АЗЕРБАЙДЖАН: «КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ»

АЗЕРБАЙДЖАН: «КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ»

Рамис ЮНУС


Прошло чуть больше месяца после выборов президента Азербайджана, но, несмотря на столь короткий срок, уже можно прогнозировать возможное развитие поствыборных процессов в этой, давно Богом забытой, закавказской стране поскольку, как и во все предыдущие годы, друг другу противостояли всё те же две политические силы. С одной стороны это клан Алиевых, который стоит у власти с 1993 года и который выдвинул на третий срок Ильхама Алиева, а с другой – противостоящая ему все эти годы оппозиция, впервые сумевшая объединиться в политический центр под названием Милли Шура (Национальное Собрание) с единым кандидатом, известным учёным-историком, профессором Джамилем Гасанлы.

В данной статье я не буду подробно рассказывать про сами, так называемые, выборы, т.к. они прошли по всем нам знакомому сценарию: всё тот же административный ресурс, базирующийся на беззакониях, чинимых правоохранительными органами, тотальный прессинг инакомыслящих по всей стране, запреты на пикеты и митинги, аресты активистов политических партий и молодёжных организаций, полный контроль над СМИ и многое другое, что, естественно, работает на поддержание в стране атмосферы страха. Это если кратко.

Как следствие вышеизложенного власть объявила выборы состоявшимися и, естественно, провозгласила Ильхама Алиева их победителем, но в отличие от прошлых лет его инаугурацию режим провёл очень оперативно, буквально через несколько дней и, что самое интересное, узким «семейным кругом» в парламенте страны, без помпезности и приглашения зарубежных гостей. И это понятно, ведь избрание на третий срок Ильхама Алиева категорически не могло приветствоваться странами ЕС и США, а сталкиваться с тем, что на его инаугурацию не приедет не только ни один глава государства, но и ни один серьёзный политик из цивилизованного мира, режиму Баку совершенно не хотелось. Поэтому не удивительно, что в кратчайший срок был утверждён и состав «нового-старого» правительства, где свои посты (за исключением двух проштрафившихся перед «первой семьей» министров) сохранили все члены Кабинета Министров, включая премьер-министра, бессменного все эти годы. Кстати, над премьер-министром потешается весь Азербайджан из-за того, что он мало что решает, сидя во втором, по рангу, кабинете страны и остается настолько незаметным, что многие граждане страны даже не знают его в лицо.

Что касается оппозиции, то здесь ситуация немножко иная. Как я уже отмечал ранее, впервые за 20 лет пребывания у власти клана Алиевых оппонентам режима удалось объединиться под единой программой с единым кандидатом. Надо сказать, что идея объединения всех противников власти в один центр давно витала в обществе, об этом говорили многие известные политики, общественные деятели и политологи. Но одно дело говорить об этом чисто теоретически, а другое – суметь перевести в предметную плоскость. Многие старались претворить в жизнь эту идею, но удалось это сделать лишь Рустаму Ибрагимбекову, известному кинорежиссёру, обладателю «Оскара», который своим личным авторитетом сумел, наконец, усадить за один стол многих непримиримых политиков. За одно только это Рустам Ибрагимбеков, по-моему, заслуживает огромного уважения, поскольку этим поступком он вызвал огонь негодования на себя со стороны режима и тем самым сжёг все мосты в контактах с кланом, с которым он худо-бедно, но сосуществовал. И, как результат, сразу же начались наезды как на возглавляемый им Союз Кинематографистов Азербайджана, так и на самого Рустама Ибрагимбекова и его ближайшее окружение, что вынудило его покинуть страну за несколько месяцев до выборов.

Один умный человек сказал: «Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком». Многие в Азербайджане, включая меня самого, ожидали, что Рустам Ибрагимбеков всё-таки вернётся в страну до выборов, как он об этом неоднократно заявлял. Поэтому совсем не удивительно, что в сознании общественности страны вольно или невольно его стали воспринимать не иначе как кандидатуру на роль героя-мученика, как это обычно бывает в авторитарных государствах, где поклонение героям наиболее развито, т.к. наименее развито уважение к человеческой свободе. Но, к нашему глубокому сожалению, он не приехал, тем самым отказавшись от приготовленной для него роли героя-мученика.

Сегодня многие рассуждают о причинах, побудивших этого уважаемого аксакала нашего народа пойти на такой шаг, и даже начинают «бросать камни» в его сторону. Считаю это в корне неправильным, т.к. «время разбрасывать камни», как сказано в Библии, ещё не наступило. Напротив, наступило время «собирать камни», и я уверен, что Рустам Ибрагимбеков не мог не осознавать того, что его отказ вернуться на Родину в канун выборов вызовет огромное разочарование в стане его близких сторонников, включая меня самого. Раз он принял такое решение, значит, он всё взвесил и обдумал, это было его право – так распорядиться своей судьбой. Но кроме этого, у меня перед глазами стоит и вся его предыдущая жизнь, которую Рустам Ибрагимбеков провёл настолько ярко и успешно, что его считали достойным представителем нашей интеллигенции не только представители власти и лидеры оппозиции, но и азербайджанское общество в целом, гордившееся его успехами в мировом масштабе. Так что же случилось, друзья? Или мы забыли нашу поговорку: «Mərdi qova-qova namərd etmək»? Ведь от нашего отношения к Рустаму Ибрагимбекову будет во многом зависеть реакция и поведение представителей того слоя интеллигенции, многие из которого также не готовы сегодня стать героями-мучениками, но в тоже время способны сделать очень много нужного для нашей страны в избавлении от совкового мракобесия, внедряемого идеологической машиной существующего режима. Может, стоит нам всем об этом подумать тоже?

Насколько я понимаю, ситуация с будущей деятельностью Милли Шура (Национальное Собрание) сегодня во многом зависит от позиции партий Мусават и АХЧП и их лидеров и Форума Интеллигенции, куда входят Рустам Ибрагимбеков, Джамиль Гасанлы и их сторонники. Все соглашаются с тем, что срочно нужно вносить кардинальные изменения в эту политическую структуру сверху донизу, с учётом сложившихся реалий в Азербайджане после прошедших выборов. Так меняйте, кто же вам мешает? Но неужели это невозможно сделать политически грамотно, чтобы всё работало на Созидание, а не на Разрушение? Уверен, что достаточно одной личной встречи Исы Гамбара, Али Керимли, Джамиля Гасанлы и Рустама Ибрагимбекова, чтобы расставить всё по своим местам. Учтите, что за всеми этими процессами внимательно следят не только во властных структурах Азербайджана, но и во многих международных политических институтах за рубежом, где предпочитают работать с сильными оппонентами, выступающими единой командой и с понятными целями, будь то власть или оппозиция.

Вот об этом и о многом другом мы разговаривали с профессором Джамилем Гасанлы, приехавшим в США по приглашению именно таких институтов власти. Мне кажется символичным, что мы встретились с ним в Вашингтоне 17 ноября, когда в Азербайджане отмечают День Национального Возрождения. Долгая беседа с этим достойным сыном моего народа ещё раз убедила меня в правильности выбора его единым кандидатом от оппозиции на недавних выборах президента. Своими яркими выступлениями на недавних теледебатах Джамиль Гасанлы показал больному азербайджанскому обществу, каким должен быть настоящий ИНТЕЛЛИГЕНТ и, я уверен, он ещё не раз заставит вспомнить о таких понятиях, как ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО, про которые многие в Азербайджане позабыли. И если уж мы выбрали его нашим кандидатом в президенты, давайте будем прислушиваться к словам Джамиля Гасанлы, который готов идти с нами вместе до конца, понимая, на что способен существующий режим. А учитывая то, что сегодняшний Азербайджан застыл на переправе между совковым прошлым и свободным будущим, то вполне уместно вспомнить слова Авраама Линькольна, который, в похожей ситуации, много лет тому назад здесь, в Вашингтоне, сказал: «Коней на переправе не меняют». Есть над чем нам всем задуматься...


Автор статьи — известный политолог, имеющий опыт работы, как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.

На фото. Рамис Юнус и Джамиль Гасанлы