Ханнес Штайн: У НЕНАВИСТИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ
Ненависть к евреям, снова становится делом обыденным. Не исключаю, что вскоре ненавистью этой, как и в прошлые времена, будут гордиться. Действительно, в добрые старые времена кайзеров и королей антисемитизм в Германии не считался чем-то позорным. Антисемиты открыто называли себя антисемитами. В монархии Габсбургов спокойно существовала «Антисемитская лига», возглавляемая Вильгельмом Марром. Будущие депутаты умело ловили в мутной, юдофобской водичке голоса избирателей. Еврейский вопрос также открыто обсуждался в газетах и журналах, как сегодня обсуждаются в СМИ проблемы супружеских отношений или будущее евро.
В те времена, впрочем, не только антисемиты, но и сами евреи считали, что еврейский вопрос существует. Эта открытость имела, как минимум, одно преимущество: все знали, что антисемитизм был всегда и тему эту можно обсуждать. Лучшей основой подобного обсуждения для антисемитов была пьеса Шекспира «Венецианский купец», где еврей Шейлок был воплощением зла и мстительности, а христианская церковь выступала от имени добра и милосердия.
После окончания второй мировой войны, когда мы стали регулярно видеть в кадрах кинохроники живые скелеты в арестантской одежде, с этим «sit venia verbio» (мне разрешено было говорить) было покончено. Сегодня с определённой долей сарказма мы можем сказать, что нацисты оказали антисемитам медвежью услугу. Теперь антисемиты ассоциируются у нас с массовыми захоронениями, крематориями и газовыми камерами. Антисемитизм превратился в «преступление, о котором не говорят вслух».
Примерно, то же самое происходило не так давно с гомосексуализмом. Долгое время это было «преступлением, о котором не говорят вслух» Под гомосексуализмом подразумевалось нечто ужасное. В Англии называли отношения голубых Содомией, что, собственно, означает совокупление с животными. Этот явно преувеличенная и несправедливая оценка действий гомосексуалистов вызвала парадоксальный эффект: гомосексуалисты в Англии смогли спокойно называть себя гомосексуалистами, так к Содомии они никакого отношения не имели.
Похожий эффект мы наблюдаем сегодня и в отношении к антисемитизму. Антисемиты не любят евреев, открыто об этом говорят, но ни в чём более ужасном не замешаны. Антисемитизм снова становится темой, на которую можно открыто говорить.
Немецкому журналисту Якобу Аугштайн теперь не нужно прятаться и скрываться. Более того, журналист уверяет всех, что он не антисемит и ничего такого особенно не сказал. Вот несколько его «безобидных» утверждений. Израиль навязывает всему миру «политику ультиматумов». Насилие в Ливии, Судане и Йемене используют в своих интересах американские республиканцы и правительство еврейского государства. Израиль сегодня поставил под сомнение своё право на существование. Ультраортодоксы в Израиле ничем не отличаются от исламских фанатиков. Газа, это лагерь несчастных беженцев-палестинцев, который создало и взрастило само еврейское государство.
Некоторые считают, что нет смысла критиковать высказывания Аугштайна хотя бы потому, что это полный вздор и бессмыслица. Возможно, они правы, но надо полностью осознать, что это не просто вздор и бессмыслица, а антисемитский вздор и бессмыслица. Большинство не согласных с Аугштайном, критикуя его, снисходительно похлопывают по плечу: «Ну, с кем не бывает». Так, например, Генрик М.Бродер, который в открытом письме в газете «Мир», возразил Аугштайну. Бродер возразил, но так мягко и уважительно, что в целом получилось почти любовное послание.
Единственный, кто расставил всё по своим местам, был центр Симона Визенталя в Лос- Анджелесе. Здесь внесли Аугштайна в список первых 10 антисемитов 2012 года. Не слишком ли много чести?
Впрочем, всё не так однозначно. Не надо забывать, что Якобу Аугенштайну никто, фактически, не возразил в резкой форме и по существу, так как мнение главного антисемита разделяют как большинство немцев, так и большинство европейцев.
В общем хоре мнений по поводу высказываний Аугенштайна, запомнилось одно, которое я разделяю: «Раньше быть антисемитом считалось позорным. Сегодня многие это обвинение не воспринимают всерьёз». Не исключаю, что придёт время, когда враги евреев будут называть себя антисемитами с гордостью.
«Преступление, о котором не говорят вслух», снова выплывает из небытия. Единственно, что может этому помешать — еврейское государство. Но если вдруг страшное случится и на месте Тель-Авива возникнет радиоактивное пепелище, то, приблизительно, ещё одно поколение европейцев снова будет проливать крокодиловы слёзы.
Об авторе: Ханнес Штайн (Hannes Stein) — корреспондент в США немецкой газеты «Judische Allgemeinde».
Перевод с немецкого Льва Мадорского
http://club.berkovich-zametki.com