МОСКВА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: ПИСАТЬ В КРЕМЛЬ ОПАСНО ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ...
Владимир ПАСТУХОВ
Гадать, что случилось в Аскоте на самом деле, по крайней мере, до того, как британская полиция изложит свои первые выводы, представляется совершенно бессмысленным. А вот анализировать позицию Кремля, которую он доносит до публики через центральные каналы телевидения, достаточно любопытно и даже познавательно.
Похоже, Кремль исподволь готовит общественное мнение к объявлению о том, что Березовский умер не своей смертью.
В Москве все время бегут впереди паровоза. Сначала с письмом, теперь вот с предположениями об убийстве. На «первых кнопках», как по команде, приглашенные эксперты и аналитики заговорили о насильственной смерти Березовского. Кто намеками и полунамеками, а кто и прямо в лоб. Поворот в подаче материала, который совершили редакции центральных телеканалов, напоминает разворот Примакова в небе над Атлантикой.
Все это происходит на фоне появления свидетельств о том, что письмо Путину существовало. В частности, об этом пишет New Times.
Впрочем, доказать существование письма все равно в ближайшее время будет невозможно. Для этого, ведь, мало увидеть письмо, но надо еще и провести его независимую почерковедческую экспертизу, что в обозримом будущем вряд ли возможно. Так что придется смириться с тем, что версия о письме будет оставаться гипотезой, несмотря на все свидетельства.
В то же время, начинают одна за другой «отваливаться» причины для самоубийства.
Становится более или менее очевидным, что слухи о бедности Березовского были, мягко говоря, сильно преувеличены. Если и можно говорить о бедности в этом случае, то только как о весьма относительной, — например, в сравнении с Абрамовичем... В любом случае, от такой бедности не умирают.
Так что нищета как мотив для расставания с жизнью, — это была плохая идея. Что остается?
Неразделенная любовь в 67 лет?
Невозможность жить без российских берез? Ну, он мог посадить небольшую рощицу в одном из поместий и приглашать театры на гастроли в Лондон, чтобы не отрываться от культурной почвы, — так тут, по-моему, многие делают.
Разочарование в британском правосудии? Почему именно британскому правосудию такая честь? Почему разочарование во французском, бразильском и швейцарском правосудии не завершилось трагически? Да и потом, исход процесса между Березовским и Абрамовичем всем здравомыслящим юристам был ясен с самого начала – ни один судья не могу вынести решение, приняв в качестве доказательства «честное слово», да еще и с таким анамнезом. Это была авантюра чистой воды.
Теперь все эти новые «обстоятельства» всплывают в публичном пространстве как в печально известном еврейском анекдоте по «чуть-чуть».
Есть две версии происходящего, причем они взаимно исключают друг друга.
В одном случае, Кремль действительно не знает, что именно произошло и пытается заранее подстраховаться от огульных обвинений. Обвини первым, чтобы не обвинили тебя. А, может быть, еще и удастся заработать на этом деле дополнительные очки, обвинив в убийстве Березовского кого-то из своих недругов — британскую разведку, например, или некие «темные силы» оппозиции.
В другом случае, Кремль как раз очень хорошо знает, что произошло, и готовит общественное мнение к тому, чтобы известие об убийстве не стало сенсационным. Это такая прививка от информационного бешенства. Когда об этом объявят другие, это будет уже не новость.
Так или иначе, но и спустя неделю, ключевым и пока единственным для анализа фактом остается странная связь между злополучным письмом и смертью. Теперь, когда есть больше оснований полагать, что письмо могло быть написано, ситуация выглядит еще более пугающе.
Пока Березовский позиционировал себя как враг Кремля, он оставался в безопасности. Тринадцать лет он обвинял Кремль во всех смертных грехах, но при этом оставался жив. Стоило ему покаяться, как он тут же умер. Можно предположить, что само письмо, если, конечно, оно было написано, могло стать смертельным приговором, который опальный олигарх подписал себе сам.
Во-первых, это письмо могло многих в Кремле просто напугать и стать триггером каких-то плохо управляемых процессов. Ничего хорошего от Березовского в Москве давно не ждут, к тому же сами слепили из него какого-то Терминатора, способного буквально на все, и поверили в это. Сон разума рождает чудовищные идеи.
Во-вторых, и это главное, письмо создает алиби и указывают на возможную «стратегию отхода». При помощи этого письма легко объяснить, почему Кремлю невыгодно убивать Березовского — они же с ним как раз мирились в этом время...
Создается впечатление, что с Москвой опасно не только входить в конфликт, но и выходить из него. Попытки замириться могут сильно повредить здоровью.
Polit.ru