ДАНЬ ПАМЯТИ

ДАНЬ ПАМЯТИ

Есть в жизни события, о которых невозможно забыть, и одно из них — расстрел более ста тысяч евреев в Бабьем Яру.

В Русском центре прошла встреча памяти безвинно погибших там женщин, детей, стариков. И хотя со встречи в Русском центре прошло довольно много времени, мысли постоянно возвращаются к ней.

О Бабьем Яре 1941 года писали известные поэты, писатели, этому страшному событию посвятил свою симфонию знаменитый композитор. И это прозвучало в первой части встречи.

Во второй части речь шла об открытии так называемого памятника жертвам Бабьего Яра. На телеэкране был показан отрывок из оратории «Открытие. Бабий Яр» по поэме Яна Торчинского (на фото). Текст читал сам автор. И, естественно, разговор перешел на воспоминания об этом талантливом человеке, который в течение многих лет вел поэтическую страницу в газете «Обзор». Сейчас, к сожалению, этого человека среди нас уже нет.

Инициатором и организатором встречи в Русском центре была хорошо известная нашей общине Зитта Рит. Вели программу З.Рит и А.Левина.

В первой части встречи выступил Марк Левин –организатор и хранитель музея Евгения Евтушенко. Он рассказывал о страшных днях Бабьего Яра, о том, что в 1943 году вместе с войсками Красной Армии в Киев вошли писатель Илья Эренбург и поэт Лев Озеров (Гольдберг). Потрясенные увиденным, они написали стихи о Бабьем Яре. Стихотворение Льва Озерова тронуло душу одиннадцатилетнего Жени Евтушенко.

А в 1961 году, в канун 20-летия расстрела евреев в Бабьем Яру, это скорбное место посетили поэт Евгений Евтушенко и писатель Анатолий Кузнецов. Их удивило отсутствие памятника погибшим. Потребовался голос писателей, поэтов, для сохранения памяти о тысячах евреев, расстрелянных в Бабьем Яру.

В годовщины расстрела на месте гибели собиралось всё больше и больше людей. Памятника так и не было. В двадцатую годовщину 19 сентября 1961 года в «Литературной газете» было опубликовано стихотворения Евтушенко «Бабий Яр». Эмоционально читал его Марк Левин: «Над Бабьем Яром памятника нет: / Крутой обрыв, как грубое надгробье…»

Зитта Рит пригласила своих земляков-киевлян зажечь Памятные свечи: Беллу Торчинскую, потерявшую в те страшные дни 42-х родных и близких, и Исаака Бидинского, у которого в Бабьем Яру погибли мама, бабушка и дедушка.

Продолжая программу, М.Левин включил магнитофон. Мы слышим голос Е.Евтушенко: «Я – каждый здесь расстрелянный старик, / Я – каждый здесь расстрелянный ребёнок…»

Звучит отрывок из Тринадцатой симфонии гениального композитора Дмитрия Шостаковича. Первое исполнение Тринадцатой симфонии состоялось 18 декабря 1962 года в Большом зале Московской консерватории. Её не транслировали, не записывали, не снимали для кино. Билеты спрашивали за три квартала. У консерватории был усиленный наряд милиции. Впечатление от исполнения было ошеломляющим. А в 1999 году Тринадцатая симфония исполнялась в Симфоническом центре Чикаго. Дирижировал ученик и друг Шостаковича Ростропович.

Правительство не одобряло ни стихи Е. Евтушенко, ни музыку Д.Шостаковича.

В зале Русского центра не было Иосифа Гусарева, чудом спасшегося от смерти в Бабьем Яру.

Но вернёмся к встрече в Русском центре. Стихотворение Л.Ицкович «Бабий Яр» прочла Анна Левина. Поэт и композитор Михаил Клейнер речитативом под аккомпанемент концертмейстера Ольги Башкиной исполнил свое стихотворение «Над Бабьим Яром»: «Мы опять и опять поклоняемся вашему праху, / Горькой памяти боль не дает нам ни сна, ни покоя… / И представить невмочь, как же вы восходили на плаху, / “Шма, Исроэль!” крича или “Боже! За что нам такое”».

М.Клейнер потерял в Катастрофе 28 родных и близких, расстрелянных извергами в местечке Паричи (Белоруссия). Он написал много стихов и песен, посвященных еврейскому народу, Израилю.

И с нова у микрофона Зитта Рит. Она вспомнила историю создания и первое исполнение оратории памяти павших «Открытие . Бабий Яр». Оратория была создана по одноименной поэме Яна Торчинского об открытии так называемого памятника в Бабьем Яру. Музыку к ней написал Михаил Клейнер. Он же был и первым солистом. В исполнении оратории принимал участие хор «Мелодия» — художественный руководитель и концертмейстер Зитта Рит. Представление состоялось 25 сентября 2001 года. ом.

Ян, очевидец и участник тех событий, сохранил в памяти ужас того дня. Он не мог забыть новую Ходынку, тот страшный путь к памятнику. Он не мог забыть, как было сброшено покрывало, и люди увидели, что для евреев места на памятнике не нашлось. Эта несправедливость и глумление над еврейским народом оставили боль в сердце Яна на всю оставшуюся жизнь.

Засветился экран телевизора, и зрители увидели отрывок из оратории «Открытие. Бабий Яр» — сохранившейся у З.Рит видеокассеты.

«От движенья толпы зашатались дома, как коробки, / И забились проезды живой человеческой пробкой. / Прорывалась толпа на открытие мемориала. / И огромное сердце её изнутри сотрясало / И кричало от боли посреди равнодушной Вселенной, / Разрывая на клочья с натуги аорты и вены…»

Ян читал со страданием и болью, читал неповторимо. Таким он запомнился нам. Увы, его нет уже с нами четыре года.

Музыка М.Клейнера, созвучная тексту, отражает глубину и ужас тех скорбных событий.

Уже неоднократно я видела и слушала исполнение на экране оратории «Открытие». И всякий раз вспоминала, как она звучала в доме 6400 N.Sheridan. Я и до сих пор помню потрясение зрителей.

На встрече с воспоминанием выступила вдова Яна Торчинского Белла Ямпольская. Закончилась встреча исполнением на идиш песни «Унзер штетл брент» («Горит наше местечко»). Слова и музыка известного еврейского поэта М.Гибиртига, призывавшего евреев горевшего местечка к сопротивлению. Исполнили её солистки ансамбля «Мелодия».

Эта встреча Памяти безвременно погибших в Бабьем Яру никого не оставила равнодушным. У многих на глазах были слезы.

А закончить свой очерк я хочу строчками Я.Торчинского из «Открытия»:
Ничего, что ваш прах опоганили новые бонзы,
Что не вы, а другие на главных стоят пьедесталах.
Пусть придавлены вы многотяжестью камня и бронзы,
Вам воздастся по праву в сияющих Горных Астралах!
И оттуда с высот в наши души стучитесь упрямо.
Значит, жизнь продолжается, и бесконечна дорога.
Мы придем вместе с вами к порогу Вселенского Храма,
За которым не будет предательства, лжи и порока.

Белла КАГАНОВИЧ
Фото автора