В ЛОСКУТЫ
Адаса ФАЛЬК
Те, кто рассуждает о стремлении Украины к свободе, начисто забывают о том простом факте, что Украины как исторически единой, неторопливо сложившейся нации нет и не будет еще довольно долго. И не потому, что кто-то плох, а лишь потому, что историческим процессам нужно время. Людям, собственно, тоже.
Пока что Украина напоминает лоскутное одеяло, где шелк морщит от соседства с бархатом, и оба стянуты грубыми стежками с рогожей, готовой вот-вот оторваться от кожаной заплатки.
Часть, называемая Западной Украиной, кому только не принадлежала поочередно: Польше, Австро-Венгрии, Румынии, Чехословакии, а совсем недавно и недолго — СССР. Униатская церковь, хоть и формально православная, упорно косит глазом в сторону папы римского, да и на здоровье, пусть косит, папе от этого ни жарко, ни холодно, а униатам приятно, чувствуют себя Европой. Население Западной Украины не тяготеет к России. Оно вообще тяготеет скорее откуда-то, нежели куда-то. Но первая же попытка незалежности в виде Западноукраинской республики закончилась немедленным включением в состав Польши. Это именно она была названа Малопольшей — видимо, по аналогии с Малороссией. Словом, Западэнщина столько раз завоевывалась странами, входящими сейчас в ЕС, что уже на одном только этом основании считает себя Европой. Оставим ее в этом приятном заблуждении и перейдем к следующим частям Украины.
Центральная Украина и Подолье были русскими со времен Галицко-Волынского княжества. Историческая память оказалась удивительно цепкой и не вытравилась никакими последующими завоеваниями, которых в истории Подолья (как и всей прочей современной Украины) было предостаточно. Россия тут не воспринимается чужой, напротив, есть непреходящее ощущение родственности. По сути это та самая богатая и цветущая Малороссия, которую мы знаем и любим, самодостаточная и ни к кому особо не стремящаяся — ей не надо. Можно, конечно, долго корректировать исторические границы Малороссии, но это столь же неблагодарное дело, как устанавливать исторические границы самой Украины — кто только их не кроил по своему разумению.
Донбасс и прилегающие регионы исторически притянуты к России и по сути составляют единый исторический регион с ее югом. Там отчетливо преобладают русское население и пророссийские настроения. Этот регион всегда был вольным, и туда активно стекались люди, под чужой властью жить не желавшие. Так с тех пор и повелось — район с русским, в основном, населением (а нерусские там вовсе не обязательно украинцы — много армян, греков, евреев) тяготеет к России.
А ведь и в России немало украинцев, не только родившихся и живущих там, но и никогда не выезжавших на историческую родину, если только летом к бабке на каникулы. Украинец Хрущев, кстати, родился в Курской области. Именно его причуде мы обязаны странной привязкой полуострова Крым к Украине. Щедрый дар изначально нес в себе начинку не хуже, чем троянский конь, потому что недальновидное это дело — насильно сводить вместе тех, кто никогда вместе не жил и не хотел.
Абсолютно иной по происхождению и притяжению Крым, к которому Украина никакого отношения не имеет. Крым к Украине не привязывало ничего, кроме недоброй исторической памяти. Она его даже никогда не завоевывала. Более того, Украина исторически немало натерпелись от Крымского ханства. И сегодня бушующий на полуострове национализм совсем не украинского свойства. Он религиозный, исламский, отметающий любые исторические основания и требующий чего-то, что толком неведомо самим требователям. То им ханство, то им панство, но непременно чтоб исламство... Турция, к которой назойливо апеллируют крымско-татарская общность (чтобы не сказать, орда), с опаской поглядывает на буйных. У нее и без их присоединения (о чем поговаривают наиболее бедовые крымчане как среди грезящих второй Блистательной Портой, так и среди исламских радикалов Крыма) головная боль из-за собственных курдов, и, многие удивятся, грузин (эти, правда, потише будут). Турецкие грузины — лазы — достались Турции вместе с территорией, которую эту страна честно поделила с Россией после падения (вы будете смеяться) Грузинской демократической республики в 1922 году. Вероятно, турки не раз и не два вспоминали пророческие, от того же 22-го года, слова Владимира Ильича: "Нужно очень осторожно подумать, стоит ли воевать с Грузией. Потом ее кормить..."
Вот вам четыре достаточно разных по историческим, культурным и ментальным особенностям народа. И как из него слепить один украинский, да еще с одинаковыми устремлениями? А никак. Пока сами не слепятся. Сейчас-то из этих четырех получается классическое трио "лебедь, рак да щука" с добавлением крепкого украинского вола, который тянет совсем уж в четвертую сторону. А все дело в том, что понятие "свобода" для западэнца сильно отличается от его понимания жителем Донбасса и не совпадает с тем, что думает по этому поводу крымчанин.
Было бы большим преувеличением говорить, что это чисто украинские трудности. Все государства, чьи границы кроились по прихоти департамента по делам колоний или международного отдела при ЦК КПСС, сейчас испытывает на прочность сепаратизм. Те же проблемы в Сирии, наскоро слепленной из всякого разного и второпях названной древним, уже канувшим в лету, именем. И, разумеется, в Ираке — бывшем Дамасском халифате (привет Сирии!), который тоже никакая не страна, а так, наскоро сметанные лоскутки племен и провинций. Но нам давно известно: где Англия получала мандат на временное обустройство и управление территорией, добра не жди. В этом одна из причин арабских "весен", бушующих по сию пору не хуже иной зимы: Это не исторически сложившиеся государства, а искусственные лоскутные одеяла. Одно неловкое движение — шов затрещал, и лоскуты двинулись каждый в свою сторону.
Здесь нет чьей-то правды, здесь все правы, но всяк по-разному. Это как при разводе в семье — у каждой стороны своя правда и множество аргументов в свою пользу. Послушаешь мужа — и тут же невольно подумаешь: "Ну и стерва! Бедный мужик!" Потом получаешь шанс выслушать жену — и мысли ровно противоположные: "Да как же она, бедная, столько лет с таким чудовищем мается?!" На самом деле никто там не стерва и не чудовище, просто оставьте людей в покое — сами разбегутся. Глядишь — через год-два лучшие друзья! Мы с моим бывшим мужем много лет не разлей вода, потому что в этом сентябре умудрились отметить юбилей — 20 лет развода. И все счастливы, все нежно дружат. А с бывшими лучшими друзьями и подругами, что активно лезли тогда нас поддерживать и осуждать, ни я, ни он по сию пору не общаемся. Делайте выводы!
Евреям надо держаться как можно дальше от всех этих бурлений и всплесков свободы. Это не наша свобода, не наше дело. Дайте украинцам и русским сперва разбежаться подальше, а потом крепко срастись. Потому что срастутся, никуда они друг от друга не денутся, слишком уж много у них общего — от родственных связей до исторических судеб. Болейте за народное дело молча, если уж не можете не болеть вовсе. Нас там, волею немцев и местного населения, не полтора миллиона, а жалкие остатки, и никогда уже не будет много. Единственный по сути способ уцелеть впредь — ни в коем случае не лезть, обходить десятой дорогой эту кашу, заваренную, слава Богу, не нами. Говоря словами Конан-Дойля, "держитесь подальше от болот, где властвуют силы зла". Поступил бы именно так в свое время сэр Генри Баскервиль, не получил бы тяжелый нервный срыв.
«Новости недели» — «Континент»