УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЭКОНОМИКА США
Григорий Гуревич
Выступая на объединенной сессии Конгресса США в 2012 г., президент обещал, что в 2013 г. американскую экономику ожидает “стабилизированный рост”. Поддерживая эту идеологическую установку своего кумира, сторонники Обамы описывают с тех пор состояние нашей экономики в розовых тонах и заявляют, что экономический расцвет страны не за горами.
Бен Бернанке сказал, что начинает “видеть зелёные побеги на дереве экономики” и указал, что “фундаментальные экономические показатели немного улучшаются”.
Профессора Роберт Гордон из Northwestern University и Тайлер Коуен из George Manson University постоянно убеждают нас в стабильном улучшении экономического положения страны.
Нариман Бехравен, главный экономист из HIS Global Institute, написал в своём блоге: “Имеется много оптимизма в оценке развития американской экономики и особенно во второй половине этого года. Экономика показывает большую эластичность, чем ожидалось”.
Бюро трудовой статистики (BLS) сообщило, что в апреле и мае этого года было создано, соответственно, 175 тыс. и 195 тыс. рабочих мест. Это тоже как будто указывает на восстановление экономики страны. Однако уровень безработицы не изменился и застыл на величине 7.6%. Получается странная картина: в течение последних месяцев создаются рабочие места, которые не сказываются на уровне безработицы.
Дело в том, что уровень безработицы 7.6% — это оценка состояния на рынке труда по категории U3, в которую попадают те, кто активно ищет работу. В последнее время часть людей, в основном молодых, которые в прошлом перестали активно искать работу, снова включились в этот поиск. Поэтому создание рабочих мест было не достаточным, чтобы изменить уровень безработицы по категории U3.
Рабочие места были созданы в секторах развлечения, деловых услуг, розничной торговли, здравоохранения и финансирования. Промышленный сектор потерял 6 тыс. рабочих мест.
В последние месяцы рост занятости происходил за счёт увеличения числа людей, нанимаемых на неполный рабочий день. Таких насчитывается 19.4% от всех, имеющих работу. Более 75% бизнесов предоставляет работу на неполную рабочую неделю. Число американцев, которые хотели бы работать полный рабочий день, выросло на 322 тыс. и достигло 8.2 млн.
Более достоверную картину о положении на рынке труда показывает категория U6. По этой категории учитываются безработные по категории U3, а также безработные, которые прекратили получать пособие по безработице, люди, работающие неполный рабочий день не по своей воле, и те, кто покинул рынок труда, оставаясь трудоспособным.
Безработица по категории U6 возросла в июне на 0.5% и достигла 14.3%, т.е. превысила уровень безработицы по категории U3 в 1.88 раза.
От экономической политики Обамы больше всего пострадало чёрное население страны. В мае уровень безработицы по категории U3 среди афроамериканцев составил 13.5%. При Буше он не превышал 12.1%, а при Обаме никогда не был ниже 12.7%.
Уровень безработицы по категории U3 среди латиноамериканцев составил в мае 9.1%. При Буше в конце его президентского срока он был равен 4.7%.
По категории U6 уровень безработицы среди афроамериканцев и латиноамериканцев был 21% и 11.7%, соответственно.
Безработица среди молодёжи (18-29 лет) в мае была по категориям U3 и U6 равна 11.6% и 16.1%, соответственно. Это самый высокий уровень с 1945 г. (Данные Millennial Job Report).
За последние годы 39% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет вынуждены вернуться к родителями для совместного проживания с ними. Сегодня их количество самое высокое с 1950 г. (Исследования Pew Research Center). Проживание с родителями затрудняет современным молодым людям создание семьи, ограничивает их свободу поведения. Это серьёзно отражается на психическом состоянии молодых людей. Поэтому число самоубийств среди безработных молодых американцев возросло почти на 50%. (Данные Центра по контролю и профилактике заболеваний).
Уровень участия рабочей силы на рынке труда (отношение количества работоспособных людей в возрасте от 25 до 54 лет к количеству взрослого населения страны) упал за время президентства Обамы с 80% до 75%. Это без учёта роста населения США. Рынок труда покинуло 8 млн. человек. Они потеряли какую-либо надежду найти работу. Многие из них, будучи бездомными, не получают никакой государственной помощи. Федеральное и штатные правительства фактически забыли о них.
Вялый экономический рост, который наблюдался в начале этого года, ещё более замедлился. Министерство торговли снизило в конце июня оценку годового экономического роста с 2.4% до 1.8%, т.е. более, чем на 25%. Основные показатели, определяющие темп роста ВВП, такие, как деловая активность, новые заказы, объём поставок продукции, экспорт и другие упали по сравнению с маем на 0.5%-5.2%. Например, деловая активность снизилась на 4.8%, а потребительские расходы уменьшились с 3.4% до 2.6%. Associated Press сообщил, что при Обаме экономический рост был самым низким с 1945 г., а потребительские расходы самыми слабыми. Institute for Supply Management опубликовал отчёт, из которого следует, что в июне экономический рост в производственном секторе был 1.9%, занятость упала на 1.4%, портфель заказов снизился на 1.5%, новые заказы уменьшились на 1%.
Индекс производственной активности в США снизился с 52.3 в мае до 51.9 в июне. Если величина индекса выше 50, то это указывает на рост экономики. Чем выше эта величина, тем темпы роста экономике выше. Индекс занятости упал до 49.9. Это самый низкий уровень с 2010 г. Поэтому Пол Кругман, либеральный экономист, лауреат Нобелевской премии, профессор Принстонского университета, недавний сторонник экономической политики Обамы, написал в своём блоге: «Такие термины как “умеренное восстановление”, “медленное восстановление” или даже “рецессия” не описывают того, что мы на самом деле переживаем… Наша экономика не О.К. Это ужасная экономика». Сегодняшнее экономическое состояние Пол Кругман называет “низкосортной депрессией”.
По состоянию на март этого года 47.7 млн. человек получает продовольственные талоны. Это на 171% выше, чем в 2000 г. и на 1.5 млн. человек больше, чем население Испании. Затраты на продовольственные талоны возросли с 2008 г. на 116%.
Senate Budget Committee сообщил, что в 2012-м бюджетном году расходы на среднюю семью, получающую государственную помощь в виде продовольственных талонов, оплаты проживания в субсидированных домах, оплаты ухода за детьми, расходов на Medicaid и другие льготы тем, кто находится за чертой бедности, достигли $168 в день. Для сравнения средней доход типичной работающей американской семьи составляет $137.13 в день. Государственная помощь, которую получают семьи, эквивалента заработку за 40-часовую рабочую неделю с оплатой $30 в час.
В 11-ти штатах число людей, получающих государственную помощь, превышает число работающих. Это Алабама, Гавайи, Иллинойс, Калифорния, Кентукки, Миссисипи, Мэн, Нью-Мехико, Нью-Йорк, Огайо и Южная Каролина. Население этих штатов составляет почти 37% от населения США.
Согласно Pew Research, денежные накопления 93% семей снизились с 2009 г. на 4%, а 7% семей увеличились на 28%. В результате реализации программы стимулирования экономики богатые восстановили своё финансовое положение, а бедные стали ещё беднее.
По данным Бюро переписи населения, в первом квартале этого года число домов и квартир, находящихся в частной собственности, упало до самого низкого уровня за последние 18 лет.
Экономическая политика Обамы направлена против среднего класса США. Идёт его размывание. Финансовое расслоение американского общества усугубляется. Сегодня демократы ничего не делают, чтобы остановить этот процесс, восстановить, расширить и укрепить средний класс. Демократам он не нужен. Они делают ставку на бедные слои населения, так же как и большевики в 1917 г.
В феврале этого года вступило в действие правило об автоматическом сокращении правительственных расходов. Белый Дом вместе с демократами и левыми пугали всех, что это навязанное республиканцами вынужденное сокращение расходов приведёт к потере 70 тыс. рабочих мест, а рост безработицы сохранится в течение нескольких лет. Оказалось, что даже небольшое сокращение федеральных расходов практически сразу стимулировало экономику на создание рабочих мест в непромышленном секторе. Обычно он просыпается первым.
По поручению Белого Дома конгрессмен из Техаса Стив Стокман разработал суммарный индекс оценки экономической деятельности Обамы, The Obama Failometer. Для расчёта этого индекса используются данные BLS. Ноль баллов означает экономический рост страны, 1000 баллов — угрожающее положение. Индекс Обамы за время его президентства менялся от 1166 до 1192.
Обама обещал не только восстановить экономику до уровня, который был при Буше, но превзойти его. Президент не выполнил это своё обещание.
Когда при Буше уровень безработицы по категории U3 достиг 6.3%, то профсоюзные лидеры заявили, что этот уровень является “неприемлемым”. Сегодня они молчат. Если бы мы имели реальное восстановление экономики, то оно бы шло под непрерывный восторженный рёв левых СМИ. Но этого не происходит.
Экономическое положение страны сегодня хуже, чем при Буше. Реализация программы Obamacare и введение новых драконовских норм, регулирующих выбросы в атмосферу углекислого газа с угольных электростанций, нанесут экономике США тяжёлый удар.