятельных СМИ. 8 газет, включая государственную "Аль-Ахрам" 4 декабря не вышли в свет. 5 декабря в знак протеста на целый день прекратили работу несколько телеканалов. О трехчасовой забастовке объявили и египетские банки.
Если в оппозиции демонстрацию возле президентского дворца назвали последним предупреждением Мурси, то в окружении президента продолжают надеяться, что волна протестов не достигнет критического уровня и всенародное голосование провести в запланированный срок все же удастся. Как оно сложится, покажут уже ближайшие дни. В любом случае ждать осталось недолго.
Давид Шарп, "Новости недели" — "Континент"