ДЕКРЕТНЫЙ ОТПУСК ДЛЯ… ОТЦОВ
В нашей стране что ни день, то революция. На днях мы обнаружили, что пока женщины долго и безуспешно борются за увеличение декретного отпуска и введение в обиход понятия «дородовый отпуск», которое существует в большинстве цивилизованных стран, мужчины совершили резкий рывок вперед и добились успеха. Теперь, когда они станут отцами, им будет предоставляться краткосрочный оплачиваемый отпуск по случаю рождения ребенка.
Инициировали закон две партии, которые имеют весьма мало общего, – «Еврейский дом» и МЕРЕЦ. Как бы то ни было, министерская законодательная комиссия одобрила законопроект о предоставлении отцу ребенка 8-дневного оплачиваемого отпуска по уходу за новорожденным.
…Шай Лапин с волнением готовился к рождению первенца. Прошло уже несколько лет после свадьбы, но долгожданный ребенок все задерживался с прибытием. И наконец радостное сообщение: жена беременна. «Анахну бэ-эрайон, – с гордостью сообщал Шай всем друзьям. – Мы ждем ребенка». Вскоре выяснилось, что родится мальчик, и Шай был просто на седьмом небе от счастья. Вместе с женой он посещал занятия по подготовке к родам, читал умные книжки и смотрел телепередачи. Ехидные друзья посмеивались, что за время беременности жены он прибавил в весе и приобрел живот в знак солидарности с ней.
В общем, в полном соответствии с современными представлениями о том, что беременность и роды – мероприятие для всей супружеской пары, а не только для женщины, он прожил девять месяцев. Потом Шай участвовал в родах, которые оказались нелегкими, особенно с учетом того, что жене далеко за тридцать, затем собственноручно отнес в детскую палату корзинку с новорожденным сыном. А на следующее утро ему пришлось выйти на работу. Босс был неумолим. «Роды прошли успешно? Поздравляю! Мазаль тов! Но работа есть работа…»
Шай чувствовал себя крайне неуютно. Он пережил столько волнений, вымотался и устал так, как будто сам рожал, но возможности расслабиться и подготовить дом к прибытию малыша у него нет. Работа, работа – как обычно, будто в его жизни не произошло только что такое важное событие…
Чувства, которые испытал Шай, знакомы многим молодым отцам, чьи дети родились в Израиле. Кажется, достигнут максимум участия молодого отца в волнующем процессе появления на свет малыша, но если уж добиваться равноправия, то надо подумать и о том, что мужчине тоже положено хотя бы несколько дней отпуска… После публикации сообщений о том, что вводится декретный отпуск и для отцов, Шай первым делом помчался узнать, дадут ли ему отпуск сейчас, хотя бы с опозданием на два месяца (как раз столько исполнилось их малышу). Шеф обещал подумать.
Новшество вдохновило мужчин, которые увидели в этом восстановление справедливости. «Сегодня много говорится о том, как важно, чтобы малыш с первых минут жизни чувствовал внимание со стороны отца, но попробуй окажи это самое внимание, если ты еще не успел приспособиться к новому члену семьи, а надо бежать на работу. Женщине тоже трудно, она еще не успела отойти от родов, как надо взваливать на свои плечи всю нагрузку по дому и уходу за малышом, – делится мыслями Шай. – Да и на то чтобы приобрести все необходимое детское имущество, хотя его, как правило, заказывают заранее, тоже требуется время. В общем, краткосрочный отпуск для пап поможет решить многие проблемы, улучшить атмосферу в доме и снять неизбежную напряженность. Рождение ребенка – это огромная радость, но наладить быт, чтобы всем было хорошо, далеко не просто».
Сергей Катков, сотрудник охранной фирмы, отец детей 2 и 5 лет, говорит, что когда появились на свет его дети, такого закона не было, и ему пришлось отпрашиваться на несколько дней с работы, чтобы помочь жене. Естественно, эти дни никто ему не оплатил.
Закон о декретном отпуске для отцов был предложен еще в кнессете прошлого созыва. Его продвигал тогда депутат Ури Ариэль. Закон прошел первое чтение, но дальше дело не двинулось. И только в нынешнем кнессете, благодаря тому что теперь Ури Ариэля, уже не простого депутата, а министра от партии «Еврейский дом» поддержала депутат от партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг, законопроект вышел на финишную прямую.
– Тамар, почему вы сосредоточили усилия на законе, который утверждает права мужчин, в то время как далеко не все вопросы решены в отношении отпуска по уходу для женщин?
– Я считаю, что новый закон – первый шаг навстречу изменению отношения к понятию «родители». В рождении ребенка участвуют и мать, и отец, но после рождения с малышом остается только мама. Отец не имеет возможности побыть с ребенком, с работы он возвращается усталый, и так с первого дня появления малыша в доме. Я считаю такое положение совершенно несправедливым, ведь общение ребенка с отцом исключительно важно для обоих. Думаю, с этого шага могут начаться изменения в подходе к родителям и на рынке труда. Работодатель должен знать, что его работник, став отцом, имеет такие же права по уходу за ребенком, как и мать. Но изменение подхода достигается нелегко, поэтому за него еще предстоит побороться.
Ну а как же женщины? Можно ли им ждать прогресса в решении своих материнских проблем? Мне удалось побеседовать на эту тему с доктором Орли Тивон-Фишер, заместителем председателя Всеизраильского объединения производственной медицины.
– Причина нынешнего обращения к проблеме декретного отпуска, в данном случае для отцов, лежит все в том же движении социального протеста, которое всколыхнуло Израиль летом 2011 года. Тогда израильтяне занялись сравнением многих важных показателей у нас и в странах Европы и пришли к однозначному выводу о том, что еврейская страна во многом находится позади если не всей планеты, то уж европейских стран – точно. Показателей несколько. Взять хотя бы дородовый отпуск – один из важнейших показателей состояния с правами женщин. В Германии продолжительность оплачиваемого декретного отпуска составляет 47 недель, в Японии – 26, во Франции – 22, и только в Израиле – всего 14 недель. Кроме того, в ряде стран, например, в Чехии и Словакии, за женщиной в течение двух, а то и трех лет сохраняется рабочее место с частичной оплатой. Обо всем этом в Израиле приходилось только мечтать. О предоставлении же отпуска по случаю рождения ребенка для отцов еще недавно и мечтать не приходилось. Если на работающих матерей нет средств, то где уж там изыскать их для отцов?! Но оказалось, что проблема разрешима, если взяться за нее всерьез. Три дня будут предоставляться отцу в качестве отпускных дней, и еще пять – как больничный лист, но за счет работодателя. Остается надеяться, что постепенно декретный отпуск для женщин тоже будет наконец приведен в соответствии с западными нормами.
– Но в чем причина того, что в нашей стране так долго не обращали внимания на разницу в стандартах? Даже вступление в престижный клуб стран – членов OECD не помогло…
– Дело в том, что в Израиле довольно высокий для западных стран уровень рождаемости. Видимо, такая ситуация и давала основания расслабиться. Мол, в странах Европы рождаемость падает, люди там не хотят рожать, а у нас раз рожают, значит, не о чем беспокоиться. Разумеется, этот подход не отвечает требованиям времени, потому и была созвана комиссия, которая выработала свои рекомендации. Видимо, в ближайшее время у нас появятся новые законопроекты, которые создадут большую социальную защищенность для работающих матерей и отцов.
ХОЧУ БЫТЬ ДОМОХОЗЯИНОМ
Поговорив о работающих, я не могла не вспомнить о неработающих – еще одной теме, которая в эти же дни заняла почетное место на страницах израильских газет. Дело в том, что мужчины пытаются добиться равенства по отношению к женщинам еще в одном животрепещущем вопросе. Если замужняя женщина не работает и признается в официальном порядке домохозяйкой, то она не платит обязательные взносы в Институт национального страхования. А если женатый мужчина не работает, а занимается, например, тем же ведением домашнего хозяйства или воспитанием детей, он обязан эти взносы платить. Справедливо? Многие четко говорят: нет!
Яков Шлосер, председатель партии, отстаивающей права мужчин, уточняет: «Разве мало у нас мужчин, которые занимаются детьми в то время как их жены находятся на работе? Естественно, таких в нынешние времена хватает. Но почему они должны платить взносы в «Битуах леуми», а женщины – нет? Это несправедливо!»
В последние годы данный вопрос поднимается все чаще. Многим мужчинам, которым волею судеб пришлось, отказавшись от зарплаты, стать домохозяевами, существующий закон кажется крайне архаичным. С вопросом перспектив признания мужчин домохозяевами пытался разобраться Высший суд справедливости, но… не нашел способ ввести право мужчин на домохозяйство.
Специалисты «Битуах леуми» объясняют, что изменение ситуации создаст большой беспорядок. Мол, и без того очень трудно заставить неработающих мужчин платить взносы в «Битуах леуми», поэтому чем освобождать мужчин от уплаты, проще обязать женщин платить. Так что если изменения в отношении равенства и будут, то только в эту сторону: взносы придется платить и тем, и другим…
Виктория Мартынова,
«Новости недели» — «Континент»