ЗАЛОЖНИКИ ПРЕСТИЖА
Министр финансов — должность престижная. Не то что министр культуры. А потому политик, пришедший к финишной черте со вторым результатом, просто не может согласиться на министерство культуры, даже если это министерство ему подходит и по опыту, и по роду предыдущей деятельности. Как и чем лечить общество, где культура имеет наинижайший приоритет, тема никак не для статьи, а для диссертации как минимум. Поэтому поговорим о финансах, об их министре и его ближайших планах.
Одним из основных пунктов предстоящей финансовой деятельности Лапида (на фото), если не считать забот о семье Коэн, является всяческое стремление к равному распределению бремени и обязанностей. Пока что в главных отрицательных героях у нового министра финансов ходят исключительно харедим. Перечень претензий к ним солиден: в армии не служат, не работают, учиться наукам не хотят, и вообще они бремя для общества, т.е. для нас с вами — тех, кто не харедим. Прежде всего категорически возражу против принятого сейчас противопоставления "харедим — израильское общество". Харедим — органичная часть этого общества, и давайте будем из этого исходить. Они — часть нашей общей мозаики и имеют полное право жить в нашем обществе привычной им жизнью, как живут, допустим, светские евреи.
Поскольку в силу личных предпочтений я проживаю и работаю в тесном соседстве с обвиняемыми, хочу попытаться прояснить ситуацию. Прежде всего — по поводу вклада харедим в наше общее израильское дело. Вклад этот огромен и неоценим. Более того, он имеет стратегическое значение, потому что работает на наше с вами общее еврейское будущее. И вклад этот — еврейские дети. Те самые "десять детей" (у кого поменьше, а у кого и побольше), которые позволяют нам пока что выигрывать соревнование за жизнь на нашей крошечной территории. Где ваш вклад, светские евреи? Почему вы не желаете справедливо распределить обязанности и в равной с харедим степени нести бремя деторождения с последующим воспитанием детей?
Служба в армии. Что вам сказать?.. Это лучше вы мне скажите, кто служит в боевых войсках под названием "НАХАЛь хареди"? Таки харедим. А потом ответьте на следующий вопрос: те более четверти светских, что откашивают от службы в армии безо всякого изучения Торы, — с ними что делать будем? Силком за Тору усадим или приставим к больничным горшкам? На самом деле никаких горшков в больницах, конечно, давно уже нет, как нет и той пресловутой "бабушки в больничном коридоре", что когда-то позволила Эхуду Бараку, сама того не зная, выиграть выборы у Нетаниягу. Выиграть на волне популизма и общественной жалости — примерно как сейчас Лапиду, толковавшему о "справедливом распределении обязанностей". Так давайте распределять, я только за.
Хорошо, значит, договорились: каждая светская семья отныне должна родить и воспитать не менее 8 детей, обучить их Торе и отправить не позднее 18-20 лет под хупу, а не в полугодовую поездку по Индии. Откуда, кстати, чада наши приезжают, изрядно пропитанные дымом (и хорошо, если только дымом!) наркотиков и абсолютно чуждой нам по духу культуры.
Упреки в адрес харедим по поводу бездельничанья и житья на пособия — от лукавого. Да, пособия они получают — на детишек. А что, кто-то из светских израильтян отказался от пособия на ребенка? Покажите мне его, я хочу это видеть! Приплачивают семьям харедим из общинных фондов? Не без этого. Так какие проблемы — создайте свои общественные фонды. Сколько насчитывает русскоязычная община Израиля? Порядка миллиона. Шекель в месяц кого-нибудь разорит? 12 шекелей в год — это 12 с лишним миллионов шекелей в год. Вот таким как минимум должен быть фонд русскоязычной общины Израиля. Помощь при рождении детей, доплата к детским пособиям, к пенсиям по старости и инвалидности, стипендии одаренным русскоязычным студентам и т.п. — не буду перечислять все те направления, по которым можно достойно распорядиться этими деньгами. А главное — никто ни у кого не висит на шее. Как не висят сейчас сами харедим, действительно получающие денежную и прочую помощь, но получающие ее из фондов, пополняемых за счет пожертвований, собранных как в Израиле, так и за рубежом.
Учеба. Здесь таки имеется проблема. Далеко не всегда религиозные родители считают необходимым учить своих детей еще и светским наукам. Отчасти это связано с бытующим в некоторых религиозных общинах мнении о том, что "в Торе есть всё", отчасти — из опасения, что изучение светских дисциплин подтолкнет детей к отходу от религиозного образа жизни (кстати, то же соображение работает при попытках избежать службы в армии). С другой стороны, имеется огромный положительный опыт совмещения изучения иудаизма и светских дисциплин, причем одно превосходно дополняет другое, не говоря уже о том, что востребованность на рынке труда у таких выпускников резко возрастает. В Израиле достаточно религиозных школ, где вместе обучаются мальчики и девочки, совмещая изучение иудаизма с общеобразовательными предметами, искусством и спортом. Среди студентов израильских университетов и колледжей всегда стабильно высокий процент религиозных. Поэтому речь может идти лишь о тех перекосах, которые действительно существуют и исправление которых — дело времени, грамотной образовательной политики и государственной воли.
И наконец о наболевшем — о работе. Работают, ого-го как работают эти "бездельники" харедим. Почему ни у кого не вызывает протеста тот факт, что ученый-теоретик, изучающий, допустим, археологию или историю, получает за это зарплату (содержание) от государства или научного фонда? Если кого-то так уж сильно раздражают машгиахи, следящие за соблюдением кашрута, тут уж ничего не поделаешь — демократия, господа, ибо более 60 процентов израильских евреев желают его соблюдать. И голосуют шекелем, покупая продукты в кошерных магазинах. Но профессий, связанных с религией, среди харедим не так уж много. Вот мое ближайшее окружение… 30-летняя жизнерадостная мама 7 детей, открывшая частный цааронит на 35 детишек в возрасте от 3 до 8 лет. Историк-раввин, пишущий научные статьи и колесящий по миру с лекциями. Полицейский со стажем около 20 лет, безмерно уважаемый коллегами. Замдиректора универмага, чьи шабаты — лучшие в моей жизни, настолько они проникнуты теплым духом кошерного еврейского дома. Художник, учительница, продавец, солдаты и офицеры ЦАХАЛа, охранник, кассир, студент факультета криминологии... Все — харедим.
Итак, что мы можем предложить семье Коэн из Хадеры в плане справедливого распределения обязанностей? В семье теперь у всех не менее 7-8 детей. Обучение светских школьников будет дополнено основательным изучением иудаизма, а религиозные дети добавят к своим урокам обязательные светские дисциплины. К службе в армии будут готовы оба — и хареди, и светский, без всяких отговорок в виде пацифизма или гениальности в Торе. Работают и платят налоги оба в равной степени, как это происходит сейчас. Дополнительные деньги из общинных фондов — вопрос сплоченности и взаимовыручки самой общины. Но должна предупредить: бремя светских евреев за счет резко увеличившегося количества детишек в семье изрядно потяжелеет! Вы действительно готовы к равномерному распределению обязанностей?
Адаса ФАЛЬК, "Новости недели" — "Континент"