АФРИКАНСКИЕ МИГРАНТЫ В ИЗРАИЛЕ: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Во вторник, 17 декабря, в Иерусалиме закончился пеший марш африканских нелегалов из открытого центра содержания «Холот» в Негеве. Сначала они устроили демонстрацию напротив здания канцелярии премьер-министра, а затем перебрались поближе к Кнессету.
Здесь при поддержке активистов левых и правозащитных организаций и при скоплении журналистов африканцы перекрыли улицу, скандируя лозунги.
После длительных уговоров полиция рассадила их по автобусам и отправила в тюрьму «Саароним».
Несколькими днями ранее в открытый центр размещения «Холот» из «Саароним» были переведены 483 африканца, задержанных при незаконном пересечении египетско-израильской границы. В открытом центре они получили крышу над головой и бесплатное питание. Согласно существующим правилам, они не ограничены в перемещениях, но должны отмечаться три раза в день до тех пор, пока их прошения о получении убежища на территории Израиля не будут рассмотрены государством.
Это было сделано намеренно, чтобы незваные гости не могли устроиться на работу. Так государство лишило их главного стимула остаться в Израиле – экономического.
ПОЧЕМУ ОНИ СТРЕМЯТСЯ В ИЗРАИЛЬ?
Йонатан Якубович, представитель НКО «Центр иммиграционной политики Израиля» ссылается на доклад 247 Агентства ООН по делам беженцев, согласно которому подавляющее большинство мигрантов сами признают, что именно экономический фактор стал для них решающим при выборе пункта назначения.
Чтобы понять, почему Израиль настолько привлекает африканских мигрантов, стоит сравнить доходы. Две тысячи шекелей, которые эритреец может откладывать ежемесячно в Израиле, отказывая себе во многом, – это больше, чем его годовая зарплата на родине. Поэтому они готовы платить немалые деньги синайским бедуинам, чтобы попасть в заветное израильское Эльдорадо. Овчинка более чем стоит выделки.
О КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ АФРИКАНЦЕВ ИДЕТ РЕЧЬ?
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, сейчас в Израиле находится более 64 тысяч человек, претендующих на статус беженца, 90 процентов из которых – выходцы из Эритреи и Судана, причем общее количество эритрейцев достигает 40 тысяч человек.
В остальные 10 процентов входят выходцы из других, в основном, африканских стран: Сомали, Кении, Кот д’Ивуара, Эфиопии и Чада.
Эти люди настаивают, что все они беженцы, и в случае возвращения на родину их ждет смертельная опасность. При этом подавляющее большинство из них мужчины, что уже само по себе говорит о том, что большинство из них все-таки экономические мигранты.
По словам Йонатана Якубовича, волна экономических мигрантов из Африки наносит удар не только по гражданам Израиля, но и по тем африканцам, кто действительно нуждается в статусе беженца.
БЕЖЕНЦЫ ИЛИ МИГРАНТЫ?
Агентство ООН по делам беженцев понимает, что следует отделять зерна от плевел, а настоящих беженцев отличать от экономических мигрантов.
Вот выдержки с сайта организации: «Современные глобальные миграции стали сложнее. Теперь речь идет не только о беженцах, но и миллионах экономических мигрантов. Но беженцы и мигранты, даже если зачастую они проделывают один и тот же путь, фундаментально отличаются друг от друга, а потому международное право относится к ним по-разному. Мигранты, особенно экономические мигранты, решаются на переезд, чтобы улучшить жизнь для себя и своих семей. Беженцы вынуждены перемещаться во имя спасения своей жизни или для сохранения своей свободы».
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Проблема наплыва беженцев и мигрантов для Израиля относительно нова. Ранее количество беженцев, попадавших в Израиль, исчислялось сотнями, а потому принять и абсорбировать их было легче – 250 вьетнамцев в семидесятые, сотня боснийцев в 1993 году, 112 албанских мусульман в 1999 году. Исключением стал прием шеститысячной группы ливанцев в 2000 году – военнослужащих ЦАДАЛа и членов их семей.
Коренной сдвиг произошел в 2006 году, когда в Израиль хлынула первая волна африканцев из 13 тысяч беженцев из Эритреи, Судана и Кот д’Ивуара. Большая часть из них попросту пешком перешла египетско-израильскую границу на Синае, благо местами государственная граница была там отмечена весьма условно – и перейти ее не составляло особого труда.
Этому предшествовали события в Египте, который хотя и подписался под международными соглашениями о беженцах, процедуру приема беженцев не разработал. В результате, еще с девяностых статус беженца предоставлялся практически всем выходцам из африканских стран, кого судьба заносила в страну фараонов, потому что статус им давало Агентство ООН по делам беженцев, а не египетское правительство.
Но летом 2004 года на юге Судана разгорелся конфликт, и вышеупомянутое агентство перестало выдавать статус беженца автоматически. Группа суданцев, недовольных жизненными условиями и отсутствием желанного статуса, устроила сидячую забастовку у каирских офисов ООН. В декабре 2005 года египетская полиция расстреляла трехтысячную толпу демонстрантов. 28 человек были убиты, многие задержаны.
Поняв, что Египет не поможет, африканцы стали искать другую страну, где можно было бы работать и получить статус беженца. Разведчики, отправленные в Израиль, сообщили друзьям и родственникам, что особых проблем с пересечением границы нет, зато в еврейском государстве уровень жизни гораздо выше.
Так сюда хлынул поток нелегалов, за считанные годы приведший в Израиль десятки тысяч человек.
Тем более, египетские пограничники, часть из которых служит на границе в качестве наказания за различные провинности, легко открывали огонь по африканским нелегалам за попытку нарушения границы. А израильские солдаты, попавшие на службу в армию по всеобщему призыву, не отправляли африканцев назад на верную гибель. И получалось так: успел перелезть через ограду на границе, добежал до израильской территории – ты спасен. Обратно тебя уже не выдворят.
КАК ИЗРАИЛЬ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ?
Первым делом Израиль возвел мощный забор на синайской границе, что положило конец ранее практически неконтролируемому потоку нелегалов. В пиковый для миграции 2010 год в еврейское государство проникали по несколько сотен африканцев в неделю.
Израиль стимулирует возвращение африканских нелегалов разными способами: штрафует тех, кто незаконно обеспечивает их работой, с одной стороны, и предлагает денежную компенсацию желающим вернуться домой – с другой. Раньше давали по полторы тысячи долларов. Месяц назад компенсацию увеличили до трех с половиной тысяч.
Это встретило отклик, но все же большинство мигрантов не горит желанием вернуться на родину, потому что они заплатили огромные деньги, чтобы попасть в Израиль, и сделают все возможное, чтобы тут остаться. Вернуть их будет непросто, тем более, что с Эритреей и Суданом у Израиля нет дипломатических отношений.
Тем не менее, принятые меры уже дают результат – по словам Йонатана Якубовича, только за последний год на родину вернулись около трех тысяч африканцев. Если государство продолжит проводить свою линию твердо и последовательно, большинство из них рано или поздно будут вынуждены покинуть Израиль.
Роман Янушевский
9tv.co.il