НЕТ ГЕРЦА ФРАНКА
Памяти Режиссера
Не помню уж, когда испытывал чувство сиротства, узнав о смерти близкого человека. Да что там моё, личное сиротство. Умер Герц Франк — еще один шаг к сиротству искусства кино, да что там кино — культуры мира. Только что ушел Леша Герман, сегодня нет Герца Франка… Мне говорят: больное сердце, 88 лет. Да дело даже не в самом факте ухода этого гения документального экрана — это боль близких. Кто там за Герцем? Кто сможет принять эстафету? Кто там способен спасти положение в мире, в котором талантливые фильмы стали большей редкостью, чем женьшень в тайге? Тишина. Нет ответа.
Писал обо всех его, к сожалению, всего трех фильмах, снятых за долгие годы в Израиле. Этот человек был огромен не только своим талантом, но и мужеством жить, не кривя душой. Он не хотел приспосабливаться, исповедовать то, во что не верил. Он не сумел, да и не очень хотел вписываться в мир современного кино Израиля, как не хотел идти на сделку с правилами игры в кинематографе СССР.
Маленькую рецензию на последний его фильм даже и не думал публиковать. Не было смысла. Трехминутный фильм “После” был снят словно для самого себя. Его сценарий предельно прост: пять строк японской танки. Вышел Герц из дома в Иерусалиме зимой и увидел чудо изморози, узоры мокрого снега на железе замка, на опавшем листе, на зелени усталой травы. Увидел и перенес все это на пленку. Три минуты поэзии, живописи и музыки Альфреда Шнитке — стали маленьким кино-шедевром. Блокбастеры, на которые потрачены миллионы — пустой звук по сравнению с этим фильмом, снятым за гроши.
Одно из писем Франка храню, и хранить буду, пока жив. Оно для меня дороже всех премий на любых фестивалях. Года три назад послал ему свой сценарий “Сторож и вор”. Вот ответ:
“Дорогой Аркадий, поздравляю!
Читал дважды, потом прошелся по отдельным сценам и третий раз. Церковное пение: “Хорошо слушал”, встреча с дородной вдовой: “Как жить без сердца”. Когда избивают Афанасия, история с Феликсом, не буду перечислять… Хорошее кино и хорошая литература. Из казалось бы простых слов соткана сложная философская картина, противоречивая и цельная, как сама жизнь. Читал с удовольствием и теперь боюсь смотреть на экране, когда будет готова, потому что уже увидел ее и услышал. Никогда не испытывал соблазна снять игровое кино. Вот испытал.
Книгу пошлю завтра. Ваш Герц Франк”.
Такие люди, как Герц, всегда были для меня немым упреком. Хватило же у человека мужества, силы характера и таланта, чтобы не прогибаться, не сдавать позиции до самого смертного часа, а ты…
Хочется плакать. Я уж не помню, когда плакал в последний раз.
Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ, киносценарист
http://isrageo.wordpress.com