ВОКРУГ И ОКОЛО КРЕМЛЯ

ВОКРУГ И ОКОЛО КРЕМЛЯ

Изживая собственный либерализм, Александр I учредил Министерство полиции, укрепленное «отраслью соглядатаев». Тогда он и помыслить не мог о том, до каких степеней разовьется два века спустя его благое начинание. Сегодня тучные стада добровольных соглядатаев пасутся на интернетовских лугах. Одни обкладывают ватой компромата «Кировлес». Другие ищут коллекцию элитных квартир дочерей Собянина. Третьи обнаруживают след госдепа в жизни борцов с режимом. Четвертые находят аналогичный след (вместе с недвижимостью и пристроенными детками) в биографиях верных проводников режима…

Но даже на столь благодатном фоне Монбланом высится фигура Андрея Караулова (на фото), который вот уже двадцать лет благополучно произрастает на российской медийной поляне. Он — классический герой из популярного анекдота времен III Отделения. «Какая разница между жандармом и женщиной в интересном положении? — Женщина может и не доносить, а жандарм не доносить не может». Караулов в душе — чистый жандарм.

Я давно привыкла воспринимать его творчество как разновидность траченного молью городского фольклора. Когда-то сей колоритнейший персонаж стоял у истоков того мочилова, которое и сегодня остается главным орудием информационных войн. Караулов, выпускник ГИТИСа, театровед, строит свои опусы на манер бенефисного спектакля, по-мичурински отважно скрещивая дурную журналистику с уездным драмтеатром. На пике популярности он любил повторять, что обожает коктейль «Стендаль» — это когда черная икра смешивается с красной. Таков и творческий метод держателя истины: он всегда знает, какого героя какой краской следует мазать.

Намедни музой Караулова стал Быков. Синхрон от некоего Андрея Михайлова, предпринимателя из города Качканар (Свердловская область) озвучивает историю, которой мог бы позавидовать даже такой мастер сюжета, как Дмитрий Львович.

Однажды три мужичка сошлись в пивной и озаботились судьбами продажной отечественной журналистики. Они решили пригласить к себе известного человека, который за деньги готов на все. Почему выбор пал на Быкова, так и осталось непроясненным, но он пал. Мужички придумали кандидата в депутаты по имени Сергей Соловьев. Впрочем, жадному до денег Быкову было все равно, кого поддерживать. Он прямо так и сказал Михайлову: мол, какая разница, левые, правые, лишь бы платили. 21 февраля с.г. в городе Нижняя Тура прошел вечер поэта. Он якобы пламенно призывал собравшихся голосовать за несуществующего Соловьева, после чего, по свидетельству Михайлова, ему вручили 500 тысяч рублей и взяли расписку под видеокамеру. Стоит ли добавлять, что в кадре не предъявлено ни одного вменяемого свидетельства быковского позора?

Роль свидетельства выполняет лишь неловко сварганенная афиша плюс изнуренные честностью лица самого Караулова, безвестного Михайлова и слишком хорошо известного Павла Данилина (он незамедлительно пригвоздил Быкова к позорному столбу). Черт кроется не в деталях, а в поисках врага. Теперь главный враг Караулова — оппозиционеры. Сразу после Быкова наш Стендаль приступает к следующей новелле, повествующей о Ройзмане. Он пугает, тараща глаза пуще прежнего: «Сегодня будет страшный разговор. И я подчеркиваю: отвечаю за каждое слово». Он пугает, а нам не страшно. Про преступную жизнь и судьбу Ройзмана, тесно связанного с уральской группировкой, нам уже давно рассказало НТВ.

Караулов-художник недостаток эксклюзива восполняет отчаянным жестом: «Жду в следующий эфир Ройзмана. Я не привык работать со спинами». Андрей Викторович прав — он привык работать с тем, что располагается ниже спины. Именно Караулов принялся первым доступно трактовать драмы новейшей русской истории — во всем виноват Чубайс. Магическое заклинание объясняло тайны мирозданья, включая пессимизм самого Караулова в неизменном ореоле тревожной музыки Вагнера—Свиридова. Ведущий грустен, потому что нет ответа на роковой вопрос: почему Чубайс на свободе? Однажды Караулов, не выдержав напряжения, пустился на самоубийственный эксперимент: пригласил в студию Анатолия Борисовича. Не скрывая презрения, Чубайс молниеносно уложил ведущего на обе лопатки. Никакие ухищрения вроде рваного монтажа, привычного бреда и штатного пафоса не могли скрыть смятение ведущего, у которого отняли главное дело жизни. Теперь баланс восстановлен, место Чубайса заняли оппозиционеры.

Признаюсь: я бы не стала писать о Караулове, если бы не одно обстоятельство. 10 сентября, когда Андрею Викторовичу исполнится 55, в Кремлевском Дворце состоится вечер, приуроченный к 20-летию «Момента истины». И как бы ведущий ни был опечален происками Быковых, Ройзманов и прочих Явлинских (его он тоже не забыл), он не уставал напоминать зрителям о данном межгалактическом событии.

Для Караулова близость к Кремлю — дело чести. Свою карьеру он начал с верхнего «до» при Ельцине, от которого быстро открестился. Позже самозабвенно любил Лужкова, но былого счастья это уже не принесло. С переходом с ВГТРК на ТВЦ на карауловском лице застыло обиженно-брезгливое выражение. Его ушли вместе с Лужковым. Вскоре, однако, случилось чудо — друг Путина Юрий Ковальчук прикупил Пятый канал, а заодно и вечного мента истины. Дальновидный Караулов тотчас поблагодарил «высших руководителей государства, которые не понимали, куда вдруг исчезла программа». Видеоряд Путина с Медведевым, утомленных неустанными раздумьями о творчестве Караулова, прилагался. Телеведущий любит Владимира Владимировича самозабвенно, о чем не устает говорить как в отдельных передачах, так и в 8-серийном документальном полотне «Неизвестный Путин». Путин отвечает ему взаимностью.

На сломе веков Караулов, знаток дворцовых интриг, затеял цикл «Вокруг Кремля». Программа утонула в архаике. Все эти брусчатки, державный антураж, хроматические гаммы государственных курантов словно были взяты напрокат у заполошной Беллы Курковой, укатившей в небытие на своем «Пятом колесе». Казалось, время его истекало, а оказалось, его время — всегда. Сколько звездных телевизионщиков отметили славные юбилеи (от Эрнста, Добродеева, Кулистикова до Познера и Парфенова), но никто из них не взлетал столь высоко, как наш герой.

Спешите видеть Караулова на главной сцене державы! Вы еще успеете купить билет на представление в кассах Кремля и его окрестностей.


Слава Тарощина, "Новая газета" — "Континент"
фото — РИА Новости