КИНООЛИВЬЕ
Обзор новогодних кинопремьер
В советские времена за любовь наших соотечественников с салатом «оливье» мог конкурировать лишь телевизор. Источая сначала голубой, потом цветной эфир, ящик допинговал тостующих и тостуемых фривольными предположениями лектора Сергея Филиппова о жизни на Марсе, самодовольством оголтелого бюрократа Огурцова, пылкой пьяной влюбленностью Жени Лукашина.
О том, что новогодние праздники — неистощаемая золотая жила для кинопроката, первым уразумел режиссер Тимур Бекмамбетов, поднаторевший на пышных рекламных клипах банка «Империал». Еще до отъезда в Голливуд он организовал массовый поход россиян в «Дневной дозор», а затем начал с завидной регулярностью поставлять к новогоднему столу по одному, а то и по нескольку «киноблюд». И вот что любопытно. Какой бы ни была по качеству приготовления эта «пища», продюсеры и маркетологи внакладе не остаются. Бекмамбетов и сподвижники воплотили в жизнь свой фирменный рецепт «кинооливье». Во-первых, продукты, из которых готовится фильм, должны быть до боли знакомы. Лучше всего подходят старые любимые картины: «Ирония судьбы…» или «Джентльмены удачи». В качестве зеленого горошка используются раскрученные дивы и исполнители нового поколения. Вроде Веры Брежневой, Сергея Безрукова, Елки, Лизы Боярской, Ивана Урганта, а то и Милы Йовович. «Салат» густо заправляется майонезом продакт-плейсмента. Музыка представляет собой диковинный микст из «Старых песен о главном» и новых хитов.
Строго запрещаются социальные «пряности». Они тщательно вымарываются уже на сценарной стадии. Подобную незаметную косметическую корректировку авторы-продюсеры произвели над мастерски выписанным, остроумнейшим сценарием «Джентльменов удачи», сочиненным более 40 лет назад Георгием Данелией и Викторией Токаревой под неусыпным присмотром режиссера Александра Серого (сам Серый, снимая фильм, опирался на собственный опыт). В новом фильме «Джентльмены, удачи!» отсутствие ярких актерских работ, остроумия, легкой грусти, словесных гэгов и изобилия блатной речи компенсируется жирной «романтической линией». Так велит прозорливый маркетинг: надо привлечь в кинозалы львиную долю зрительской аудитории, то есть юных дев, засмотревших до дыр все части вампирской мелодрамы «Сумерки…» и тоскующих по любви очаровательных кровососов с распахнутым лицом Роберта Паттинсона.
Последний штрих: едва заметной корректировке подвергаем название. Ведь «джентльмены удачи» — идиома, метящая в пиратов, рыцарей наживы, мошенников и прочих флибустьеров. К чему нам «правда жизни» и воровской сленг, которым виртуозно владел Серый?
В итоге — ап! Получаем детское шампанское с пузырьками, неопределенного вкуса, цвета и запаха, с «улыбчивым» названием «Джентльмены — запятая — удачи — восклицательный знак». Значит, обращаемся исключительно к джентльменам, которых в фильме нет как нет. И желаем им бешеного успеха!
Главный герой — Леша Трешкин (Сергей Безруков), весельчак-аниматор в детском центре универмага (богато и разнообразно показанный «Афимолл Сити»). Его «негатив» — злобный киллер Смайлик (перед тем как убивать, он улыбается), сыграл его тот же неугомонный Безруков. Подельники Смайлика: Муха (Антон Богданов) и Шатун (Гоша Куценко). Все эти «реальные пацаны» в фильме также смотрятся лишь дурашливыми аниматорами одного из агентств «детских праздников», разыгрывающими перед камерой сюжет легендарной комедии.
Тут-то и обнажаются незамысловатые лекала, по которым кроятся «рождественские фильмы» с конвейера «Базелевса», группы компаний, основанных Тимуром Бекмамбетовым. Новогодние картины устроены по образцу елочных представлений. В России, как нигде, «фильм» и «елка» оказались понятиями тождественными. Нынешние дети охотно смотрят театрализованные елочные шоу с персонажами из любимых фильмов: «Маша и Медведь», «Лунтик», «Смешарики», «Фиксики». Нынешние взрослые с детской непосредственностью идут на «Елки- 1»,«Елки-2» и прочие «выкрутасы», разыгранные «Базелевсом». Они тоже любят смотреть на привычных персонажей: Урганта, Светлакова, Гармаша, Безрукова. Как на самых настоящих «елках», любимые герои на глазах переодеваются в карнавально-киношные костюмы. Вот и герои новых «Джентльменов…» веселятся под елкой в костюмах из «Шрека», «Аватара», «Пиратов Карибского моря».
Утренником для слабого пола стало слезоточивое киношоу «С Новым годом, мамы!»(производство самой кассовой российской кинокомпании — Enjoy Movies, фильмы которой еще менее взыскательны во вкусовом отношении, чем картины «Базелевса», — вспомним хотя бы запредельных «Беременного» или «Того еще Карлсона».).
В кинопредставлении про мам выполнено еще одно обязательное маркетинговое условие новогоднего кино: «Без возрастных ограничений!» Лирический альманах, где пять фильмов разных жанров уживаются в одной праздничной коробке, — это сиквел «Мам», снятых к 8 Марта. В роли сказочного Деда Мороза (или приглашенной звезды) в фильме выступил сам Ален Делон. Банально? Искусственно? Сиропно?
«Инжой на яркой стороне, ты этого заслуживаешь!»
«Хоббит: Нежданное путешествие» — явно заторможенное, но уважительное по отношению к Толкиену зрелище от Питера Джексона — продолжает бить кассовые рекорды.
Это лишь первая серия в очередной трёхфазной франшизе. Похоже, именно сериалы более всего привлекают, точнее, приучают к себе зрителя. На премьере «Хоббитов…» в кинотеатре «Октябрь» я наблюдала, как зритель наслаждается неспешным трехчасовым кинозрелищем. Зритель запасается провизией. Выходит поболтать в фойе. Созвониться с друзьями. Поздравить их с наступающим. Выпить пива или кофе. Возвращаясь с бутылками и чипсами, не слишком интересуется тем, что пропустил. Конечно, толкиеновским фанатам не надо пересказывать вызубренный сюжет, но, если честно, фильм можно смотреть с любого кадра. «Подключайся!» — призывают зрителя персонажи красивейшего фантазийного экшена. Гномы, волшебники, эльфы, драконы, орки, гоблины, тролли и иные обитатели эпического Средиземья ждут не дождутся тебя в «темно-синем лесу» Дикого края. Полурослик Бильбо Бэггинс присоединяется к грандиозному походу гномов, дабы освободить Королевство гномов Эребор, захваченное драконом Смогом. Это настоящее патриотическое кино о 14 храбрецах. Думаю, министр культуры Средиземья был бы рад выдать Джексону грант на создание особо значимого фильма. В качестве звезды в картине безраздельно властвует голубоглазое чудовище Голлум. Впрочем, он артист — из послушнейших, дисциплинированно подчиняющийся рукам компьютерных художников. В остальном 3D-технология используется в фильме исключительно для того, чтобы билет стоил дороже.
Самый длинный праздничный выходной в самой отдыхающей стране мира длится с католического Рождества до старого Нового года. Поэтому продюсеры и дистрибьюторы бьются не на шутку, лишь бы проскользнуть в «роспись» новогоднего репертуара. Среди лидеров каникул — «Три богатыря на дальних берегах», очередная серия богатырской франшизы, которую возделывают на питерской студии «Мельница» под предводительством продюсера Сергея Сельянова.
С каждым годом фольклорные сериалы набирают очки (к 3 января фильм собрал в России $17 миллионов). И по сравнению с «инжойным» киноконфетти, сварганенные к Новому году «Богатыри» — хоть и небрежно выполненные, но настоящие елочные игрушки, в которые охотно играют зрители.
А что вы хотели? В опросе ВЦИОМа Безруков назван соотечественниками «Актером года». Если же «огласить весь список» людей и событий года, то многое можно понять о пристрастиях населения. Наш главный писатель — Донцова, певец — Стас Михайлов! Фильм — «Сумерки. Сага». А политик — сами знаете кто…
По всему выходит, что и в следующем году хитренький папа Карло Бекмамбетов без труда поставит к новогоднему столу среднестатистического Буратино его любимый «киносалат». Дарью Донцову пригласят в качестве сценаристки, Безруков под саундтрек Михайлова озвучит Путина, а кровь Роберта Паттинсона в режиме 3Dвыпьют сумрачные «богатыри».
Лариса МАЛЮКОВА
«Новая газета» — «Континент»