ХИМИОТЕРАПИЯ ДЛЯ РЕЖИМА
В гражданской войне в Сирии по-прежнему не наступил перелом, однако появились реальные основания считать, что он значительно приблизился. Причины этого носят как внутри сирийский, так и внешний характер. Поскольку целью данной статьи не является подробное изложение хода боевых действий между лоялистами и повстанческими формированиями, ограничусь описанием ситуации в самых общих чертах.
Цепь резко участившихся в октябре весьма серьезных тактических успехов повстанцев продолжается до сих пор. Темпы только подтвержденных видеозаписями потерь правительственных войск составляют десятки единиц бронетехники в неделю. Более того, часть ее попадает в руки противников режима в исправном состоянии и активно используется в боевых действиях. Причем налицо уже групповое применение повстанцами "асадовских" танков, БМП и тяжелой артиллерии. Однако даже не это наиболее печально для правящего в Дамаске режима. Под контроль повстанцев то и дело переходят разные населенные пункты, крупные военные базы с находящимися на них огромными арсеналами и другие объекты стратегического значения (например, крупная ГЭС).
По объективным причинам захваченные тяжелые зенитно-ракетные комплексы (ЗРК), применить пока не удавалось за неимением достаточного числа обученного персонала. Зато с переносными комплексами (ПЗРК) таких проблем нет. Немало этих комплексов также было захвачено на складах, и, возможно, некоторое количество поступило контрабандой из Ливии. На повстанческих видео последних недель многократно засветились ПЗРК советского и российского производства "Стрела" и "Игла" различных моделей. Результаты их применения авиация Асада почувствовала на себе очень быстро. И дело даже не в том, что сирийские ВВС начали нести ощутимые потери, а в том, что при наличии такого рода ПВО самолеты вынуждены действовать на больших чем ранее, высотах, дабы избежать угрозы. В таких условиях резко ухудшается эффективность ударов по земле оружием, не относящимся к высокоточному. Высокоточного же оружия у сирийских ВВС, как и самолетов, способных его применять, очень немного.
Возвращаясь к территориальным успехам повстанцев, важно отметить, что они имеют место не только в таких ключевых провинциях как Идлиб и Алеппо, но непосредственно в Дамаске и его густонаселенных окрестностях. И здесь с течением последних недель обстановка для лоялистов продолжает непрерывно ухудшаться. Не приносит успеха массированное применение авиации и артиллерии, включая реактивные системы залпового огня "Град". Как в Алеппо с Идлибом, так и здесь все чаще в руки повстанцев попадают крупные военные базы и перерезаются важнейшие коммуникации, что резко осложняет снабжение и переброску войск. В последние дни противникам режима временно даже удалось поставить под угрозу дорогу, ведущую в Дамаскский международный аэропорт, через который в Сирию поступает львиная доля военной и экономической помощи, в частности, из Ирана. Прекращение его функционирования стало бы для Асада тяжелейшим ударом, причем далеко не только имиджевого характера.
Еще на заре сирийской гражданской войны министр обороны Израиля Эхуд Барак довольно прозрачно спрогнозировал Асаду недолгие месяцы нахождения у власти. С тех пор прошло больше года, озвучивать прогнозы Барак перестал, но теперь эту роль в некоторой степени взял на себя глава Федеральной разведывательной службы Германии (BND) Герхард Шиндлер. Конкретные сроки падения Асада он не называет, но 9 декабря заявил, что на основании анализа сложившейся ситуации можно сделать следующий вывод: правление сирийского президента близится к концу, дни его режима сочтены.
Именно с ухудшением ситуации для Асада стоит связывать недавние поползновения, касающиеся подготовки к применению химического оружия. Информация о том, что она приобрела практические очертания, в начале декабря появилась в СМИ со ссылками на источники в американском разведсообществе. Более того, сообщалось, что сирийцы не только свезли в одно место компоненты нервнопаралитического газа зарин, но и смешали их, таким образом приведя "зариновые" авиабомбы в готовность к применению. Уверения Дамаска о том, что химическое оружие не будет использовано против сирийцев, никого не обнадежило, так как представители режима давно уже озвучивают заявления о том, что они противостоят спровоцированной извне агрессии, осуществляемой иностранными террористами. "Химические" приготовления Сирии не остались без ответа: важнейшие игроки на международной арене, в том числе США, предупредили Дамаск об абсолютной недопустимости применения оружия массового поражения и однозначно дали понять, что подобный шаг приведет к прямому военному вмешательству со стороны. Таковое, естественно, приведет к очень быстрому падению режима, и потому в нынешней ситуации подобный шаг для Асада нецелесообразен. Тем не менее, ситуация может измениться, если президент почувствует, что ему в буквальном смысле нечего терять.
Такой сценарий, а также возможность попадания сирийских арсеналов химического оружия в руки "Хизбаллы" или повстанческих группировок, в первую очередь, исламистских, является серьезнейшей головной болью всех соседей Сирии, особенно Израиля, а также западных стран. В связи с этим не случайно появление сенсационного сообщения, растиражированного многими СМИ, согласно которому Израиль якобы попросил Иорданию предоставить ему воздушный коридор для атаки сирийских баз с химическим оружием, но получил отказ. Данная информация почти наверняка является "уткой", хотя бы потому, что у Израиля хватает возможностей провести воздушную операцию против Сирии и без использования иорданского воздушного пространства, однако появление этой информации свидетельствует о всеобщей обеспокоенности.
Не остается в стороне и Анкара. Для обеспечения ПРО, в том числе и от ракет с химическими боеголовками, в Турцию будет срочно переброшено несколько принадлежащих странам НАТО батарей системы "Пэтриот". Размещаемые комплексы в версии РАС-3 наиболее эффективны именно для выполнения задач ПРО.
Официальный Дамаск уже заявил о возможности применения отравляющих веществ повстанцами после того как те захватили фабрику по производству хлора, расположенную западнее Алеппо, и также поспешили разыграть химическую карту, продемонстрировав видеозаписи людей, якобы уже пострадавших от применения властями химического оружия.
8 декабря большинство повстанческих группировок, включая исламистские, объявили об избрании своего верховного главнокомандующего — им стал Салим Идрис, высокопоставленный офицер, ранее дезертировавший из рядов правительственных сил. В связи с этим и без того налаживающаяся в последние месяцы координация действий между различными отрядами повстанцев станет, видимо, еще более тесной. Этому, а также потенциальному увеличению объемов иностранной помощи повстанцам, безусловно, должно поспособствовать и ширящееся международное признание Сирийской национальной коалиции (СНК). Важнейшим шагом в этом направлении стало заявление Барака Обамы о признании СНК в качестве легитимного представителя сирийского народа, сделанное 11 декабря. Франция и Великобритания, а также ряд других стран сделали это еще раньше. Мало того, делаются прозрачные намеки на то, что уже в ближайшее время помощь повстанцам выйдет на качественно и количественно новый уровень, а это не сулит ничего хорошего находящемуся в сложнейшей экономической и военной ситуации режиму Асада. Правда, наряду с этим американцы внесли одну из крупнейших повстанческих салафитских группировок, "Жибхат аль-Нусра" в список террористических организаций, тем самым наглядно продемонстрировав, что не все повстанцы входят в число союзников.
11 декабря Комиссариат ООН по делам беженцев опубликовал впечатляющие данные, согласно которым, в странах Ближнего Востока, в первую очередь Иордании, Ливане, Ираке и Турции, скопилось около 510 тыс. беженцев из Сирии. Причем речь идет только о лицах, уже официально зарегистрированных в данном качестве или же находящихся в процессе постановки на учет. По оценкам ООН, еще около 200 тыс. человек, покинувших Сирию, за подобным статусом пока не обращались…
Давид ШАРП, "Новости недели" — "Континент"