БЛИЦ-ОПРОС МЕДИАГРУППЫ \"КОНТИНЕНТ\"
1. КАКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НОСЯТ ЗДОРОВЫЙ, КОНСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР?
ТАТЬЯНА ШАБАЕВА, ЖУРНАЛИСТ, ПЕРЕВОДЧИК. МОСКВА (РОССИЯ)
Никак не уверена, что могу обобщить «за всю Россию»… Пожалуй, положительный характер носит то, что мы стали менее идеалистичны, более рациональны. Думаю, сейчас нас труднее подвигнуть на массовую истерию. Это имеет и свои важные отрицательные стороны (глубокий скептицизм, бездеятельность), но здоровая прививка от того же идеалистического «покаяния» нам, возможно, сделана. Также мы уже не верим, что придут добрые цивилизованные заграничные дяди и научат нас жить. Но это Россия. Власть-то российская зачастую ведёт себя так, будто она по-прежнему в это верит.
ГЕОРГ ГАБРИЕЛЯН, ПОЛИТИК, АНАЛИТИК, ПУБЛИЦИСТ
У меня дома в кабинке лифта размещена социальная реклама, предлагающая приютить кошек, потерявших хозяев. На остановках общественного транспорта – такая же реклама, но уже по поводу собак. Это – живое свидетельство общественной (причем – не политической) активности. Худо, что люди меньше занимаются социально слабыми людьми. Хотя, конечно, понято, что работа с людьми требует больших ресурсов.
Словом, на мой взгляд, наиболее конструктивными (и массовыми) пока являются общественные инициативы, не связанные с политикой. Все остальные общественные инициативы и объединения, как политические, так и имеющие хотя бы относительный политический контекст, так или иначе, репрессируются государством.
АНДРЕЙ НЕКРАСОВ, РЕЖИССЕР. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
Дискуссия по поводу национализма, связанная с тем, что Алексей Навальный его в той или иной форме проповедует, сама по себе признак того, что общество скорее живо, чем мертво. Митинги 2010-11-го года были некоей рефлекторной реакцией общества, а вот формулировка позиции в споре о национализме – процесс осознания политической действительности, и нравственного выбора. То же касается дискуссии по поводу роли политического акционизма и искусства.
ЛЕОНИД РОМАНКОВ, РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПРАВОЗАЩИТНИК.
На мой взгляд, наиболее здоровым процессом в современной России является отказ всё большего числа людей от патерналистской модели общества, всё большая ориентация на собственные силы, на независимость от государства. Это особенно характерно для провинции, уставшей ждать поддержки от Москвы, от федеральных властей.
Наиболее конструктивным процессом является формирование более или менее объединённой оппозиции с отчётливыми требованиями – независимого суда, честных выборов, свободных СМИ, оппозиции не крайне радикальной, готовой к переговорам с властью наподобие польского «круглого стола». (Правда, нет уверенности в готовности власти пойти на такие переговоры). К такой оппозиции я в первую очередь отношу РПР-Парнас, «Гражданскую платформу», Кудринский «Комитет гражданских инициатив», «Яблоко.».
ДАНИИЛ КОЦЮБИНСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, ИСТОРИК. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
Процесс моральной деградации последних имперских мифов и государства российского в целом.
КОНСТАНТИН КУОРТТИ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЖУРНАЛИСТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
Россия движется по тупиковому пути. К таковым, по моему мнению, следует относить любые изменения вне демократии. Однако осознают это далеко не все. Более того, государственная машина делает всё, чтобы такое осознание не наступало: это для неё смертельно опасно. Поэтому на пользу современной России идёт всё, что способствует распространению правдивой информации, обсуждениям, дискуссиям, демократическим процедурам внутри оппозиции и структуризации гражданского общества. Всё это сыграло свою роль и в истории успешных демократических стран Запада. Такие процессы, к счастью, трудно остановить: интернет, открытые границы делают своё дело. С этой же точки зрения я рассматриваю и так называемые «малые дела»: они обнажают невозможность повсеместных улучшений без первоочередного – демонтажа современного бандитского государства.
ГЕОРГИЙ ЯНС, ЖУРНАЛИСТ. Д. ЮДИНО (РОССИЯ)
Вектор развития российского государства – воссоздание империи на новый лад и больше на словах. Но в любом случае такой вектор развития невозможен без создания образа врага с последующим его поиском и определенного дистанционирования от Запада. В этом дистанционировании есть здоровая тенденция. Наша страна одна из немногих, кто выступает за безоговорочное сохранение традиционной семьи и кто не абсолютизирует принцип толерантности.
2. ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ЭКОНОМИКА ИЛИ КУЛЬТУРА?
ТАТЬЯНА ШАБАЕВА, ЖУРНАЛИСТ, ПЕРЕВОДЧИК. МОСКВА (РОССИЯ)
Для развития общества важнее экономика. Вот почему: если мы признаем, что культура важнее, мы всё равно не сможем отрицать, что люди, которые делают культуру (а её делают, как ни крути, вполне определённые люди), так или иначе зависят от экономики. И для них экономика будет не такой экономной, как для тех, кого эти деятели культуры окормляют. Проще говоря, наметится существенный разрыв между пролетариями в порванных штанах и сытыми, чистыми и красивыми деятелями культуры. Он, этот разрыв, разумеется, будет всегда, но экономика должна стремиться его уменьшить, должна успешно утолять базовые потребности общества, поэтому она несколько важнее. Что не отменяет того факта, что общество, в котором во главу угла поставлена одна только экономика, долго не протянет.
ГЕОРГ ГАБРИЕЛЯН, ПОЛИТИК, АНАЛИТИК, ПУБЛИЦИСТ (НОВЫЙ АВТОР)
Культура – есть метод. В том числе, мы говорим о культуре деловых отношений, основывающихся на этике бизнеса. Считаю, что культура, если понимать этот термин широко, а не только, как разные виды искусства, важнее и экономики, и политики. Более того, на культуре (она всегда имеет место – просто порой недостаточна) основываются и поведенческие установки людей, то есть наша повседневная жизнь.
АНДРЕЙ НЕКРАСОВ, РЕЖИССЕР. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
Культура важнее, ибо она включает политику. К сожалению в нашей традиции, идущей от марксистко-ленинского рационализма и материализма, считается (до сих пор), что "бытие определяет сознание". Даже ярые антисоветчики, "правые", подсознательно, отчасти – марксисты. Культура, в этой парадигме, – эскапизм, даже если она "высокая", и "качественная". В этом российское общество отличается от Запада, где культура осознана, как политический феномен.
ЛЕОНИД РОМАНКОВ, РОССИЙСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПРАВОЗАЩИТНИК.
С одной стороны, культура является мотором для развития экономики. Есть масса примеров, когда экономически депрессивные районы после развития там культурных институций (Мериленд, Манчестер и т. п.) приобретали огромный толчок к экономическомуe подъёму.
С другой стороны, более философской, экономика без культуры создаёт общество филистёров, потребителей, нацеленных на сугубо практические результаты. Культура способствует развитию нетривиального мышления, что важно для бизнеса, науки, организации повседневной жизни.
ДАНИИЛ КОЦЮБИНСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, ИСТОРИК. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
Политическая культура.
КОНСТАНТИН КУОРТТИ, НЕЗАВИСИМЫЙ ЖУРНАЛИСТ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (РОССИЯ)
В широком смысле понятии «культура» вмещает в себя и экономику. Если сузить его, то однозначного ответа, по-моему, не дать. Эти вещи столь сложно связаны, что о приоритете сказать невозможно. Кажется лишь, что положительная связь чаще всего довольно велика.
ГЕОРГИЙ ЯНС, ЖУРНАЛИСТ. Д. ЮДИНО (РОССИЯ)
Отвечу так. Взаимозависимые величины. Одно без другого невозможно.
При участии В.Щигельского.