ТЬМА И СВЕТ
Белла КАГАНОВИЧ
«...Ждет ответа душа моя» — так называется спектакль, о котором пойдёт речь. В самом названии заключена интрига: какой вопрос волнует душу и какого ответа душа ждёт? Об этом нам рассказывает автор сценария.
Действие спектакля происходит в страшные годы Второй мировой войны и Холокоста. Он возвращает нас к годам, когда на мир опустилась тьма, а мир оставался молчаливым свидетелем ужасного явления, получившего потом название Холокост.
Но главная тема пьесы — не Катастрофа еврейского народа, а всепобеждающая сила любви, любви двух молодых людей, которые, казалось бы, должны чувствовать друг к другу только ненависть. Как могла возникнуть любовь между еврейкой — узницей концлагеря и молодым немцем — охранником?
Обстоятельства любви на всю жизнь двух молодых людей кажутся совершенно невероятными. Однако в основу спектакля положены реальные события, о которых автору рассказала пожилая женщина.
В спектакле соединены правда жизни и правда искусства, реальные события и авторское воображение.
Любовь немца — охранника к еврейской девушке из небольшого польского городка помогла ей выжить в голоде, непосильном физическом труде, моральных страданиях, а ему ответное благодарное чувство, которое он увидел в её глазах, позволило осознать страшную несправедливость происходящего и остаться Человеком.
Когда я узнала фабулу спектакля, мне — ветерану Великой Отечественной войны, воевавшей с мая 1942 г. до конца войны, пережившей в составе Красной Армии тяжкое отступление под натиском немецко-фашистских войск, видевшей эскадрильи вражеских самолетов, бомбивших страну, видевшей сожженные города, поселки, местечки, виселицы с болтающимися веревками, с которых недавно были сняты трупы повешенных людей, терявшей друзей, было невероятно трудно поверить в возможность любви этих двух людей.
Но спектакль звучал очень убедительно, очень правдиво. Эта убежденность передавалась словами автора, исполнением актрисы и даже звучавшей музыкой. Я не стану раскрывать сюжет спектакля, его нужно посмотреть, услышать, прочувствовать.
Остановлюсь на некоторых эпизодах и мизансценах. В спектакле два главных действующих лица — Она (Злата) и Он (Генрих) и еще различные персонажи, переданные через рассказ Златы. Это люди, с которыми героиня столкнулась в своих скитаниях. Некоторые помогали ей, но укрыть и оставить у себя боялись из-за угрозы немцев и полицаев расправиться с семьей. Другие — давали временный приют. Очень образно показана женщина — хозяйка маленького хутора. Думаю, не только мне запомнились ее слова, обращенные к Злате, о том, что не все люди — чудовища. Кажется, известный факт... Но эти слова, прозвучавшие в той мизансцене, были лучиком надежды и света для героини, и она вспомнила эту фразу, когда она обнаружила у себя в кармане шоколадку, которую ей незаметно положил охранник Генрих.
Контрастом звучит мизансцена, в которой пьяный конюх выдает девушку немецкому патрулю.
Все время перед глазами мизансцена, в которой героиня рассказывает, как она, обессиленная, копала траншеи. Зритель видит актрису в темной, плотной кофте, напоминающей робу, с упавшими на напряженные руки манжетами.
И еще об одном эпизоде. До концлагеря доносится отдаленная канонада. А затем наступил день, когда советские войска вошли в концлагерь. Злата оказалась на свободе, но её волновала судьба Генриха. А Генриха, понимавшего необходимость побега, тоже волновала судьба Златы.
Особую роль в спектакле играет дневник Генриха. Тетрадь в коричневом переплете появляется в эпизодах часто, и отрывки из неё, которые читает героиня, помогают зрителям понять, как возникла и развивалась его любовь к Злате и как менялось его мировоззрение.
В этом спектакле почти нет реквизита, но есть мелочи, казалось бы, малозаметные, но значимые. Это — огонек свечи, дневник Генриха, сохраненные им на всю жизнь обертки от шоколадок. На актрисе и пианистке черные кофточки с белыми разводами, напоминающими и символизирующими мотки колючей проволоки.
Немного о музыкальном оформлении. Как музыкальный образ дневника Генриха, звучит мелодия С.Франка, исполняемая пиццикато на скрипке. Такое исполнение оказывает на зрителей сильное эмоциональное воздействие, и это удивительная находка Юрия Гурфинкеля. Тему любви Златы символизирует фрагмент из 3-й симфонии И. Брамса. В спектакле также прозвучала музыка И. Бетховена, Ф. Шопена и И.Штрауса.
В спектакле «...Ждет ответа душа моя», как и во всех моноспектаклях А. Лейдермана, много действующих лиц, и все они очень четко выписаны. И все они, даже эпизодические, сильно сыграны Аллой Калугиной. Каждый образ отчетлив и реален. Очень искренне передает актриса любовь Генриха и Златы, возникшую в тех ужасных, экстремальных условиях, любовь двух молодых людей, не прикоснувшихся друг к другу, их мечты о счастье и апофеоз их любви, пронесенной через всю жизнь.
Несколько слов о том, как принимали спектакль зрители. В переполненном зале стояла пронзительная тишина. В отдельные моменты спектакля по коже пробегали мурашки. Многие вытирали слезы. Рядом со мной сидела женщина, пережившая немецкую оккупацию и гетто, она еле сдерживала рыдания.
А потом аплодисменты... Огромное количество цветов... И вдруг потрясенные зрители с выражением восторга ринулись на импровизированную сцену. Передать это трудно. Каждый хотел лично поблагодарить коллектив театра, звучало много добрых, очень добрых слов...
Театр, который поставил этот спектакль, называют театром одного актера, но в нём каждый участник — единственный. Автор сценария — журналист и драматург Александр Лейдерман. Исполнительница моноспектакля — актриса Алла Калугина. Музыкальный руководитель — Юрий Гурфинкель (скрипка). Партия фортепиано — Раиса Бекерман. Помощник режиссера — Белла Горелик.
Театру уже восемь лет. За этот период было девять премьер. Все они прошли с огромным успехом при переполненных залах.
Дорогие читатели!
Не пропустите спектакли этого замечательного театра.
Фото Иосифа Бурмана