ТЫЧИНКИ И ПЕСТИКИ

ТЫЧИНКИ И ПЕСТИКИ

Помню, в школе на уроках истории нам рассказывали о том, как европейские купцы везли пряности с Востока ко дворам королей. Я про себя удивлялся: "Какие пряности? Перец и лавровый лист? Да первый же караван привезет запас этих пряностей на долгие годы!"

Таков был скудный ассортимент советских пряностей — соль, перец и лавровый лист. Когда однажды в школе после выигрыша команды КВН (я был капитаном) мою голову увенчали лавровым венком, венок этот потом по листику отправился в суп.

В Израиле я в первое время был просто поражен размахом торговли пряностями. Заходишь в специализированный магазин — глаза разбегаются, не знаешь, что и сказать. А не знаешь, что сказать, потому что как минимум для доброй половины этих семян, порошков и зерен попросту нет названия в великом и могучем русском языке. Где их производят, где выращивают? На каких таких объятных просторах нашей отнюдь не бескрайней Родины?

Эта мысль беспокоила и Нелли П., проживающую в одном из южных городков страны. Надо сказать, что проживала она там не очень хорошо. Из-за не слишком молодого возраста пару лет назад ее уволили с работы, до пенсии еще оставалось несколько лет, и перебивалась Нелли на довольно-таки тощее пособие.

В поисках работы Нелли регулярно проглядывала все газеты, которые попадались ей под руку. К сожалению, занятий, подходящих для немолодой женщины, не было. Конечно, уборщицы еще кое-где нужны, но эта работа все-таки не для пожилых, да и оплачивается не слишком хорошо… Объявления "Дадим отличную работу, образование и опыт не требуются" Нелли тоже пропускала — совершенно понятно, что никакой работы не дадут, а только выманят деньги "на будущее трудоустройство". Но однажды Нелли увидела в газете показавшееся ей подходящим объявление: "Требуются для надомной работы люди, владеющие небольшими приусадебными участками и имеющие опыт в растениеводстве".

Нелли жила как раз на первом этаже, в одной из тех квартир, которые называются в Израиле "дират-карка". И ей принадлежал небольшой участок земли размером примерно с хорошую комнату, что, по местным меркам, немало. Надо сказать, что за этот участок она платила в муниципалитет какие-то деньги, а никакой прибыли он не приносил. Ну, кроме эстетического удовольствия. Нелли держала на нем горшки с цветами, высаживала какие-то кустики…

В общем, крепко подумав, Нелли сказала себе: а почему бы не попробовать? В конце концов, набирают не кого попало, а совершенно конкретных людей — тех, у кого есть кусочек земли (в нашем тесном Израиле таких немного) и у которых есть желание и время возиться с растениями.

Нелли позвонила по указанному в объявлении адресу, и ей объяснили, что от сотрудников требуется умение выращивать некие кусты у себя на участке. Подробности, если она заинтересована в этой работе, — на месте. Заработки обещали неплохие — за пару месяцев, трудясь у себя на участке, можно получить от 5 до 10 тысяч шекелей, при этом никаких особых усилий прикладывать не надо.

Ну, попытка не пытка! И Нелли, собравшись с духом, поехала к назначенному часу в Тель-Авив. В небольшом офисе, обклеенном плакатами и уставленном мешочками и бутылками (о бутылках я расскажу чуть ниже), Нелли и прочих садоводов-любителей, которым хотелось перейти в профессионалы, встречали два мужичка средних лет. Один был в костюме, второй почему-то в белом халате. "Наверное, ботаник", — подумала Нелли.

— Знаете ли вы, что такое ягоды нони? — спросил "ботаник" у публики, собравшейся в офисе.
— Нет… Не знаем… Откуда ж нам знать… — послышались голоса.
— А я знаю! — неожиданно сказала одна женщина средних лет (в основном такие и преобладали в группе пришедших на собеседование). – Эти ягоды очень полезные, но страшно дорогие…
— Правильно! — согласился "ботаник". — Ягоды нони — растения, произрастающего во Французской Полинезии, — излечивают от рака и еще от десятков болезней. Растут ягоды на вечнозеленом кустарнике, раньше считавшимся в Полинезии сорняком. И понятно, что стоить дешево эти ягоды не могут — попробуйте сами привезти сюда плоды с островов Тихого океана! Поэтому мы решили выращивать нони в Израиле! Благо климат у нас такой же, как и во Французской Полинезии, разве что более засушливый. Но мы будем наши кустарники тщательно поливать. Будем?
— Бу-удем! — загудели женщины.

Скажу сразу, почему нони считался у туземцев сорняком. Да, на этом высоком кустарнике зреют ягоды, однако их "аромат" очень напоминает запах протухшего сыра, и полинезийцы не едят эти ягоды даже в голодный год. Когда сюда пришли европейцы, они сумели впарить своим соотечественникам, что ягоды нони лечат от всех болезней, и стали продавать бывший сорняк втридорога.

Теперь вернемся к нашим ботаникам. Собравшиеся в офисе люди быстро сообразили, что если в Полинезии кустарник нони был сорняком и рос где попало, значит, он может вырасти и в Израиле, тем более при хорошем уходе. Кстати, подход этот кажется правильным. Если выращивать кустарник на небольших участочках, каждому кусту будет обеспечен соответствующий уход. А на большом поле разве за всеми уследишь? И еще один фактор... Земля в Израиле, как всем нам известно, страшно дорогая, даже сельскохозяйственного назначения. Именно поэтому овощи и фрукты у нас стоят так дорого, будто их из Полинезии привозят на самолете. А крохотные приусадебные участки все равно пустуют, их владельцы в лучшем случае выращивают на них цветы, а чаще всего там просто играют дети. Выращивать огурцы-помидоры на таком участке невыгодно, а вот если какие-нибудь ценные пряности или лекарственные растения (например, нони)…

Тут на сцену вышел мужик в костюме (про себя Нелли обозвала его генеральным директором) и сказал:
— Итак, вы уже поняли, что мы собираемся выращивать нони с вашей помощью. Однако нони — это многолетний кустарник, плоды он дает не сразу, а вам, как я понимаю, денег хочется, и как можно скорее.

Все согласно закивали головами. В самом деле, ждать первой зарплаты несколько лет — приятного в этом мало.
— Для этого я предлагаю семена индийских пряностей. Они растут прямо как трава — высаживаете в землю и раз в неделю поливаете. Как подрастут сантиметров на 30-35, аккуратно срезаете и нам сдаете. Принимаем по весу. Ну, кому выдавать нони, а кто хочет выращивать пряности?

С видом коробейника "генеральный директор" достал мешочки с какими-то семенами.
— Я, пожалуй, возьму пару кустарников нони, а остальное засажу пряностями, — сказала соседка Нелли.
— И я возьму! — решилась Нелли.
— Отлично! — согласился директор. — Записывайтесь и вносите залог.
— Какой еще залог? — удивилась Нелли.
— За семена. Они ведь страшно дорогие! Вдруг вы их выращивать не станете, а просто выбросите? И потом, риск должен быть поделен пополам. Вдруг у вас ничего не вырастет… А ведь наша фирма покупала семена за свои средства. Не волнуйтесь, когда вы принесете нам готовую продукцию, то получите свой залог обратно. У каждого из вас будет квитанция.

К столу, за которым происходила запись, выстроилась очередь. Подошла в конце концов и Нелли. Она взяла на 100 шекелей семян нони и еще на 200 — пряностей.

Вернувшись домой, Нелли немедленно высадила в саду семена — и те, и другие — и стала ждать урожая. Не буду утомлять вас подробностями в жанре деревенской прозы, скажу только, что нони дало небольшой росток, но в конце концов все-таки зачахло, а травы выросли. Но, как в песне поется, "травы-травы-травы не успели…" То есть когда через три месяца Нелли поехала в Тель-Авив сдавать урожай, в офисе уже не было ни ботаника, ни генерального директора, вообще никого.

Кстати, сами травы оказались обычными сорняками.

Не буду высказываться о нони и разных пряностях — я не специалист. Зато хорошо понимаю принцип действия мошенников. Поэтому запомните: если вам предлагают надомную работу и просят залог, скорее всего это афера. Конечно, вас могут обмануть и так, скажем, взять плоды проделанной вами работы и не заплатить. Но реальная фирма на такое не пойдет. А вот если речь зашла о залоге, точно обманут. Причем подумайте еще и о том, что даже если вы имеете дело с честнейшими в мире людьми, они тоже могут разориться.

А вот идея выращивания чего-нибудь полезного на приусадебных участках мне кажется неплохой. Огурчики там, помидорчики… Нет, конечно, не обогатитесь, но хоть на салате сэкономите. Можете, конечно, выращивать и пряности, но много их не съешь.


Александр РЫБАЛКА, "Новости недели" — "Континент"