ВОЙНА, КОТОРУЮ ВЫИГРЫВАЕТ АСАД
Есть такая книга Р. Э. Герцштейна «Война, которую выиграл Гитлер» о геббельсовской пропаганде.
Давид ЭДЕЛЬМАН
Впору писать книгу «Война, которую выигрывает Асад».
В PR-войне он точно сумел преуспеть более всех остальных арабских диктаторов.
Силам, которые добиваются военных ударов для прекращения кровопролития в Сирии, пришлось столкнуться с нежданным непривычным противником, который блестяще держит PR-фронт, понимая, что сегодняшние войны происходят прежде всего в информационном пространстве.
Ах, как же легко было развязать конфликт с Саддамом Хусейном и полковником Каддафи, которые не только были кровопийцами, но и говорили как кровопийцы, вели себя как кровопийцы, пользовались репутацией кровавых убийц и в самый неподходящий момент обрушивали на врагов пламенные филиппики, которые доказывали, что они исчадие зла.
В войне против них PR-проигрыш был невозможен.
С Башаром Асадом дела обстоят совершенно иначе. Костюмы хорошего покроя, красиво повязанный галстук, аккуратные усы — он даже внешне не похож на того кровопийцу, кем является.
И он понимает как работает западная демократия, где без согласия общественного мнения войну начать трудно.
Когда он 9 сентября решает обратиться к Америке, то выбирает популярного ведущего Чарли Роуза с канала CBS, говорит о своей солидарности с американским народом, в чьей памяти оставила глубокий след трагедия 11 сентября, и как бы невзначай напоминает, что в рядах его противников сражаются террористы из Аль-Каиды.
2 сентября он дал эксклюзивное интервью французской прессе. «Поддержат ли представители французского народа экстремизм и терроризм? — заявил он в интервью le Figaro. — Встанут ли французские депутаты на сторону тех, кто убивал невинных во Франции?» В данном случае собеседник опять-таки был выбран крайне удачно. Интервью у президента взял Жорж Мальбрюно, которому довелось побывать заложником в Ираке.
Асад обращается к этой жертве исламского терроризма с самым мощным своим аргументом: против меня воюют те же самые, что держали тебя в плену в Ираке. Он спрашивает у него: как французские парламентарии могут выступать против таких людей как Мохаммед Мера во Франции и в то же время поддерживать их в Сирии?!
Это работает.
И вот уже правое, консервативное «Движение чаепития» выступает с плакатами: «Обама, не направляй меня для участия в твоей войне на стороне «Аль-Каиды».
Вообще, взброс Аль-Каиды, который произошел во многом благодаря журналистам, падким на перченное — был очень мощным защитным пиаром Асада.
У меня есть сомнения в существование сегодня Аль-Каиды как единой организации.
Особенно способной противостоять регулярной армии и удерживать полстраны.
Какие-то народные милиции называющие себя Аль-Каида в Сирии наверняка есть, только вопрос сколько их от оппозиции? 1%? Полпроцента? В любом случае, не более пяти…
Да во главе этой организации когда-то был страшный неуловимый идеологический лидер Бин-Ладен…
А, кстати, кто вместо него? Писатель Айман аль-Завахири или кто-то другой?
Вот мы знаем, что лидером ХАМАСа был шейх Ясин. Его угробили, сразу стал другой. Сейчас лидер Машаль, а в Газе Хания.
Грохнем Машаля — свято место пусто не бывает.
А вот кто лидер Аль-Каиды? Это вопрос. И вопрос спорный.
Аль-Завахири обещал мега-теракт в США за «Невинность мусульман». Давно обещал. Потом повторял. И что?
А уверенность что воюющие с Асадом это именно Аль-Каида — уверенность всеобщая.
Восходящая звезда республиканцев сенатор-республиканец Тед Круз в газете Washington Post пишет относительно использования силы в Сирии: «Мы ни в коем случае не должны передавать оружие в руки тех людей, которые ненавидят нас, и Соединенным Штатам не следует поддерживать или вооружать террористов из «Аль-Каиды».
На счастье Асада вопрос встал (был умело поставлен?!) так: все, что против диктатора Башара — всё это Аль-Каида. И среди правых, и среди левых в Америке господствует мнение, что главным бенефициаром в результате американских ударов против сирийского режима будет «Аль-Каида» и что любые попытки предоставить помощь повстанцам будут просто укреплять позиции джихадистов.
Именно это и есть главная победа/удача Асада. Для Башара аль-Асада, который понимает, что в долгосрочной перспективе у него мало надежд на победу на всей территории страны, а предпочтительным врагом является «Аль-Каида», поскольку ее представители просто не могут одержать верх в самой Сирии и им никто не будет помогать из-за рубежа.
Последнее интервью Асад дал 17 сентября американскому телеканалуFox News развивает тезисы, результативность которых Асадом уже проверена. Асад посоветовал Обаме: «Слушайте свой народ. Следуйте здравому смыслу своего народа. Этого достаточно». Асад заверил американцев, что большинство граждан Сирии, столкнувшись с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма, в настоящее время «поддерживают правительство» во внутреннем вооруженном конфликте. Асад подчеркнул, что Сирия не находится в состоянии гражданской войны, а подверглась атаке со стороны «Аль-Каиды». По его словам, в Сирии воюют «десятки тысяч джихадистов», причем «80-90 процентов повстанцев относятся к «Аль-Каиде» и ее ответвлениям» (явный бред, но если американскому обывателю хочется слушать именно это….).
Возвращаясь же к началу статьи, хочу напомнить, что несмотря на «Войну, которую выиграл Гитлер», главную войну он все таки проиграл. Как пиарщик могу сказать вам, что к счастью, пиар — не всесилен. А когда речь идет о серьезном историческом процессе, то на одном пиаре выбраться нельзя.
И Путин, который в сирийском вопросе, предпочел пиар дипломатии и государственному урегулированию, сделал себя заложником Асада. Россия, подписавшая с США соглашение о сирийском химоружии, ныне взяла на себя ответственность за уничтожение сирийского химического арсенала. Пусть сегодня Путин стоит в лучах софитов и к нему относятся, как к политической рок-звезде, но будущее может оказаться безжалостным к российской дипломатии — если эти договоренности провалятся, а войска Асада вновь применят химическое оружие.
Информационные стратегии, боевики Хизбаллы, химические атаки, многомиллиардная помощь Ирана и России, нерешительность Запада— могут помочь Асаду удлинить сроки своего расставания с властью. Но не спасти его режим. А только увеличить количество погибших в конфликте.
relevantinfo.co.il