РОССИЯ В АРКТИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС БЕРЕТ ВЕРХ НАД ВОЕННЫМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ

РОССИЯ В АРКТИКЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС БЕРЕТ ВЕРХ НАД ВОЕННЫМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ

Моряки Северного флота. Сопредельные с Россией государства высказывают опасения по поводу усиления ее военного присутствия в Арктике и ее временами чрезмерно настойчивой антизападной риторики. Тем не менее, позиция России по Арктике не столь конфронтационная, как считают многие.


ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НЕЗАВИСИМЫХ СТРАН В АРКТИКЕ
В настоящее время пересечение требований независимых стран в Арктике опирается на все более возрастающее военное присутствие на Крайнем Севере. На карте показаны и пронумерованы все базы, расположенные или за Полярным кругом (то есть выше 66°33′ c.ш.) или вблизи него. Две из них — Резалют Бэй (Resolute Bay) и Нанисивик (Nanisivik) в Канаде на сегодня находятся в стадии строительства, а международный аэропорт в Кетавике (Ketavik) — больше не военная база НАТО, но воздушные силы НАТО, охраняющие воздушное пространство Исландии, используют его инфраструктуру. На карту дополнительно нанесена граница наименьшего распространения ледового покрова, чтобы показать, каким образом отступление льдов делает два потенциальных арктических маршрута более доступными. И хотя минимально низкий уровень распространения льдов в 2011 году был выше по сравнению с рекордно низким уровнем 2007 года, общая тенденция последних десятилетий — постоянное снижение.

В результате недавней экспедиции российской атомной подводной лодки на дно Северного Ледовитого океана существует угроза начала риторики в СМИ о том, что региональные споры о праве освоения экономического потенциала территории Арктики могут привести к военной конфронтации. Однако именно взаимный экономический интерес как раз и означает, что все пять прибрежных арктических государств готовы использовать все юридические и дипломатические средства для достижения своих устремлений и не намерены ставить под угрозу сложившийся статус-кво.

В ходе российской экспедиции, известной как «Арктика-2012», был собран геологический материал одного из двух подводных горных хребтов, которые простираются от российской части континента к Северному полюсу. Россия стремится доказать, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева являются продолжением континентального шельфа России и частью Евразийской литосферной плиты, что в соответствии с существующими законодательными нормами обеспечило бы России исключительные права на все потенциальные ресурсы, залегающие под морским дном. Детали проекта должны были остаться в тайне, но в ноябре 2012 года в нескольких выпусках новостей со ссылкой на Министерство обороны России появилась информация о данной подводной лодке.

Несмотря на все усилия выстроить нормальные взаимоотношения между государствами, сопредельные с Россией арктические страны всерьез озабочены ее нарастающим военным присутствием в Арктике и ее временами чрезвычайно настойчивой антизападной риторикой. Однако если рассматривать её в более широком контексте военного переоснащения после холодной войны, позиция России в Арктике не такая уж и конфронтационная, как может показаться на первый взгляд.

Арктика — это ключевой элемент восстановление того, что в самой России рассматривают как законное место в международной политике, так как она обладает гораздо большей территорией, присутствием и возможностями в Арктике по сравнению со своими соседями. Богатый углеводородами регион представлен в «Программе освоения Арктики-2008» как важнейший источник энергоресурсов России в XXI веке: приблизительно 15% ВВП страны и 25% ее экспорта будут поступать из этого региона, и это помимо того, что 80% всех запасов газа в Арктике расположены в особой экономической зоне России (ОЭЗ). Буровые установки расположены в основном на побережье, но Россия планирует дальнейшее развитие бурения на шельфе, хотя оно и связано с определенными трудностями по доставке международным партнерам. Морской транспорт, помимо углеводородов, также является одним из основных приоритетов развития. В ближайшие десятилетия Северный морской путь, скорее всего, станет коммерчески выгодным, так как в летний период будет освобождаться ото льда, что в будущем позволит соединить Европу и Азию перевозками через территориальные воды России или особую экономическую зону. Однако ввиду отсутствия инфраструктуры вдоль всего маршрута развитие торгового судоходства замедлится.

РОССИЙСКАЯ ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ «АРКТИКА-2012»
Во время предыдущей экспедиции «Арктика-2007» установка титанового флага Российской Федерации на дно Северного ледовитого океана произвело сильное впечатление, но при этом не имело никакого юридического значения. Тем не менее, это вызвало широкий общественный резонанс к вопросу Арктики и запустило дискуссию в СМИ по поводу конкуренции за территории и ресурсы региона.

Целью недавней экспедиции «Арктика-2012», подразумевавшей бурение на дне океана с целью забора образцов грунта и породы для научного исследования, было доказать, что российские континентальные территории простираются до Северного полюса. В сентябре ядерная подводная лодка специального назначения «Калитка», принадлежащая к классу «Лошарик», была направлена для сопровождения ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» при бурении трех скважин на разных склонах хребта Менделеева, давших более 500 кг образцов горных пород.

Это было первым известным заданием «Калитки». Оснащенная системами очистки воды и воздуха, схожими с теми, которыми оснащаются космические станции, подлодка может провести несколько месяцев в автономном плавании. Во время этой экспедиции она провела под водой 20 дней на глубине 2,5-3 километра. (В то время как работающий на батареях батискаф «Мир», использованный в экспедиции «Арктика-2007», тоже способен работать на таких глубинах, но может провести под водой всего 72 часа). Подлодку разместили под днищем крупной ядерной подводной лодки особого назначение «Оренбург» (переделанный «Кальмар» или увеличенная «Дельта III») для доставки к местами бурения и сопровождения во время операции.

ПРИТЯЗАНИЯ НА КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ И МОРСКИЕ ГРАНИЦЫ
Собирая геологические образцы пород, Россия выполняла требования Комиссии ООН по границам континентального шельфа (United Nations Commission on the Limits of the Continental Shelf, CLCS), согласно которым она должна предоставить подтверждающие доказательства своих притязаний на обширный континентальный шельф, который простирает свою территорию под Северным Ледовитым океаном.

Все пять прибрежных арктических государств — Россия, Канада, Соединенные Штаты, Норвегия и Дания — в 2008 году выступили с совместным заявлением, известным как «Илулиссатская декларация», которая на дипломатическом уровне с использованием существующих правовых механизмов зафиксировала территориальные претензии стран. Главным легитимным документом для определения морских границ в Арктике является Конвенция ООН по морскому праву (Конвенция UNCLOS), которая гласит, что ОЭЗ морских стран составляет 200 морских миль от их побережья. А CLCS определяет континентальный шельф сверх этой зоны до 350 морских миль максимально.

Если будет подтверждено, что заявленный сектор океанического дна имеет сходное геологическое строение, что и Евразийская континентальная платформа, то CLCS утвердит, что он действительно является продолжением российского континентального шельфа, гарантируя России суверенные права на ресурсы под морским дном на расстоянии 350 морских миль от ее береговой линии. По данным CLCS на 2001 год, Россия заявляла свои права на хребет Ломоносова и хребет Менделеева, а также на морское дно под Северным полюсом. Если эти требования удовлетворят, то российский континентальный шельф будет составлять 1,2 млн. квадратных километров и обеспечит России исключительные права на все ресурсы этого сектора морского дна. Министерство природных ресурсов и экологии России исследовало взятые образцы и обнаружило, что они действительно имеют единый генезис с континентальной платформой. Результаты следующей экспертизы для CLCS в подтверждение границ континентального шельфа вероятнее всего будут готовы к концу 2013 года, а утверждение в Комиссии — в 2014 году, при этом положения Комиссии станут окончательными и обязательными к исполнению.

Вслед за Россией все арктические страны готовятся представить в CLCS свои заявки по границам континентального шельфа. Норвегия свою уже подготовила, в то время как Соединенные Штаты только приступили к процедуре оформления, хотя они до сих пор не ратифицировали даже Конвенцию UNILOS и, следовательно, не попадают под действие морского международного права. Госдепартамент и Министерство обороны США оказывают всяческую поддержку присоединению к Конвенции UNILOS и объединяют свои усилия по ратификации.

Дополнительные источники трений между арктическими странами по вопросу определения морских границ — это двухсторонние разногласия между США и Канадой, между Данией и Канадой. И трехсторонние — между Россией, Канадой и Данией. Тем временем, особые споры вызывает хребет Ломоносова, протяженностью в 2000 км. Канада утверждает, что он является подводным продолжением острова Элсмир, в то время как Дания заявляет, что он — продолжение острова Гренландия. США же, в свою очередь, настаивают на том, что хребет Ломоносова — это океанический хребет и, следовательно, не может быть продолжением континентального шельфа какой бы то ни было страны.

Однако уже прилагаются совместные усилия по уточнению карты морского дна. В 2011 году США и Канада приступили к пятилетнему плану картирования их общего континентального шельфа, а Канада и Дания в 2007 году провели сейсморазведку. В сентябре 2012 года президент России Владимир Путин призвал к созданию объединенного научного совета с Канадой, что позволило бы обсуждать возможные претензии по перекрывающимся зонам шельфа, на что Канада ответила положительно. Помимо совместных исследований, начиная с 2007 года, научная общественность и официальные лица ежегодно встречаются для обсуждения вопросов, связанных с перекрывающимися территориями континентального шельфа.

Из разведанных запасов нефти и газа в регионе, 97% находятся в пределах особых экономических зон арктических государств, то есть большой конкуренции за доступ к ним не наблюдается. Большинство из этих запасов не могут быть разработаны в ближайшее время из-за сложности добычи углеводородов в удаленных, суровых и экологически хрупких природных условиях. Однако, заявляя максимальные требования на континентальный шельф, арктические государства хотят подстраховаться на случай, если в результате новых открытий и технологического развития в будущем такие месторождения станут более доступными. Территория, на которую претендует Российская Федерация, хотя и не так богата углеводородами, как считается, но включает в себя Северный полюс, что имеет символическое значение.

СОТРУДНИЧЕСТВО С БОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ДАСТ ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
И хотя положения устава CLCS будут действовать на всем континентальном шельфе Арктики, они не определяют сами границы в пределах территории, обозначенной как континентальный шельф. И именно заинтересованные страны должны прийти к соглашению по разделу таких зон континентального шельфа и внешними границами своих национальных претензий, как это сделали Россия и Норвегия с границей в Баренцевом море в 2010 году. Тем не менее, согласно положениям CLCS необходимо, чтобы конфликтующие требования были урегулированы до того, как Комиссия представит свои предложения по разделу границ между нейтральными территориальными водами и территориальными водами под национальной юрисдикцией.

Разногласия арктических государств относительно размеров их континентального шельфа могут быть преодолены путем обсуждения претензий до их утверждения путем достижения взаимовыгодных результатов и выдвижения параллельных или совместных предложений. Каждая страна представляет свои данные в CLCS конфиденциально, а заседания по ним проводятся за закрытыми дверями. Эксперты по морскому праву считают, что Россия проводила консультации с Канадой, а возможно и с Данией о разграничении своих претензий на хребет Ломоносова, но никакой официальной информации по поводу этих переговоров нет. Подача совместных заявлений также готовится в закрытом режиме.

ВОЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АРКТИКЕ
Наряду с экономическим потенциалом Арктика не потеряла своего стратегического значения для каждого из региональных государств, вот почему все они увеличили число и сложность проводимых там военных учений.

После длительного периода застоя Россия выделяет значительные ресурсы для восстановления и приведения в полную готовность своих вооруженных сил. Количество военных учений возросло для всех родов войск, в том числе и для Северного флота, который расположен за Полярным кругом на северо-западном побережье России и является основным местом размещения ядерного арсенала морского базирования. В его состав входят бомбардировщики дальней авиации и самолеты морской разведки. На суше он располагает подразделениями морской пехоты и армейской бригадой, размещенными на Кольском полуострове. В 2009 году Россия объявила о своих планах развивать и дальше специализированную группировку для защиты своих территорий в Арктике.

В 2009 году Россия также выразила беспокойство по поводу дальнейшей милитаризации региона, когда Норвегия перевела штаб-квартиру своих вооруженных сил на север страны, в Рейтан. По мнению России, так называемый «Холодный ответ» — военные учения 15 стран, которые прошли на севере Норвегии и Швеции в марте 2012 года и в которых приняло участие 16300 солдат — является провокацией. В ответ она провела свои учения с участием 200-й мотострелковой бригады из Мурманска, включая танки Т-80, оснащенные газотурбинными двигателями, хорошо зарекомендовавшими себя в условиях арктического климата. Наряду с этим, Россия провела также совместные учения как с Норвегией, так и с США. Такие меры по укреплению доверия, также как и форумы, где открыто обсуждаются вопросы безопасности, следует рассматривать как конструктивные.

Арктическая политика Москвы на 2008 год смещает акцент с наращивания военной мощи на соблюдение и поддержание норм международного морского права. Она нацелена на обеспечение судоходства и рыболовства, а также оказание помощи в поисково-спасательных операциях. Северная граница России составляет 40000 км береговой линии, которая становится все более открытой, так как в летний период ледяной покров отступает и экономическая активность возрастает. И хотя у России есть своя береговая пограничная служба, но лишь малая часть ее судов пригодна для проведения операций в Арктике, что ограничивает ее возможность контролировать территориальные воды и особую экономическую зону, а также выполнение договоренностей. Как и у других арктических стран, у России есть свои внутренние проблемы, а это — более неотложный и серьезный вызов, чем восстановление военной инфраструктуры для преодоления относительно теоретической угрозы безопасности.

ВЗАИМНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС
Несмотря на признаки усиления военной активности в регионе, наиболее стабилизирующим фактором здесь является взаимный экономический интерес, и разногласия по поводу определения границ, а также военной активности, вряд ли что-нибудь изменят. Россия, в частности, стремится открыть Северный морской путь для целей торгового судоходства, так как он обладает большим коммерческим потенциалом на всем протяжении обширного северного побережья, и стремится установить сборы за транзит судов по маршруту. Взаимоотношения России с НАТО и США окажут решающее влияние на уровень сотрудничества (или недоверия) между ними в Арктике. Восстановление разрушенной инфраструктуры и обслуживание Северного морского пути, который сможет соединить Европу с Азией, будут более эффективно формировать стратегические цели России в регионе, чем ненужное наращивание военной мощи.


inoforum.ru