БОЛГАРИЯ НА БАРРИКАДАХ

БОЛГАРИЯ НА БАРРИКАДАХ

Новости о массовых уличных выступлениях в Болгарии многим читателям вновь показались неожиданными. Страну принято считать спокойной, аграрной и бюджетно-курортной. В разгар туристического сезона сообщения о «предреволюционной ситуации» плохо вяжутся с образом теплой и гостеприимной приморской страны. Поэтому о февральских многотысячных демонстрациях в Софии все благополучно забыли, хотя протестные настроения в Болгарии с начала этого года практически не спадали.

Нынешние события можно считать очередным всплеском недовольства с конкретным поводом и системными причинами. Вечером 23 июля профильные комитеты болгарского парламента одобрили скандальные поправки к бюджету страны. Депутаты, после совещания с представителями министерств, одобрили повышение планки государственного долга и увеличение лимитов внешних заимствований.

Во время обсуждения поправок под стенами парламента стояли толпы демонстрантов. Они выкрикивали антикоррупционные лозунги и призывы к отставке правительства. Масла в огонь подлила и оппозиционная партия ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»), которая еще несколько месяцев назад была правящей. Депутаты этой партии в очередной раз отказались принимать участие в голосовании, но активно выступали против бюджетных поправок.

Лидер партии ГЕРБ, бывший премьер-министр Бойко Борисов, который ушел в отставку на пике предыдущей волны протестов, назвал решение «губительным для страны». Вечером, когда депутатские комиссии все же одобрили увеличение госдолга, демонстранты на улице активизтировались. Они полностью окружили парламент, блокировав все выходы.

В здании остались более ста человек — министры, депутаты и журналисты. Полиция предприняла первую попытку освободить их около 10 часов вечера. Сотрудникам правоохранительных органов удалось пропустить участников заседания к специально подогнанному автобусу, но водитель так и не смог отъехать от здания: демонстранты встали на пути плотной стеной. «Пленники протеста» вынуждены были вернуться в здание.

Митингующие попытались соорудить перед зданием баррикады из тротуарной плитки. Но около трех часов ночи усиленным отрядам полиции все же удалось организовать первый «коридор» в толпе. Через него к машинам была выведена часть депутатов. Эвакуация запертых в парламенте государственных мужей продолжалась до половины шестого утра: их небольшими группами вывозили из центра города на полицейских автомобилях.
В ходе ночного противостояния пострадали 10 человек, из них двое полицейских. Но серьезных ранений врачи не зафиксировали, никому из пострадавших не потребовалась госпитализация. Депутаты после неспокойной ночи отказались выходить на работу, а на площади у здания парламента бульдозеры убирают остатки баррикад. Премьер-министр Пламен Орешарски, занимающий этот пост уже два месяца, призвал митингующих не выходить за рамки закона, сохранить «мирный характер протеста» и не допустить насилия.

Каким будет следующий повод для массового выступления, мы, вполне вероятно, узнаем уже совсем скоро — болгары выходят на улицы с большой готовностью. Так, в феврале этого года поводом для многодневных демонстраций стало повышение цен на электричество. Премьер-министр Бойко Борисов пытался утихомирить протестующих отставкой профильного министра, но тщетно. Улицы и пресса хором обвиняли премьера в «лоббировании интересов» крупного бизнеса, с которым Борисов обещал бороться, когда вел ГЕРБ на выборы. В итоге он сам оставил премьерское кресло.

В конце мая, после внеочередных выборов, председателем кабинета министров стал Пламен Орешарски. Но уже через две недели общественное мнение обратилось против него. 14 июня новый премьер представил парламенту кандидата на пост председателя Государственного агентства национальной безопасности. Орешарски выдвинул на эту должность депутата Деляна Пеевского — крупного бизнесмена и медиа-магната, который, правда, не имел опыта работы в силовых структурах. Кандидатура Пеевского была одобрена, и на болгарских улицах немедленно началась «летняя серия» протестных митингов. Многотысячные демонстрации всего через пять дней убедили власти отменить свое решение, и 19 июня бизнесмен лишился высокой должности. Но в глазах общества новый кабинет себя уже дискредитировал.

Обвинения в адрес нового премьера звучат все те же: «сращивание власти и олигархии» и принятие решений в интересах крупного бизнеса. На митингах, которые регулярно проходят в стране последние полтора месяца, граждане требуют положить конец «власти богатых» и установить «настоящую демократию». Требование понятное, но не очень конкретное. Поэтому 24 июня 60 самых известных представителей интеллигенции подписали «Хартию за ликвидацию плутократической модели болгарского государства».

В документе, полный текст которого опубликован в Сети, сказано, что «протесты десятков тысяч людей по всей стране» были вызваны «тревогой по поводу состояния болгарской государственности».

«Не существует никаких сомнений, что мы наблюдает глубокий кризис «общественного договора» и полную дискредитацию государственных институтов. Протестующие четко и ясно показали, что не желают дальше смиренно и пассивно наблюдать симуляцию демократических процедур», — сказано в тексте Хартии.

Существующую государственную систему авторы документа описывают в самых жестких терминах. «Государственная власть отстраняется от своих прямых обязанностей — от соблюдения интересов граждан. Коррупция стала основным содержанием властных отношений и основным мотивом для участия в них. Политическая система функционирует по олигархической модели… ради перераспределении власти, ресурсов и возможностей. Плутократия продолжает имитацию открытости и демократии для обеспечения своего существования на следующий политический цикл. Мы еще не знаем всей правды о работе этой государственной модели…», — пишут авторы документа.

В качестве решения проблемы представители интеллигенции фактически предлагают устроить поэтапную «бархатную революцию» под строгим общественным контролем и с максимальной открытостью. Широкая группа общепризнанных и уважаемых экспертов должна будет детально разработать план функционирования «новой государственной модели» и разработать базовые законодательные нормы, исключающие легитимное участие олигархии и бизнес-структур в управлении страной.

Картина общественной жизни, которую рисует «Хартия за ликвидацию плутократической модели болгарского государства», кажется до боли знакомой. Болгария чем-то напоминает Россию, но только без нефти. У местных вертикальщиков нет возможности купить лояльность «электорального ресурса» куском колбасы и прочими «минимальными социальными гарантиями»: для страны, которая является одним из самых бедных членов ЕС, это удовольствие не по карману.

Затяжной экономический кризис, как это часто случается, обострил «политическое зрение» народа. Поэтому на улицы Софии и других крупных городов сейчас выходит не только интеллигенция (из-за «ощущения несвободы» или надоевших провластных глупостей в телеэфире), но и все, кто мечтает увидеть «лучшую жизнь» не в абстрактном будущем, а уже на своем веку.


Петр Своекоштный
polit.ru