МОЛДОВА: ЧТО ВПЕРЕДИ?
Сергей МАРКЕДОНОВ
8 марта 2013 года президент Республики Молдова Николай Тимофти принял прошение об отставке правительства. В отличие от большинства постсоветских стран Молдова — не президентская, а парламентская республика. Глава государства не может отправить в отставку кабинет министров своим указом. Он лишь реагирует на расклад сил в высшем представительном органе республики с соответствие с конституционной процедурой. Принятие прошения об отставке стало последствием решения депутатов парламента, которые иницировали вотум недоверия правительству 5 марта.
Сам вотум был инициирован Партией коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), которая является в нынешнем составе парламента главной оппозиционной силой. За недоверие также проголосовали социалисты, депутаты, не входящие в разные фракции. Но самым важным были не голоса оппозиционеров, а поддержка их инициативы фракцией Демократической партии в полном составе. Ранее молдавские демократы входили в проправительственный «Альянс за европейскую интеграцию» и поддерживали главу кабинета министров Влада (Владимира Филата). Таким образом, правительство, пребывавшее у власти немногим более двух лет, уходит в отставку.
Вместе с ним остается в прошлом и «Альянс за европейскую интеграцию». Даже если на новом этапе возникнет структура с аналогичным названием и похожими целями, это будет уже другое объединение. Не исключено, что среди его лидеров появятся новые персонажи. Как бы то ни было, а после отставки правительства президент должен начать консультации по формированию нового кабинета министров. По окончании данной процедуры происходит выдвижение кандидатуры на пост премьер-министра для ее одобрения депутатским корпусом. В течение 45 дней у главы государства есть возможность повторить такое выдвижение. Если за полтора месяца парламент не определится с утверждением премьера, то все политические силы республики ждут досрочные парламентские выборы.
За последние 4 года у Молдовы накопился немалый опыт по этой части. Фактически он является уникальным на постсоветском пространстве. После того, как в апреле 2009 года ПКРМ (правившая в течение восьми предыдущих лет) одержала победу на парламентских выборах, но не смогла избрать президента (при процедуре избрания не хватило всего 1 голоса), была назначена повторная кампания. В ходе повторного голосования в июле 2009 года коммунисты получили относительную победу (48 мандатов), но в то же время их оппоненты смогли консолидироваться в рамках «Альянса за европейскую интеграцию» и получить парламентское большинство. Политическое доминирование компартии во внутренней политике Молдовы завершилось, многолетний глава государства Владимир Воронин ушел в отставку.
Однако уже при самом формировании Альянса было видно, что силы, создавшие эту политическую коалицию крайне разнородны. В его состав вошли представители Либеральной партии, чей лидер (Михай Гимпу) последовательно выступает за объединение с Румынией, Демпартии во главе с экс-коммунистом Марианом Лупу, возглавившим демократов лишь незадолго до досрочных июльских выборов 2009 года, и либеральные демократы во главе с Владом Филатом, имевшим репутацию прагматика. Достаточно сказать, что победив ПКРМ и избрав своего спикера и премьера, Альянс долгое время не мог решить задачу по избранию нового президента. И дело тут не только в несговорчивости коммунистов, но, прежде всего, во внутренних разногласиях между молдавскими «европеистами». Из-за этого Молдове потребовались еще и референдум о всенародном избрании президента и новые парламентские выборы (обе кампании прошли в 2010 году).
Но и это не вывело республику из внутриполитического тупика. Помог последующий раскол внутри ПКРМ, давший Альянсу возможность выдвинуть, наконец, компромиссную фигуру на пост президента.
Однако события начала 2013 года снова показали, насколько непрочным оказалась проевропейская коалиция. Скандал вокруг первого вице-спикера парламента и главного спонсора Демпартии Влада Плахотнюка, спровоцировал расхождения между демократами и остальными членами коалиции. В результате при обсуждении вотума доверия правительству ПКРМ оказалась по одну сторону не только с оппозиционными социалистами, но и с фракцией Демократической партии.
Какие последствия может иметь мартовская история? На мой взгляд, в будущем сохраняется возможность для реализации нескольких сценариев. Компартия, как никто другой заинтересована в досрочных выборах. Все что в массовом сознании было связано с «эпохой Воронина» со знаком минус начинает терять свою актуальность. По-прежнему не решены такие острые проблемы как бедность, коррупция, безработица, преступность. Не стоит, кстати, забывать, что скандал вокруг фигуры Плахотнюка, поставивший крест на правительстве Альянса, возник после гибели предпринимателя Сорина Пачу на охоте с участием высокопоставленных чиновников. И на социальном недовольстве, патерналистских настроениях можно играть, противопоставляя ошибки проевропейской коалиции последних лет ностальгии по «старым добрым временам». Тем паче, что недавно Венецианская комиссия Совета Европы официально постановила, что запрет символики ПКРМ (серп и молот), за что так активно выступали представители Альянса, нарушает Европейскую конвенцию.
Однако теоретически есть вариант избежать опасного для «европеистов» сценария. В этом случае представителям либералов и либерал-демократов необходимо найти и выдвинуть фигуру технократа-прагматика, который не вызывал бы жесткого неприятия у оппозиционеров, и мог бы оказаться приемлемой кандидатурой для «раскольников»- демократов. Как говорится, осталась самая малость — определиться с такой персоной. Как показывают события предыдущих лет, это будет сделать не так просто.
Сегодня нет недостатка в спорах относительно возможного внешнеполитического выбора Молдовы. В случае возможного углубления политического кризиса и успеха Компартии стране предрекают разворот в сторону Таможенного Союза и евразийской, а не европейской интеграции. Хотелось бы в этой связи напомнить, что в свое время не либералы и не демократы, а коммунисты во главе с Ворониным «похоронили» план приднестровского урегулирования, подготовленный под эгидой администрации президента РФ. «Альянс за европейскую интеграцию» так и не вывел страну из СНГ, чего также ожидали многие обозреватели. В любом случае ставить телегу впереди лошади не стоит. Любые разговоры о внешнеполитических разворотах будут актуальны только тогда, когда политический класс Молдовы преодолеет возникший вакуум власти.
Автор — приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США)