АФРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ИЗРАИЛЯ
Египетские власти встревожены. Нет, не колоссальным внешним и внутренним долгом страны, достигшим в конце июня 265 млрд долларов – 89% египетского ВВП, не истощением валютных запасов с 36 млрд долларов при Хосни Мубараке (в декабре 2010) до 15 млрд долларов накануне смещения Мухаммеда Мурси (в июне 2013), и даже не нарастающей угрозой гражданской войны.
Каир обеспокоен тем, что Израиль может получить статус наблюдателя в Африканском союзе. Эту информацию, согласно арабскому сетевому изданию «Аль-Монитор», египетская служба безопасности получила по своим африканским каналам. Египтяне выяснили, что вопрос может быть поднят на Африканском саммите, который состоится в январе 2014 в Аддис-Абебе.
Египет опасается усиления израильского влияния в Восточной Африке, главным образом, из-за вопроса о распределении нильской воды. До сих пор египтянам доставалось две трети воды Нила, составляющих 85% всего ресурса пресной воды в этой стране. Однако строительство в Эфиопии гидроэлектростанции на Голубом Ниле может привести к уменьшению количества воды, приходящей в Египет, на 20-25%. При том, что по оценкам специалистов, из-за демографического роста Египту понадобится в ближайшее время на 20% воды больше.
Споры вокруг распределения воды нильского бассейна остаются в Восточной Африке одним из самых важных вопросов последних лет. В Каире считают, что Израиль использует эту ситуацию, укрепляя свои связи с лидерами африканских стран и продвигая свои интересы в ущерб египетским.
По мнению египтян, получение статуса наблюдателя в Африканском союзе позволит Израилю присутствовать во время встреч на высшем уровне, что, в свою очередь, даст возможность еврейскому государству влиять на принятие решений, предлагая субсидии и помощь, а также оказывая во время голосований давление на входящие в союз государства для продвижения нужных резолюций.
Десять лет назад Израиль уже подавал просьбу стать государством-наблюдателем в Африканском союзе. Но тогда Египту удалось торпедировать инициативу Иерусалима. Теперь египетское правительство надеется сорвать израильский план, действуя по двум направлениям – пытаясь оказать давление на африканские страны и стремясь сформировать общую платформу Лиги арабских государств по вопросу.
Однако на этот раз возможности Каира в африканской политике сильно уменьшились. Во-первых, после военного переворота и свержения президента Мурси членство самого Египта в Африканском союзе было приостановлено. Во-вторых, тяжелая экономическая ситуация осложняет способности Египта заинтересовать африканские страны своими предложениями.
Наконец, и единая позиция Арабской Лиги, разобщенной региональными волнениями, тоже не гарантирована. По сообщению «Аль-Монитор», официальный источник, представляющий африканский отдел Лиги арабских государств, заявил, что мнение по этому вопросу не обязательно может быть в пользу Египта.
В 50-е годы прошлого столетия Израиль активно строил отношения с африканскими странами, получавшими помощь еврейского государства в области здравоохранения, сельского хозяйства и передовых технологий. Затем, в 70-х, арабские страны, используя энергетические и финансовые рычаги, сумели практически полностью изолировать Израиль от стран Африки.
Однако теперь ситуация меняется. Разорванные по трём осям между шиитским Ираном, политическим исламом «Братьев-мусульман» и салафитами-джихадистами, перессорившиеся между собой страны арабского мира уже не способны эффективно блокировать Израиль в африканской политике.
Снизилось их влияние и в энергетической области.
Главное же, что страны африканского христианского пояса, протянувшегося от Эфиопии и Кении на востоке материка до Нигерии на его западе, ведущие жестокую войну на выживание с исламскими боевыми организациями, видят в Израиле слишком важного союзника, чтобы пренебрегать им в своей борьбе с террором.
Именно эти три страны — Нигерия, Кения и Эфиопия — лоббируют предстоящее обсуждение вопроса о включении Израиля в Африканский союз.
Все они в последние годы развили тесные контакты с еврейским государством, начиная от военных контрактов на приобретение беспилотных самолетов, необходимых для эффективной войны с террористами, и заканчивая программами экономической поддержки и грантами для сельскохозяйственных и промышленных секторов этих стран.
Расширение израильских связей в Африке является продолжением внешнеполитической доктрины, заложенной Давидом Бен-Гурионом и названной им «периферийной». Находясь в конфликте с окружающими его арабскими странами, Израиль тогда формировал стратегические альянсы с неарабскими государствами региона – в первую очередь, Турцией, Ираном и Эфиопией.
Авигдор Либерман, находясь на посту главы МИДа, возродил «периферийную доктрину», в том числе, её африканское направление. В 2009 году он посетил пять африканских стран, включая Нигерию, Кению и Эфиопию. Основываясь на израильском опыте в сфере сельского хозяйства и здравоохранения, он предложил этим странам помощь в области биотехнологий, методов очистки воды и борьбы со СПИДом.
В результате его визита был подписан целый ряд важных дипломатических и экономических соглашений. И контакты продолжают расширяться.
В начале прошлой недели в Израиль прибыл президент Нигерии Гудлак Джонатан. Переговоры с израильскими лидерами были посвящены развитию двусторонних отношений во всех областях — от торговли до культуры. Главным событием стало подписание договора о прямом воздушном сообщении между двумя странами, которое, как ожидается, значительно увеличит количество туристов из 175 миллионной Нигерии, — самой густонаселенной страны Африки, занимающей по количеству жителей седьмое место в мире.
Речь, в первую очередь, идёт о христианских паломниках. По подсчётам нигерийских СМИ, Джонатан возглавил тридцатитысячную группу паломников из своей страны, которые начали прибывать в Израиль еще до приезда своего президента.
До сих пор, добираясь из Нигерии через третьи страны, в Израиль ежегодно приезжали несколько десятков тысяч паломников. По словам главы Нигерийской комиссии христианских паломников, прямые авиарейсы доведут количество туристов до ста тысяч в год.
Привлечение туристов и паломников – лишь одна из сфер интересов Израиля в странах Африки. Сюда также входят обмен разведданными о террористических организациях, дипломатическая поддержка еврейского государства на международных форумах и расширение рынков для израильской продукции.
Ещё одним важным направлением для развития связей между Израилем и Африкой может стать строительство инфраструктур, необходимых развивающимся странам черного континента.
В ближайшие годы в странах Восточной Африки будут активно строиться транспортные сети и трубопроводы, которые соединят побережье Индийского океана в Кении и Танзании с внутренними областями – на западе Бурунди, Руандой и Угандой, а на севере – с Эфиопией и Южным Суданом.
Главными интересантами здесь являются страны Дальнего Востока – Китай и Япония, нуждающиеся в полезных ископаемых Центральной Африки и углеводородах Южного Судана.
Однако на огромных просторах африканского континента найдётся место и для израильских строительных фирм, если, конечно, государство вовремя приложит необходимые усилия для достижения соответствующих соглашений.
В противовес угрозам об изоляции, Израиль, демонстрируя экономическую, демографическую и военную устойчивость на фоне крушения региональных стран и союзов, последовательно расширяет зону своего внешнеполитического влияния.
Александр Непомнящий
9tv.co.il