БЕЛОРУССКАЯ ПИРАМИДА ШАТАЕТСЯ
Чтобы избежать оттока рабочей силы в Россию, белорусское правительство изо всех сил "подогревало" экономику и увеличивало зарплаты. Итог — огромный дефицит бюджета и ожидание уже не только девальвации, но и деноминации национальной валюты. Альтернатива — распродажа госсобственности и десоциализация.
Последние два года Белоруссия отчаянно боролась с экономическим кризисом. Нацбанк задирал до немыслимых высот ставку рефинансирования, чтобы выкачать из населения все свободные средства и стимулировать экономику, а из бюджета активно выделялись все мыслимые и немыслимые резервы для того, чтобы поднять зарплаты на предприятиях и тем самым остановить отток квалифицированной рабочей силы в другие страны.
Вроде бы, получилось: зарплатой в $1000 в Минске уже никого не удивишь, цены на аренду и покупку недвижимости в столице выросли фактически в два раза. И пока, по ощущениям, все действительно работает. Бюджетные предприятия вовремя рассчитываются за услуги, оказанные предпринимателями. "Так хорошо и вовремя платят, будто это начало 2000-х. Золотые годы как будто вернулись. И вообще, такое чувство, что в бюджете столько денег, что уже не знают, куда их девать", — делится впечатлениями с "Росбалтом" от работы в последний год столичный предприниматель Андрей, оказывающий бюджетным организациям услуги по обслуживанию оргтехники.
Но более детальный взгляд на ситуацию покажет, что экономика Белоруссии сейчас серьезно "перегрета", а правила ее регулирования нуждаются в срочном пересмотре. Каждый день на протяжении последнего месяца курс доллара в республике обновляет новый максимум. Еще пару месяцев назад за один доллар давали 8000 рублей, сейчас — 9560.
По этой же причине ставки по рублевым депозитам в банках и у мелких ростовщиков перешагнули 20% годовых. Люди, с опаской игравшие в эту пирамиду последние пару лет, сейчас в спешном порядке снимают рублевые депозиты и переводят их в наличную валюту. А с валютой — проблемы, и ходят слухи об ограничении ее хождения.
И на то есть фундаментальные экономические причины.
За девять месяцев 2013 года дефицит счета текущих операций в платежном балансе составил $4.827 млрд. Для сравнения: за аналогичный период 2012 года был зафиксирован профицит счета текущих операций платежного баланса в размере $68,6 млн. Резко ухудшается и показатель торгового баланса. В январе-сентябре 2013 года отрицательное сальдо внешней торговли составило $373,4 млн. В январе-сентябре 2012 года сальдо было положительным — в размере $3,9 млрд.
"Более трети предприятий, учитываемых в текущем порядке, являются неплатежеспособными (имеют одновременно коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент текущей ликвидности ниже норматива)", — констатируют специалисты Национального банка. Речь идет о 2893 организациях.
Занятость на белорусских предприятиях несколько лет обеспечивалась не высоким спросом, а их готовностью, с позволения правительства, работать "на склад". Результат: складские запасы белорусских предприятий достигли 74,3% месячного объема производства. Эта цифра последние два года только растет. Белорусские заводы производят больше продукции, чем способны продать. И сколько бы Лукашенко ни требовал от министров "навести порядок в этом вопросе", покупателей не прибавляется, а закрывать предприятия пока никто не готов. Иначе чем тогда социальное белорусское государство будет отличаться от прочих?
Проблемы в белорусской экономике очевидны уже всем наблюдателям. Доктор экономических наук, профессор Борис Желиба предупреждает: Белоруссия вступает в 2014 год, не имея традиционной кредитной поддержки. "И это очень напоминает девальвационный 2011 год, – считает экономист. – В 2011 году кризис начался, когда золотовалютные резервы достигли отметки в $4,8 миллиарда. На сегодняшний день резерв составляет $6,5 миллиардов и, по прогнозам макрокономистов, критическая граница в нынешней ситуации составит $5 миллиардов долларов".
Ситуация в экономике РБ вызывает обеспокоенность и Международного валютного фонда. "Экономический рост в Беларуси оставался медленным, в первые девять месяцев 2013 года он достиг лишь 1,1% (в годовом исчислении), при этом значительное повышение реальной заработной платы и быстрый рост директивного кредитования способствовали углублению внешних дисбалансов", — замечают там.
Проблемы нехотя признала и глава Нацбанка Надежда Ермакова. Чиновник даже признала, что в стране планируется деноминация национальной валюты, но заметила, что "о сроках говорить пока преждевременно". "Новые денежные знаки уже есть, они отпечатаны, но их вводить еще рано", — отметила глава Нацбанка.
Регулятор уже стал вводить ограничения на получение валютных кредитов населением. Скорее всего, со временем их запретят вовсе — во всяком случае, слухи об этом ходят уже не первый месяц.
В поисках источников финансирования власти вводят все новые налоги и сборы. 18 декабря в Минске акцию "Стоп налог" организовали автомобилисты. В 2014 году они будут платить налог на транспортные средства. За традиционный легковой автомобиль придется платить еще $200 — дополнительно к уже имеющимся ставкам. Также в следующем году в стране появятся налог на тунеядство (его будут платить безработные) и пошлины для выезжающих за рубеж: с каждого по $100 за одно пересечение государственной границы.
Попутно белорусские власти посылают сигналы российскому руководству о готовности распродавать предприятия. Правительство уже договорилось о продаже пакета акций Минского завода колесных тягачей российскому инвестору. Вице-премьер республики Владимир Семашко пообещал создать в начале 2014 года совместное предприятие "МАЗ-КамАЗ" (эта история тянется бесконечно долго). Без поддержки российского завода белорусский оказывается просто нерентабельным. Ходят слухи о продаже крупного пакета акций "Беларуськалия". 51-процентный пакет белорусского филиала "МТС" власти уже готовы уступить за $870 млн долларов, а не за $1 млрд, как раньше.
Все это очень некстати: на носу чемпионат мира по хоккею (2014 год) и президентские выборы (конец 2015 года). Белорусы ждут девальвации сразу после ЧМ, но с чем тогджа Лукашенко пойдет на выборы?
Сейчас он проводит встречу с российским президентом в Сочи. Очевидно, Лукашенко не дают покоя лавры украинского президента Виктора Януковича, который получил от богатого соседа сразу $15 млрд. Такие деньги белорусскому президенту, конечно, не светят, но без "добрососедской" поддержки Лукашенко, очевидно, будет непросто ублажить электорат в конце 2015-го.
Максим Швейц, Rosbalt.ru