ТЕАТР ДВУХ АКТЁРОВ
Рецензия к фильму "Сыщик"
"All the world’s a stage, And all the men and women merely players: They have their exits and their entrances; And one man in his time plays many parts, His acts being seven ages." — изрёк как-то Шекспир устами Жака. А если правда так, а если жизнь наша театр и взаправду? Какой величины тогда ты в нём актёр? Ведь все мы, критики иль киноманы, мы критикуем того или иного актёра, мы говорим "Не верю!" или "Верю!", равняясь на Станиславского. А играете ли вы свою жизнь так, чтоб посторонний зритель верил вам? Эндрю Уайк считает, что да. Писатель, автор детективных романов, он знает, что его жена изменяет ему с молодым любовником. Чтобы сделали вы на его месте? Смирились? Набили бы любовнику его наглое лицо? Мстили всю оставшуюся жизнь? Фи, как это пресно, не оригинально, вы начинаете меня разочаровывать. У Эндрю, с его большим и не совсем психически здоровым умом, появилась другая идея. Сыграть с противником в игру, разыграть пьесу, странную и, как он считает, забавную, но кто знал, что его противник окажется не менее хорошим актёром, чем и он сам.
Забавно, всё-таки, как может простая на вид и сложная по содержанию история заинтриговать и не отпускать до конца, при чём до самого конца, ведь даже титры, под прекрасную музыку Патрика Дойла, несмотря на ничего не значащие, по правде говоря, для тебя имена и названия компаний, выключать никак не хочется. Не затрагивая никакие общемировые проблемы, Кеннет Брана рассказывает историю из жизни 70-летнего писателя-богача, жена которого решила поразвлечься с кем-нибудь помоложе, историю, так ловко написанную Энтони Шаффером для пьесы, по которой затем будет снят фильм "Игра на вылет", со всё тем же Шаффером в сценаристах; историю, которую уже ушедший из мира сего Гарольд Пинтер также ловко адаптировал, хоть и не в 1972, но в 2007 году. Если вы где-то и заметили раскрывающуюся полностью глобальную проблему, то вы один из тех людей, которые бы действительно верили (или действительно верят) во что-то особенно сакральное в беге Форреста Гампа. Несмотря на это, история интригует, и она завлекает, возможно волнует, но определённо заинтересовывает так, что не досмотреть довольно сложно, впрочем, как и на секунду оторваться, дабы разрешить дела насущные.
Если где-то Кеннет Брана, да ещё и Патрик Дойл, то в графе "оператор" ищите Хариса Замарлукоса (не всегда, но всё же). У него в этом фильме была довольно сложная и интересная работа. Почти в закрытом пространстве, не считая некоторых сцен, выходивших за пределы особняка, построенного в 18 веке, ему следовало раскрыть всю гамму чувств главных героев, делая это так, как будто ты только что лицезрел их присутствие не в нескольких комнатах, а рядом со всеми достопримечательностями твоей родной планеты. Это, конечно, не лифт, но тоже не то, что мы видим на National Geographic каждый день. А уловка с камерами наблюдения сыграла свою отдельную роль, добавляя краски в результат его работы. Харис, конечно, не признанный Титан своего дела, однако он его хотя бы знает, и достаточно хорошо, что радует глаз и оставляет только хорошие впечатления.
Что касается уже дважды упомянутого Патрика Дойла, то вот уж кто точно знает своё дело. И пусть песни саундтрека, если и отличаются друг от друга, то только как музыка Циммера от фильма к фильму, его музыка всё равно прекрасна. И если вам надоело переслушивать одну и ту же классику, даже в рок-аранжировке, то один день можно послушать Дойла, только не удивляйтесь, если вам покажется, что несколько песен сливаются в одну с иногда повторяющимися мотивами и исполнением. Хотя, быть может, того требует сам фильм, ведь в самом фильме музыка ложится очень кстати, так что я не солгал, когда сказал, что Патрик Дойл уж точно знает своё дело.
Ещё помните начало, так плохо связываемое продолжением? Надеюсь, что да, ведь сейчас как раз пришло время тех, кто играл свою роль в пьесе, при этом играя свою роль в фильме. И это не Кеннет Брана, и не Гарольд Пинтер, так хорошо сыгравшие, один правда лишь затылком, свои роли в телевизоре Уайка. Речь идёт о Майкле Кейне и Джуде Лоу, сыгравших две роли, которые являются единственными в этом фильме, если не считать вышеупомянутых людей в телевизоре. Ни для кого не секрет, что оба уже никогда не смогут утеряться во времени. Фильмы с их участием будут смотреть и пересматривать ещё долгое время, и даже когда это перестанет делать большинство, всё равно найдётся то меньшинство, которое продолжит это делать, ведь их игрой невозможно не восхищаться, даже хотя бы в этом фильме, в "Сыщике", где, несмотря на хорошую историю с хорошим её исполнением, хорошую музыку и хорошего оператора, всё держится на этих двоих. Неужели вы думаете, что я начну сейчас писать, что их игра шедевральна, им веришь, веришь, что они проживают эту роль, веришь, что в реальности эти актёры такие же, как и в этом фильме, что попади они в такую ситуацию, они сделали бы тоже самое? Неужели вы думаете, что я начну писать, что Майкл Кейн — это уже состоявшееся чудо в мировом кинематографе, это мастер, к игре которого уже давно не возникают вопросы? Или что Джуд Лоу уже приближается к этому? Да ну, вы меня не знаете, я просто напишу, что их игра — это то, ради чего стоит посмотреть этот фильм, что "Сыщик" — это их собственный театр, в котором они могут играть свои новые и новые роли, как раз под стать сюжету. Гармония? Точно не знаю, возможно, но вот то, что я точно знаю, фильм определенно стоит посмотреть, даже если он вам не понравится.
Steve Austin, kinonews.ru