РЕЗИНОВОЕ ИЗДЕЛИЕ

РЕЗИНОВОЕ ИЗДЕЛИЕ

Правила регистрации крайне трудно исполнить нефиктивно

Крепостное право в России отменили почти 152 года назад. Но не до конца. И российская власть постоянно напоминает нам об этом. На сей раз напомнил лично президент своим юридическим изделием, которое в народе тут же окрестили законом о «резиновых домах».

Путин сдержал обещание… Не смейтесь, дослушайте до конца. Путин действительно сдержал хоть какое-то свое обещание. В послании Федеральному собранию, а до этого в предвыборных статьях он обещал предложить ряд мер по борьбе с незаконной миграцией. И предложил на восьмом месяце своего третьего президентства поправки к Закону «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», а также к Уголовному кодексу и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП). Именно так оформлен внесенный на днях в Госдуму президентский законопроект, который вводит уголовную ответственность за нарушение правил регистрации по месту жительства и по месту пребывания.

За фиктивную регистрацию граждан России предлагается наказывать штрафом от 100 до 500 тысяч рублей, принудительными работами на срок до 3 лет или лишением свободы на тот же срок. Фиктивная регистрация иностранных граждан, согласно законопроекту, будет наказываться только штрафом. Под фиктивной регистрацией в законопроекте понимается «регистрация граждан на основании предоставления заведомо ложных сведений или документов». Законопроект также предлагает дополнить КоАП статьей, которая вводит наказание за проживание россиянина в квартире без регистрации. За это предлагается штрафовать на сумму от 2 до 3 тысяч рублей, а собственники жилья заплатят до 5 тысяч рублей.

В пояснительной заметке к закону прямо сказано, что он направлен на борьбу с так называемыми «резиновыми домами», где фиктивно регистрируется множество людей. Мол, поэтому невозможно установить реальное место жительства человека, и органы государственного учета не могут представить достоверную информацию другим государственным организациям — военкоматам, судам, налоговой службе.

Прямо даже непонятно, как устанавливают реальное место жительства человека в странах, где вообще нет внутренних паспортов. В тех же США, например. Наладить нормальный обмен информацией о гражданах между ведомствами в электронной форме — для России непосильная инновационная задача, гораздо легче ввести очередные нелепые и неэффективные карательные санкции.

То, что всякий закон, который вносится в Госдуму после 7 мая 2013 года, ограничивает какие-нибудь свободы, — уже очевидно. Теперь дошла очередь до поправок к свободе передвижения. Но наказывать людей за регистрацию (она же в советском первом браке — «прописка», она же в царском девичестве — «крепостное право») еще более странно, чем искать иностранных агентов среди оппозиционеров. В поиске иностранных агентов есть хотя бы логика политической реакции: раз ты против власти, значит, точно «шакалишь у иностранных посольств». «Наши люди» в булочную на такси не ездят. Но бороться с фиктивной регистрацией вместо того, чтобы отменить этот институт в принципе, — показатель отношения власти к россиянам (и тем более к «понаехавшим тут»), как барина к своим крепостным крестьянам.

Правила регистрации в России, получения гражданства, вида на жительство и разрешения на работу таковы, что их крайне трудно исполнить нефиктивно. Более того, на трудности этих правил и на этой самой фикции кормятся целые ведомства.

Недавно в одном интервью, которое мне пришлось редактировать, высокопоставленный чиновник Федеральной миграционной службы открытым текстом заявлял, что в России едва ли не самая жесткая в мире система миграционного учета. Причем кормятся чиновники и на учтенных, и на неучтенных.

А смысл закона о «резиновых домах» не менее прост, чем у более известного резинового изделия. Привязать людей к месту, ограничить их политическую, социальную и личную мобильность всеми способами, вплоть до сохранения рудимента крепостного права, — неистребимое свойство российского начальства.

Граждане, если попадутся, заплатят штраф или откупятся от нового акта бытового крепостничества на Руси. Крестьяне ведь тоже выкупали себя от крепостного права аккурат до 1917 года. А потом Сталин и вовсе придумал колхозы, надолго лишив их паспортов. Ход мысли власти с тех пор в общем не особенно изменился.


Семен Новопрудский, журналист
«Новая газета» — «Континент»