1. ПОЧЕМУ В МИРЕ НЕ ЛЮБЯТ США? 2. ПОЧЕМУ В МИРЕ НЕ ЛЮБЯТ РОССИЮ?
БЛИЦ-ОПРОС МЕДИАГРУППЫ "КОНТИНЕНТ"
Рамис Юнусов, политолог, политический и общественный деятель, г. Балтимор (США):
1. Антиамериканизм в основном начался во времена противостояния СССР и США и тогда советская пропаганда распространяла это по всему миру. Сегодня антиамериканизм продолжает главенствовать во внешней политике России и стран, которые далеки от демократии, экономически малосостоятельны и неконкурентоспособны. Как говорится, успешных и богатых мало кто любит.
2. Россия как правопреемница СССР сегодня к сожалению продолжает наступать на те же грабли во внешней политике, поддерживая одиозные режимы в мире, а внутри страны установила авторитарный режим Путина и как следствие вполне закономерна та не любовь, что к ней испытывают в цивилизованном мире.
Рауф Кубаев, кинорежиссер. Москва (Россия):
1. США слишком конкретны: их понимают все. Понимают то, что Штаты навязывают свой образ жизни всему миру. США считают, что их ценности подойдут любой стране, любой нации, любому социуму. И навязывают свою волю — а этого не любит никто. Потому Штаты и не любят.
2. Россия, наоборот, загадочна. Её мало кто понимает, Россия загадка для многих. И загадочное и неведомое — боятся, хотят упредить, неизвестное пугает больше всего, поэтому Россию и не любят.
Лилиана Блуштейн, журналист, фотокорреспондент. Амбуаз (Франция):
1. Негативное отношение к США в Европе отчасти связано с тем, что многие американцы (не только реднеки*, но и янки) повсюду ищут «глобус Америки», за пределами которого, по их мнению, обитают разве что простейшие. При этом следует учитывать, что рядовые европейцы к США относятся вполне лояльно (сужу по Франции, а также Италии, Бельгии, Нидерландам, Великобритании — то есть, по странам, в которых бываю часто). В Израиле Америку боготворили, но приход Обамы отрезвил слишком влюбчивых левантийцев. В России США не любят из вековечной зависти — и ее квинтэссенция выражается в скетчах Задорнова.
2. Россию не любят потому, что от этой страны всегда веет холод с запашком гнили и исходит вполне осязаемая опасность. Тот же Задорнов гениально написал, что у американцев на лицах фальшивая улыбка, зато у россиян — искренняя ненависть.
* англ. redneck, буквально «красношеий»
Константин Куортти, независимый журналист. Санкт-Петербург (Россия):
1. Думаю, многие из тех, кто не любит США, просто завидуют силе и здоровью нации и государства. Другие по разным причинам опасаются этой силы.
2. Догадываюсь, что со стороны Россия может сильно напоминать дворового хулигана, с подростковыми комплексами. Надо, хотя бы понемногу, исправляться и взрослеть.
Антон Гейн, писатель. Уолнат-Крик (США):
1. По той же причине, по которой человек не любит правды о себе, любимом. Например, своего отражения в зеркале или запаха собственного дерьма. Тем не менее, дерьмо — это правда про человека, который его произвел, по крайней мере — ее часть. Америка — это правда про человечество в целом. Здесь жизнь максимально приближена к человеческому естеству — и в плохом, и в хорошем. Америка, не церемонясь, сует свой нос в дела всего мира, делает фантастические деньги, влезает в гомерические долги, швыряет миллиарды на благотворительность, молится в безумном количестве церквей, богохульствует на весь свет, казнит преступников, пуританствует и распутничает.
Все это вызывает зависть и раздражение. Весь мир знает, как должна жить эта проклятая Америка, но она, сука, почему-то живет так, как она хочет, а не так, как полагает правильным, скажем, махровый антисемит Ахмадинежад, пещерный троцкист Чавес или подполковник КГБ Путин.
С учетом того, что из себя представляет наш мир, добиваться глобальной любви как бы даже и глупо. Это так же противоестественно, как домогаться любви всех женщин мира. Зачем? Что с ними делать, если они, не дай бог, таки воспылают ответной страстью?
Человеком, стремящимся завоевать любовь миллионов движет не стремление сделать их счастливыми, а лишь банальное тщеславие. Америка не заигрывает с миром и не стремится всеми силами заслужить зыбкое и изменчивое обожание люмпенов. И правильно делает.
2. Нелюбовь цивилизованного мира к России естественна. Страну, которая за последнее столетие несколько раз кардинально меняла свою идеологию (чем вконец развратила собственное население), но, тем не менее, настаивает на какой-то своей особой духовности и пытается поучать всех вокруг, любить здравомыслящему человечеству не за что. Нежелание России сокращать свой ядерный арсенал и ее откровенно шантажистская манера торговли углеводородами также не прибавляет теплых чувств к ней.
Нецивилизованный мир не любит Россию за предательство коммунистических идеалов, за утрату исторического ориентира.
Но для пессимизма причин нет. То, что сегодня происходит в России, неизбежно приведет к очередной революции, и ее снова полюбят во всем мире. Простодушный Запад поверит в новую перестройку, а малограмотные боливийские марксисты с пылом истинных кабальеро, воодушевятся истинно российским накалом борьбы, не слишком вникая в ее суть. Все будет хорошо.
Даниил Коцюбинский, журналист, историк. Санкт-Петербург (Россия):
1. Не любят США, потому что завидуют. Недолюбливают же порой — потому что порой США ведут себя по-жлобски.
2. Россию не любят потому, что боятся. Чем меньше боятся — тем меньше не любят (как в эпоху Горбачева). Завидовать-то нечему.
Михаил Краснянский PhD, Филадельфия (США):
1. В 20-м веке США была центром РЕШЕНИЯ мировых проблем. С начала 21-го века США стала ИСТОЧНИКОМ мировых проблем — финансовые кризисы, огромные долги, неочевидные войны, позорные межпартийные свары, сотрясающие мировую экономику (которые, кстати, ничего общего с демократией не имеют!) и др. При этом Америка, продолжая назойливо поучать весь мир, давно утратила мировое лидерство и перестала быть примером в уровне жизни (уровень бедности, доступность медицины, продолжительность жизни, уровень детской смертности, уровень преступности — по всем этим показателям США не входит даже в первую десятку стран-лидеров).
Мир изменился. С одной стороны, у США появились сильные (и сплоченные!) региональные недруги (Китай, Россия, Иран) или влиятельные, но «равнодушные» к США страны (Индия, Германия, Бразилия), а вот сильных друзей почти не осталось (я имею в виду тех друзей, которые могут в чем-то Америку весомо ПОДДЕРЖАТЬ, а не нахлебников, которые могут лишь что-то ВЫПРОСИТЬ). С другой стороны, из-за финансовых и межпартийных проблем США уже мало кому и мало что может предложить в качестве «протянутой руки» — как в финансовом, так и в военном смыслах, а «за просто так» никто в мире никого не любит.
2. Потому что Россия стала по-настоящему ОПАСНОЙ и НЕАДЕКВАТНОЙ страной для всего мира (а не только для самих россиян) — огромной, до зубов вооруженной и чрезвычайно агрессивной. Модель существования России (по сценарию Кремля) — поднимающаяся с колен страна в плотном окружении злобных врагов, которые только и мечтают её уничтожить. Поэтому: Кремль постоянно сообщает миру о своих новых баллистических сверх-ракетах, атомных супер-подлодках и гипер-кибер-хакерах, с помощью которых он покажет всему миру «кузькину мать»; Кремль может напасть на любую плохо защищенную страну, чтобы «принудить ее к миру»; Кремль может поддерживать кровавые режимы типа саддамовского Ирака, мракобесного Ирана, асадовской Сирии или «чучхейной» КНДР; спецслужбы России могут без суда уничтожить любого гражданина любой страны, если сочтут его «врагом России»; как только в какой-либо стране на постсоветском пространстве устанавливается демократическая власть — кремлевский «Газпром» тут же повышает ей цены на газ (а то и вовсе перекрывает его), а санслужбы России тут же находят многочисленные бактерии в «демократическом» мясе, сыре, вине.
Игорь Мусолин, писатель. Санкт-Петербург (Россия):
1. Нелюбовь к США подобна нелюбви крепостного крестьянина к барину-самодуру,любое внимание со стороны которого чревато большими неприятностями.
Как говаривал один известный политолог:
«Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.»
2. Нелюбовь к России подобна нелюбви барина-либерала к дикому и непредсказуемому крепостному, который вроде и в ноги тебе кланяется, и чавоизволите говорит, и бруснику с грибами из лесу приносит, но неровён час может вдруг взять да и сжечь на хрен всё поместье…
Георгий Янс, журналист. д.Юдино (Россия):
1.2. Я бы объединил эти вопросы, так как ответы идентичные. Не любят мифы и штампы об этих странах, придуманные не очень чистоплотными политиками с обеих сторон. Плюс на ментальном уровне зависть к благополучию США и непонимание России. В конкретных случаях не о никакой нелюбви не может быть и речи. Я так утверждаю исключительно из своего личного опыта, так как неоднократно бывал в Штатах. И там, и там живут люди со своими радостями и проблемами, любовью и ненавистью.
Сергей Алиханов, прозаик, поэт, член Международного Содружества Писательских Союзов. Москва (Россия):
1.2. Ответ на эти вопросы о нелюбви — по-моему один — от незнания.
Валерия Ибраева, арткритик, куратор. Алматы (Казахстан):
1.2. Потому что oбе — агрессоры. Первая направляет свою агрессию извне, вторая — исторически — вовнутрь. Но сопоставление двух вопросов весьма концептуально и автоматически рождает третий: собственно, а кто кого в мире любит?
Сергей Асриянц, журналист, музыкант. Москва (Россия):
— Почему в мире не любят США?
Во-первых, большой вопрос — любят или нет!
Вот, к примеру, российский мелкий предприниматель. Он от своих коллег, друзей, родственников знает, что открыть дело в США, да и в Европе, проще простого. И никто не будет вымогать у тебя деньги — ни пожарники (в данном случае именно «пожарники», а не пожарные), ни СЭС, о которой там, надо полагать, и не слыхивали, и никто другой. Ну, а если какой-нибудь муниципальный чиновник попробует «упасть в долю», используя административный ресурс, ему очень не поздоровится. Правда, любит он, мелкий предприниматель, все это на расстоянии, что, как известно, легче, но точно — любит, потому что мечтает жить так же.
Или, вот, музыкант — блюзовый, джазовый, роковый… Нет в мире круче школ исполнительского мастерства, чем в Штатах. Да, вообще, — весь современный мир воспитан на музыке 60-70-х, а это — Англия и Америка. Покажите мне музыканта, который не любит в этом смысле США или Европу — посмеемся вместе. А классические музыканты, в том числе и великие, в том числе и российские — не основной ли заработок у них именно в Европе и Штатах! То есть, там их любят и слушают, а они при этом ненавидят все это, да? Глупость полная.
Перечисляем дальше. Программисты, спортсмены, ученые, артисты — и из них никто не испытывает ненависти к так называемой Загранице, ибо там они спокойно работают, спокойно живут, зная немного о завтрашнем дне.
Оставим за скобками тех, кто вынужденно оказался в Штатах, убежав от войн, преследований, геноцида. Им по-настоящему тяжело, и их судьба — стать «навозом», удобряющим почву будущего своих детей. Но и этим людям — за что ненавидеть страну, которая спасла их от страданий?
Остаются только узколобые болваны и политики (именно такова последовательность и причинно-следственная связь, ибо это, фактически, один вид). На первом этапе (узколобый болван) эти особи ненавидят всех вокруг по определению — из зависти, комплекса неполноценности, отсутствия потенции к чему-либо. На втором (политик) эта ненависть становится профессией особи, и особь начинает «опылять» все вокруг. Трындят они с высоких трибун о захватнических настроениях других, под шумок прибирая к рукам слабых и то, что тем принадлежит; призывают к честности, уворовывая все, что можно уворовать, вплоть до самого понятия «честность»; вешают медаль и пожимают руку раненому солдату, которого сами же и отправили в пекло; осеняют себя крестным знамением пока охрана очищает территорию храма от «посторонних»…
Чтобы перейти с одного этапа на другой узколобому болвану надо научиться не просто ненавидеть, а ненавидеть корыстно. Тогда он становится политиком, и теперь его ненависть особо-то и ненавистью не назовешь — так, проституция, возведенная в ранг жизненного кредо. Да еще и животный страх за жизнь, ведь те, кто пока находится на этапе «узколобый болван», придя к власти накажут по полной — все отберут, включая саму жизнь. Вот и становятся политики «иродами», выжигая пространство вокруг. В том числе, и в первую очередь — информационное, навязывая всеми доступными средствами идею собственной исключительности, величия миссии «защиты страны от посягательств…». А дурачье, которых всегда большинство, верит, что в Штатах живут люди, сделанные из другого материала — они и детей любят по-другому, и родителей уважают не так, а размножаются вообще вегетативным способом. А их за это любить надо, да?
Наисвежайший пример — запрет на усыновление детей приемными родителями из США. По всем каналам советск… российского телевидения один за другим появляются сюжеты об американских родителях-монстрах, которые убивают приемных детей из России почем зря. Да, чего уж там, — они специально детей российских усыновляют, чтобы потом убить, насытив свою потребность в крови младенцев. Вот этим-то, мол, в первую очередь запрет на усыновление и не нужен, они и проплатили всю анти-кампанию. В противовес этим сюжетам появляются зарисовки о прекрасных российских детских домах. Правда, интерьеров почему-то не показывают. А уж как активизировалась всякая телевизионная нечисть — просто жуть. Ее и так в последние годы на ТВ выше всякой нормы, ну а тут и депутаты начали передачи вести! Но вот парадокс — семьи всех мало-мальски заметных российских политиков, не говоря уже об «элите», живут, учатся, имеют бизнес в Германии, Англии, Франции, Штатах. То есть, в России оболванивают народ передачами а-ля «Их нравы» (кто помнит, поймет), а живут сами там. Видно, есть какой-то тайный план — например, создать разветвленную сеть «наших» для того, чтобы в один «прекрасный» день водрузить российский флаг над Капитолием, а затем «правильно» поуправлять Америкой до полного удвоения ВВП. Другого в голову просто не приходит.
— Почему в мире не любят Россию?
Опять большой вопрос — любят или нет!
Невесело сегодня в России — это да. На улицах и в метро никто не улыбнется, по большей части все настороженно-отстраненные. Любой легко может получить по морде за просто так. Есть совершенно заповедные места, где время остановилось как будто на уровне 70-х. «Почта России», например. Там и люди, кажется, остались с тех времен.
В сегодняшней России нет никакого понимания смысла жизни — вот, что я вам скажу, ибо никто не понимает, куда ведет страну ее руководство. Главного из них тут расхваливают на разный манер, рассказывают нам о мудрости, бодром духе, провидческом даре и незаменимости отдельно взятого сверхчеловека (или супермена — кому как привычнее). Вот только в одном беда: все рассказчики как на подбор — или юродивые, или негодяи, или алкоголики, или дураки, каких поискать, а в «лучшем» случае депутаты. И устраивают они теле-представления «Путин принимает отчет о строительстве олимпийских объектов в Сочи» или откровения главы администрации Иванова «Как я два года наблюдал воровство в Роскосмосе, боясь спугнуть воров». Вот, пусть откликнется хоть один человек, кто трактует эти сюжеты по-другому! Полагаю, не надо объяснять, как трактует их все население России. И было бы это все смешно, если б не было так страшно. Ведь они все эти дела делают с серьезным выражением на лице.
Что касается угроз внешнему миру, то это неудивительно — страна с огромным ядерным потенциалом и совершенно среднего уровня руководителями, обладающими практически абсолютной властью в стране, не может не внушать страх. А услышав название «Военная операция по принуждению Грузии к миру» и увидев ее реализацию, весь мир, полагаю, оценил креативные способности сочинителей, и напрягся еще больше. А еще все узнали о существовании острова-государства Науру.
Не берусь судить, насколько велика по оценкам западных экспертов угроза, исходящая от России, знаю только одно — те, кто сегодня определяет лицо страны, не вызывают положительных эмоций, мягко говоря. А по большому счету — вызывают чувство гадливости своей изворотливостью, трусостью, желанием угодить хозяину и абсолютно наплевательским отношением ко всем нам, живущим в России. И враньем, непрекращающимся враньем. И от этого вранья действительно становится страшно, потому что понимаешь — эти ни перед чем не остановятся.
Составлен при участии Виталия ЩИГЕЛЬСКОГО