КАК МИЛЛИАРДЕР ДЖИМ ДЖЕННАРД ПОМОГ СНЯТЬ «ХОББИТА»
Основатель бренда солнечных очков Oakley создал цифровую камеру, с помощью которой знаменитый режиссер снял новый фильм по повести Толкиена в инновационном высокочастотном формате
Долгожданная кинопремьера декабря «Хоббит: нежданное приключение» Питера Джексона имеет все шансы на то, чтобы стать новым рекордсменом по объемам сборов. Только в минувшую пятницу фильм собрал в мировом прокате $37,5 млн. Это больше, чем первая часть трилогии «Властелин колец», и, по оценке сайта IMDb, лучший в истории США показатель для декабрьских пятниц и декабрьских уикендов. После подсчетов всех сборов в мире глобальный бокс-офис картины может «зашкалить» за $200 млн.
Зрительский успех должен помочь картине сгладить прохладный прием критиков. Негатив у скептиков вызвало режиссерское решение растянуть повесть Дж. Р. Толкиена на три фильма в попытке повторить эпос «Властелина колец». По данным сайта Metacritic, средняя оценка «Хоббита» по 40 рецензиям не дотягивает и до 6 баллов по 10-балльной шкале.
Но есть, как минимум, один человек, которого мнение экспертов не волнует вовсе: основатель компании-производителя очков Oakley Джим Дженнард, состояние которого Forbes оценивает в $2,8 млрд, на выходных наверняка отправился в ближайший кинотеатр, чтобы насладиться свежим творением Джексона.
У миллиардера к «Хоббиту» интерес особый — он опосредованно инвестировал в создание картины. После вывода бренда Oakley на глобальный уровень и его продажи конгломерату Luxoticca за $2,1 млрд в 2007 года Дженнард вплотную занялся проектом инновационной кинокамеры, пригодной для широкого экрана. Именно цифровую камеру RED, созданную усилиями бизнесмена, использовал на съемках фильма Джексон. На эту же камеру режиссер снял и 15-минутную короткометражку «Пересекая черту», которая перевернула представления о возможностях цифрового формата. Подробнее об истории сотрудничества с миллиардером Джексон рассказал Forbes.
— Откуда вы впервые узнали о камере RED?
— Оттуда же, откуда и все остальные, — из интернета. Это случилось еще до того, как я познакомился с Дженнардом. Но я был заинтригован. Это был интересный период, когда постепенно становилось ясно: будущее кинематографа — за цифровыми камерами. Хотя их качество на тот момент было далеко от идеала. Однако в традиционных рыночных лидерах не чувствовалось духа инноваций, большие компании не заботились о прогрессе качества изображения. Сами камеры были тяжелыми и очень, очень дорогими.
И тут вдруг появляется Дженнард с его разработкой, вобравшей все интересные и даже революционные идеи о том, как улучшить качество, уменьшить размеры и снизить цены на камеры. Мне по душе такой авантюрный подход. Это шаг вперед, который делает одиночка вроде Дженнарда, но за которым следуют все остальные.
— Как началось ваше сотрудничество?
— Я связался с ним, сказал: «Слушай, звучит фантастически. Я все свои фильмы до сих пор снимал на 35-миллиметровую пленку, но если и вправду появилась цифровая камера, сравнимая по качеству, я бы с удовольствием ее попробовал в деле. Нужна помощь? Если есть прототипы, мы может их протестировать и поделиться своими соображениями».
Он отнесся к идее крайне ответственно. Через некоторое время раздался звонок: «У меня есть два прототипа, с удовольствием передам их тебе». Сначала мы думали, что выберем натуру и снимем пару сцен на улице и в студии. Джим в этом время садился в самолет и попросил дождаться его. Сам я как раз оказался свободен от работы и улучил удобный момент, чтобы заняться этими опытами.
Пока Дженнард совершал 12-часовой перелет, я вдруг подумал, что лучшим способом опробовать новинку будет съемка фильма. Нельзя было ограничиться лабораторными испытаниями, только создание реальной картины могло позволить нам убедиться в преимуществах нового оборудования.
В итоге я собрал команду актеров и заявил: «Единственное, что мы можем сделать за несколько часов, это вытащить со склада реквизит периода I мировой войны и сделать маленькую историю. Лучший способ помочь Джиму с этими камерами — съемка настоящего фильма».
В итоге, когда Джим долетел до нас, мы вместе с командой сели за круглым столом, чтобы обсудить ситуацию. Я сказал: «Я тут придумал маленькую историю, из которой мы сделаем фильм. У меня даже есть актеры. На съемки уйдет дня два. И мы считаем, это будет фантастический тест для камер.
На следующий день мы были готовы приступать к работе. Мы добыли военную форму, устроили настоящее поле боя с танками, самолетами, оружием и солдатами и занялись съемками. И результат получился по-настоящему впечатляющим.
— Как вам работалось с Джимом во время съемок «Хоббита»?
— С тех пор мы с ним стали добрыми друзьями. Когда он работал над камерой RED Epic, он отдал нам самые ранние ее прототипы. Мы тогда только готовились к съемках «Хоббита». К началу работы над фильмом прототипы превратились в первые серийные образцы.
Камеры буквально изготавливались с учетом наших многочисленных пожеланий. Готовясь к съемкам, мы объясняли, что именно нам нужно. Джим, со своей стороны, ориентировал разработчиков на выполнение конкретных задач. В итоге все пожелания были учтены в конечном варианте камеры.
Она снимает с частотой 48 кадров в секунду. Поскольку для технологии 3D нам были нужны две синхронизированные высокочастотные камеры, задача стояла не из легких. Кадры на обеих камерах должны были в точности совпадать. Джим сделал так, что эта технология была внедрена в RED Epic, хотя изначально ее конструкция не предусматривала такой опции. Он надавил на своих сотрудников, и они успели аккурат к началу съемок «Хоббита».
При этом мы продолжали требовать все более высокой скорости передачи кадров для съемок «замедленных» сцен с сохранением качества картинки. Это значило, что нам было нужно достигнуть планки в 120 и даже 150 кадров в секунду. Когда съемки только начинались, мы исходили из максимума в 60 кадров, затем получили 96 кадров, а спустя три или четыре месяца они уже обеспечили нас 120-кадровой технологией. Думаю, не за горами и цифра в 150. В общем, камеры развивались параллельно с нашими съемками. Было множество нюансов, которые команда Джима делала специально по нашим просьбам.
— Дженнард разбогател на производстве солнечных очков. Что, на ваш взгляд, заставило его заняться производством кинокамер?
— Единственный двигатель — это его личная страсть. Одна из вещей, которые я узнал о Джиме, пусть он и был успешен в Oakley, — то, что он по-настоящему любит камеры. У него потрясающая коллекция старых камер. Здорово, когда кто-то настолько финансово успешный, обращает все свои усилия и креативность на то, что его искренне интересует.
Наверное, это не самый прибыльный бизнес. Рынок для камер, которые делает Джим, пока маленький по масштабу. Но его страсть обязательно принесет успех.
Эрин КАРЛАЙЛ, forbes.ru