ОСИРОТЕВШАЯ ЕВРОПА

ОСИРОТЕВШАЯ ЕВРОПА

Папа Римский Бенедикт ХVI покинет престол 28 февраля потому что силы и возраст не позволяют ему больше "верно нести свое служение". Некоторые комментаторы сразу предположили, что проблема не в духовном служении, а в административных скандалах, которые происходили в последнее время в окружении стареющего понтифика.

В свою очередь в Ватикане говорят о том, что "некоторое время назад" Бенедикт XVI носил кардиостимулятор, недвусмысленное указывая все-таки на слабое здоровье.

Вне зависимости от причины отречения Папы от престола, вместе с ним уходит целая эпоха. Даже если новый понтифик, вопреки предположениям многих СМИ, окажется европейцем, он будет вынужден переориентировать папский престол на Латинскую Америку и Африку. Именно там сегодня будущее католицизма, а не в стремительно секуляризующейся Европе, оторвавшейся от своих христианских корней.

Как любое серьезное событие, сообщение об отречении от папского престола Бенедикта XVI немедленно обросло десятками слухов и массой разнообразнейших трактовок, включая совсем уж конспирологические.

Так, по версии некоторых российских православных фундаменталистов, Папу "убрали" после того, как во Франции прошли трехсоттысячные митинги против однополых браков. Тогда европейским атеистам, секуляристам, борцам за права сексуальных и этнических меньшинств, а также прочим врагам христианства стало ясно, что Католическая церковь вовсе не так мертва, как многим казалось в последние годы, и они решили ее обезглавить.

Правда, каковы были те рычаги, при помощи которых якобы удалось надавить на Бенедикта XVI и заставить его отречься от папского престола, сторонники этой версии не уточняют. Что, впрочем, естественно, поскольку сторонники версии "всемирного заговора" никогда не обременяли себя поиском рациональных аргументов.

В самой Италии, да и в Европе в целом, где конспирология также пользуется популярностью, но все же требуется аргументировать свои предположения чем-то более секулярным и рациональным, нежели ссылками на происки сатаны, активнее всего обсуждают возможность отречения Бенедикта XVI из-за давления на него аппарата Ватикана.

Как и свойственно нецерковному сознанию, европейцы радостно валят в одну кучу две ипостаси Папы Римского: понтифика католической церкви и главы государства Ватикан, у которого есть свой банк, госаппарат, политические интриги и все, что положено "суверенной державе". Пусть и небольшой по площади, зато с немалым политическим влиянием в тех странах, где много католиков.

Действительно, можно вспомнить как дворецкий Бенедикта XVI по имени Паоло Габриэле, которому он очень доверял, злоупотребил доверием Папы, украв из ящиков его стола личные письма и другие секретные документы, а потом продал их итальянскому журналисту, написавшему об этом разоблачительную книгу "Его Святейшество".

Были и финансовые скандалы, например, связанные с Банком Ватикана ("Институт по религиозным делам"), который должен финансировать благотворительность, но вместо этого использует депозиты клиентов для финансовых спекуляций.

Конечно, если бы речь шла о "светском" премьер-министре какой-нибудь европейской страны, пусть даже о той же самой Италии и о том же самом Сильвио Берлускони, то этих скандалов было бы вполне достаточно для того, чтобы "свалить правительство" и отправить его в отставку.

Однако с Бенедиктом XVI история явно более сложная. Хотя бы потому, что Папа Римский, это, все же, в первую очередь, глава Католической церкви. Именно так себя видит, можно быть в этом уверенным, 86-летний понтифик, принявший решение об отречении от престола. Так что административные споры, пусть даже и подрывающие уважение к Ватикану в Италии, вряд ли могли стать решающим аргументом.

Это не весомее, чем скандалы с педофилией в церкви, расколы, вызванные нежеланием уходящего Бенедикта XVI, как и большинства католических епископов, идти по пути протестантизма в признании однополых браков, и в целом — потеря католицизмом своих позиций в Европе.

Вот эти причины, особенно последняя, достойны того, чтобы отречься. Тем более вкупе со слабым здоровьем, которое банально не позволяет постоянно ездить по миру и посещать такие отдаленные от Италии регионы, как Латинская Америка и Центральная Африка, где сегодня живет большое количество католиков.

Так что решение Бенедикта XVI не может не привести к серьезным переменам. Для Ватикана центр притяжения его интересов, его миссионерской деятельности, перемещается из Европы, и новый Папа обязан будет этому следовать, соответствующим образом трансформируя аппарат католической церкви. Что начал делать, кстати, еще предшественник Бенедикта — Иоанн Павел II.

Будет ли новый понтифик латиноамериканцем, как полагают одни европейские издания, или же он окажется африканцем, как считают другие – не так важно. Он может быть даже вновь европейцем. Вопрос будет не в нем лично, а в интересах Католической церкви в целом, для защиты которых и уходит Бенедикт XVI.


Иван Преображенский, Rosbalt