ЕВРОПА УХВАТИТ РОССИЮ ЗА ВИЗЫ
У неудобного партнера ЕС, богатого нефтью и газом, наконец, найдено действительно чувствительное место.
Правительствам стран Евросоюза, которые проводят «взвешенную» политику в отношении Кремля в обмен на энергоносители и поддержку в иранском досье, теперь придется как-то реагировать. Европейские парламентарии нащупали чувствительное место, за которое можно ухватить Кремль. Если Европе нужны газ и нефть, то обогатившейся российской элите — въезд в Европу.
Резолюцию, требующую ввести европейский «список Магнитского», поддержали не только либеральная и «зеленая» фракции Европарламента, которые требовали этого давно. За нее проголосовали обе крупнейшие политические группы ассамблеи: христианские демократы и социалисты, которые традиционно защищали «реальполитик» в отношении России.
Европарламент рекомендовал исполнительным структурам ЕС закрыть въезд российским чиновникам и силовикам, связанным с делом Сергея Магнитского, заморозить их европейские банковские счета. Соответствующий пункт включен в резолюцию под названием «Правовые нормы в России».
До принятия «европейского списка Магнитского» Европарламент заблокирует проект нового соглашения между ЕС и Россией об облегчении визового режима, в котором есть пункт о безвизовом въезде для обладателей служебных паспортов.
Очень жаль. Кроме этого одиозного пункта соглашение хорошее, идет дальше действующего документа 2006 года. С ним было бы проще получить многократную пятилетнюю шенгенскую визу активистам гражданского общества, ученым, студентам, бизнесменам, родственникам жителей ЕС и России, членам экипажей транспортных средств и просто тем, кто часто ездит и законопослушен.
Но российские переговорщики с завидным упорством отстаивали непопулярный у европейцев пункт об отмене виз госчиновникам. В результате теряют остальные граждане ЕС и России.
Парламентарии обратились к странам ЕС с призывом положительно реагировать на запросы виз, когда речь идет о преследуемых властями российских политических активистах. Иначе говоря, принимать политических беженцев из России.
С начала 1990-х годов, когда Россия была включена в список «безопасных», считалось, что политбеженцев оттуда не могло быть. За временным исключением для Чечни, где шла война... Если эта рекомендация будет принята, то это возврат к временам «холодной войны».
Руководители исполнительных структур ЕС неизменно заверяют парламентариев и журналистов в Брюсселе, что на всех встречах с российскими лидерами ставят им на вид нарушения демократических норм, свобод и прав человека, которые Россия обязалась выполнять. Наверное, не очень настойчиво напоминают, а на последнем саммите Россия-ЕС (4-5 июня в Екатеринбурге), как показалось из европейского далека, совсем уж скороговоркой.
Чашу терпения европейских законодателей переполнили последние события в России, в том числе дикие на современном фоне законы (о регистрации НКО как «иностранных агентов», о «запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений», об усыновлениях и т.д.).
Депутаты убеждены, что Москва специально «позорит некоммерческие организации, которые пытаются построить демократию в России, и создает враждебную для гражданского общества атмосферу».
Без особой надежды парламентарии рекомендовали провести независимое расследование «болотного» дела, но не верят в российское правосудие. Маловероятно, отмечается в той же резолюции, что начавшийся более чем через шесть лет после убийства Анны Политковской судебный процесс ответит на вопрос о заказчике...
Как будут реагировать брюссельская бюрократия и правительства стран ЕС? Возможны варианты, и они уже рассматриваются. Один из них — потребовать у российских дипломатов гарантий, что фигуранты «дела Магнитского» не воспользуются служебными паспортами для въезда в Европу. Но этот технический прием, наверное, уже опоздал после громкого политического требования Европарламента.
Вторая опция — просто внести их имена в «черный список» (опять же, технический) Шенгенской информационной системы. В этом случае фигурант списка может запросить не шенгенскую, а национальную визу, допустим, в Германию, но если прилетит со своим паспортом, скажем, в Париж, будет немедленно выслан в Россию.
Судя по данным, которые получил из своих источников, в том числе утечек из пограничных служб России, мой брюссельские приятель и коллега Эндрю Реттман, российские чиновники, попавшие в американский «список Магнитского», довольно часто посещают ЕС.
Следователь Павел Карпов, сотрудник управления по борьбе с экономическими преступлениями Артем Кузнецов и бывшая начальница 28-й налоговой инспекции Москвы Ольга Степанова в 2004-2009 годах побывали в Лондоне, Париже, Милане, Риме, Вероне, на Кипре, отдыхали на пляжах Ниццы... В сети есть даже фотографии.
Оба варианта дают Москве возможность сдать фигурантов «дела Магнитского» в обмен на безвизовый въезд в ЕС остальных 15 тысяч российских чиновников. Мои знакомые депутаты из европейских либералов и «зеленых» без энтузиазма смотрят на этот вероятный выход в духе «реальполитик»...
Александр МИНЕЕВ, «Новая газета» — «Континент»