СОЧИ и ИТ
КАК ПОБЕДИТЬ ТЕРРОРИЗМ И «НЕ ЗАДЕТЬ» ДЕМОКРАТИЮ В РОССИИ
6 января 2014 года многие граждане России готовились к Православному Рождеству, заодно пытаясь забыть предновогодние угрозы президента Владимира Путина «уничтожить всех террористов». Но у подъезда моего дома, например, уже появилась листовка с мутными ксерокопированными фотографиями подозреваемых в подготовке терактов. Все - лица исламской, кавказской, «чуть» славянской и т.п. «национальности».
Нас опять вовлекут в «мочилово» ради якобы нашей же безопасности и престижа России на Олимпиаде в Сочи и после нее? Есть, есть этому альтернатива – и о ней речь.
«БЕЙ СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ БОЯЛИСЬ»?
Под Новый Год президент Владимир Путин «гарантировал» населению страны курс на борьбу на «уничтожение» всех (!) террористов в России. Хорошо, что не «во всем мире», ибо и это несбыточное обещание. Ему невдомек, что действие рождает противодействие. Антитеррор «сверху» рождает «эффект бумеранга» от террора «улиц».
Почему-то в других странах «своих не бьют», чтобы «предупредить» «чужих». В США к иностранцам относятся как к «своим». Американцы – это нация эмигрантов!
Так, в частности, в Институте Брукингса 6 января 2014 года участники конференции «Кибербезопасность и кибервойна: что необходимо знать» по-деловому и без истерики уточняли методы и средства создания «единой команды» против терроризма для защиты демократии как у себя дома, так и за рубежом. Ибо демократия и наука предупреждают террор без насилия и разрушений, т.е. «мягкой силой».
«МЯГКИЕ ЦЕЛИ» ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА ЗАЩИЩАТЬ «МЯГКОЙ СИЛОЙ»
Soft Targets или «мягкие цели» для террористов – это люди в супермаркетах, на стадионах и вокзалах. В случае с Волгоградом – это один вокзал и один троллейбус. Как предотвратить и такие теракты против гражданского населения? Опыт России последних десятилетий дает однозначный ответ – только средствами «мягкой силы». Но их-то нет!
Есть у автора книги по данной тематике: “Социальные и математические средства измерения потенциала общественной безопасности в субъектах Российской Федерации” (2006), “Международный терроризм: новые подходы российских ученых (Об актуальных проблемах общественного противодействия терроризму)” (2007). Они давно раскуплены, а вторая книга активно скачивается через Интернет (бесплатно!) тысячами юзеров. Но, похоже, эти юзеры не из правительственных и силовых структур. Там все еще “мочат и мочат” террористов, а те все бьют и бьют “бумерангом” “черных” вдов, внуков как по “жестким целям” - военным блокпостам, полицейским участкам (в Дагестане, на Дальнем Востоке и даже в Подмосковье), так и по “мягким целям”, причем по всей России.
Приближается Зимняя Олимпиада в Сочи-2014. Там для террористов “готовы” как “жесткие цели” (более 40 тыс. военнослужащих), так и 1,5 млн. жителей и зрителей, не считая спортсменов. Всех их уже “мониторят” 300 (!) видеокомплектов, закупленных МВД с весны. Неясно, кто будет анализировать данные мониторинга и как эффективно.
Есть у автора и третья книга “Перспективы “мягкой силы” в России” (в рукописи). Там “мягкая сила” описана как слияние “народного капитализма” и “третьего сектора” для предотвращения терроризма “снизу” и “сверху”. Это эскиз будущей России без насилия.
А вот в Институте Брукингса, наоборот, конкретно обсуждали противодействие новому терроризму, кибернетическому, прежде всего. Ибо все в мире теперь “завязано” на информационных технологиях – и традиционный, и “новый” (“грязный”) терроризм.
ДЕЛИТЬСЯ НАДО, GUYS, ДАННЫМИ О ТЕРАКТАХ!
Если бы не “комиссия Торшина” из чиновников Федерального Собрания вела опросы жителей Беслана по выявлению обстоятельств и первопричин теракта, а само местное отделение общенародной агентурной разведки (с набором нынешних информационных технологий и средств “математического контртерроризма” – об этом ниже), то российская власть не имела бы нынешней головной боли с “терроризмом Северного Кавказа” перед Сочи-2014.
Во-первых, не было бы “раззоренного муравейника” коррупции из-за авантюрного проекта на 377, 0 млн. рублей в зоне “Курортов Северного Кавказа” с мифической “окупаемостью 11-14 лет” На самом деле речь шла о перехвате Кремлем контроля “у местных” над значительными финансовыми потоками в регионе от порта Новороссийск до Каспия и даже шире.
Во-вторых, без весеннего “наката” не обострилась бы терроргенность во многих городах и селах от “бумеранга” кавказской бизнес-диаспоры. В Кремле пожадничали, “накатили” перед “прибыльной” Олимпиадой в Сочи на всех, в т.ч. и мэра Махачкалы. А, как известно, “жадность фрайера сгубила”.
Не удивительно, что повсеместно в России произошло резкое снижение уровня общественной безопасности, при росте рисков для бизнеса и оттоке капиталов за рубеж.
И, в-третьих, упало еще ниже доверие населения к судам, полиции и власти в целом после ее “вальса” с “посадками” и “освобождениями” как лидеров оппозиции, так и явных коррупционеров.
Власть не понимает, что защита населения от террора и насилия дешевле атак на террористов и сочувствующих граждан (“третье измерение терроизма”). Нужно дружить, а не “гнобить” волонтеров-контртеррористов, делясь с ними информацией и средствами.
НЕ “МОЧИТЬ”, А ВЫЧИСЛЯТЬ ПЛАНЫ ТЕРРОРИСТОВ
В мире сменилась парадигма национальной безопасности с «потребности знать» на потребность «знать все больше и точнее» о замыслах террористов. В России же со времен КГБ СССР все еще бытует пословица «меньше знаешь – крепче спишь».
Населению предлагается «меньше знать» и не мешать «профессионалам антитеррора». Что у последних в головах – это якобы гостайна! О ней-де могут узнать «враги» - как внутренние, так и внешние. Хотя врагов-то официально нет! Президент Путин о них ничего не говорит. Лишь на что-то хитро намекает! Без протокола.
Между тем, у граждан оказывается все больше сведений именно о замыслах «домашних» террористов. Но ими не делятся с Национальным Антитеррористическим Комитетом (НАК), который охотно направляет своих «орлов» и прочих «барсов» на ликвидацию последствий терактов «после взрыва». А вот в странах НАТО «силовики» и их волонтеры «фильтруют базар» от жителей по тематике потенциальных или латентных (скрытых) угроз терактов. И предотвращают взрывы.
На конференции в Институте Брукингса прямо утверждалось, что разведка и безопасность должны идти рука об руку. Иначе подрывается доверие между частным и государственным сектором, общественностью. Что, в общем-то, и наблюдается в путинской России накануне Олимпиады в Сочи-2014.
Две команды докладчиков в Институте Брукингса четко и быстро разобрались, например, с «секретными утечками» Сноудена (а это 1,7 млн. файлов!). И пришли к выводам о том, что, в принципе, даже «утечки» помогают власти «заткнуть щели» в компьютерах разгильдяев-дипломатов, генералов и их подчиненных, охотящихся не столько за террористами, сколько за секретами «башлястых» корпораций, доверчивых стратегических союзников по НАТО и лишь в последнюю очередь за планами террористов. Все это прозвучало как конструктивная «критика авансом».
На самом же деле в Северной Америке и Скандинавии давно уже есть замечательные математические матрицы общего пользования для обработки суперкомпьютерами обобщенных и анонимных «намеков» (hints) о терактах от населения в режиме реального времени. Кстати, есть такое компьютерное оборудование и в России: система i2 стоит дешевле, чем в 2000-х гг. Она доступна малому и среднему бизнесу. Применяется идея «взбивания яиц» без «кнута доносчику» как при Иване Грозном.
Так интересы «народного бизнеса» и «третьего сектора» неуклонно сближаются в странах НАТО. А в России такой оборот дела прямо угрожает монополии Национального Антитеррористического Комитета (НАК) на «борьбу» с террором. Ведь у него, фактически, под контролем, аж, целая треть российского бюджета!
Даже правящая в Китае КПК пошла на то, чтобы урезать «антитеррористические» аппетиты своих «силовиков» перед Олимпийскими играми в Пекине 2008 года: к тому времени сократили сухопутные войска на треть, закупили для отвода глаз у фирмы Panasonic 2 тыс. веб-камер, а у своего частного сектора (Changzhou Minking Electronic Co. и др.) «чохом» миллионы видео-и-веб-камер для мониторинга Министерством Общественной безопасности всех «мельчайших» проблем с безопасностью олимпийцев, гостей и жителей Китая. Видеокамеры были расставлены по всем углам и переходам.
Хорошо обученные веб-мониторингу волонтеры при этом сыграли важную роль в предотвращении терактов «по-тихому» - без насилия и жестокости. Вот пример, который российский НАК «просмотрел», увлекшись «строительством капитализма под себя». И снабдил Сочи всего лишь 11 тыс. веб-камерами на вокзалах и прочих государственных объектах! И ввел «комендантский час на месяц» в Большом Сочи для всех его жителей.
БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДСТВАМИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» НАДЕЖНЕЕ И ДЕШЕВЛЕ
Еще не поздно просмотреть анонимные и отфильтрованные по матрицам данные от граждан Российской Федерации об уровнях рисков террористической активности во всех субъектах, а не только лишь «вокруг» Сочи. Ведь если возможны перелеты президента Путина с новогодними посланиями, то возможны и перелеты террористов из любого «медвежьего угла» хоть в Москву, хоть в Санкт-Петербург, не говоря о подмосковной Барвихе или Красной Поляне под Сочи. Но на такой «подъем народной бдительности» способен лишь частный и третий сектор России. Госсектору и «силовикам» это «не надь».
В других странах, а с 2004 года и в России, ученые изучают «третье измерение терроризма» - это слой сочувствующих террористам как в «офисах», так и «на улице». Аналитики из частных компаний и фондов беспристрастно создают в режиме реального времени наглядные (в Интернете) графики о такой поддержке. Из их прогнозов власти и бизнес делают свои выводы о привлекательности или, наоборот, отторжении идей террора и способов его осуществления среди граждан.
По-науке теперь освобождают попавших в капканы «массового стокгольмского синдрома». Но, увы, в НАКе не ведут такую работу «для всех», если вообще этим занимаются. «Проще» застрелить таких «пособников террористов».
Но ведь давно существуют компьютерные игры с имитацией «чтения мыслей террористов». Это не убогие «стрелялки» для «всех», тиражируемые «профессионалами-антитеррористами» себе в карман и в ущерб доверию к себе миролюбивых граждан. Между тем проблемы ненасилия и сохранения жизней сограждан в России все острее.
Нужны населению игры с описаниями «мягкой силой». В таких имитационных играх рассматриваются убеждения террористов (их возможная коррозия средствами «мягкой силы»); намерения под влиянием внешних и внутренних обстоятельств и их соответствие имеющимся и потенциальным возможностям; скорректированные в последний момент намерения террористов и т.п. Тем самым можно и нужно сберегать жизни одураченных или добровольно заблуждающихся граждан. А их-то все больше!
Игры в «мягкую силу» просто интересны для компьютерного и общегуманитарного просвещения школьников, студентов и молодежи, а также желающих вступить контрактниками в армию, но только на принципах гуманного контртерроризма, а не убогого антитеррора и антивестернизма. Был бы закон о вступлении призывников в российскую добровольческую «Дружину мира» (The Russian Peace Watch), стало бы больше безопасности в России и меньше непомерно обременительных военных расходов!
ПОБЕЖДАТЬ ТЕРРОР НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ
В России «силовики» забыли призыв А.В. Суворова «побеждать не числом, а уменьем». И, похоже, у НКО-НПО с их компьютеризацией и плодами от «революции гаджетов» такого уменья все больше и больше, а у «силовиков» - все меньше и меньше. Хотя полицейские и «духовные сыны Дзержинского» носят с собой по паре или больше мобильников, применять их для «смычки» с НКО-НПО при срыве терактов они, похоже, не собираются. Во-первых, их этому не учили. А, во-вторых, «Путин еще не разрешил»!
А у президента Путина «голова болит» от РАН – распускать ее, «слишком умную» или нет. Между тем «народ» вокруг шумит – давайте нас оберегайте по-науке, а не штрафами за протесты и убийствами «боевиков» за их «отказ сдаться».
Светлое контртеррористическое будущее России?
С 1 января 2014 года Россия главенствует и «отвечает» за безопасный сбор 4-5 июня в Сочи глав G-8. Там также пойдет разговор о контртерроризме по «науке и технике». А где же в этом разговоре у НАКа место? Да, нигде – в Караганде, а «это у нас в Казахстане».
Кстати, ОДКБ с сентября 2013 года также возглавляет Россия. Что-что, а возглавлять «все силы мира» мы умеем еще с времен Леонида Брежнева!
НАРОД НЕ ДОЛЖЕН БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ
Да, придется, наверное, собирать в России, а, скорее всего, за ее пределами альтернативный саммит по борьбе с терроризмом «уменьем». И этот саммит представителей НКО-НПО стран G-8 пусть пройдет не в Караганде, и даже не в Москве.
Предлагаем литовскую Куршскую Косу. Добираться туда за свой счет недорого, а в июле там отличная погода и благожелательное отношение населения и властей для всех участников и туристов. Пусть едут активисты НПО-НКО вместе с лидерами из «ближайшей» Европы и Северной Америке. Там-то, как раз, Третий Сектор «рулит» и политикой, и экономикой, и обороной (при участии в контртеррористических мерах).
Пусть такой саммит пройдет без НАКа, если, конечно, президент Путин не переименует НАК во что-то более удобоваримое после терактов в Волгограде. Лучше б он «повелеть соизволил» через послушную Государственную Думу разрешить российским НКО-НПО самим предотвращать террор и ликвидировать последствия катастроф.
Хотя давно всем честным людям на это не нужно разрешение ни «сверху», ни «снизу». Как это было с наводнением в Крыму и без телепоказухи с Дальним Востоком.
Нужна России экономная и умная «Дружина мира», а не затратная «дубина НАКа» с дорогостоящими МО и МЧС. И без «указивок» Кремля, хотя с ними дело пойдет быстрее, а главное «мягче».
В противном случае в стране расширится «третье измерение терроризма»: радикально настроенные националисты, клерикалы и сепаратисты от подрывов гражданских транспортных средств рано или поздно, но перейдут к атакам на воинские и полицейские учреждения. Как бы не сбылось при этом пушкинское «народ безмолвствует». Только вот сегодня «на дворе» XXI век. И народ уже не безмолвствует в Интернете, а скоро не станет «молчать» на выборах, имея свою «дорожную карту».
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ САММИТ «ГРАЖДАНСКОЙ ВОСЬМЕРКИ» ИЗ НКО-НПО
В России НКО-НПО объединились в «Гражданскую Восьмерку 2006» под руководством тогда еще председателя Совета при президенте России по гражданскому обществу и правам человека Эллы Памфиловой. Велся кое-какой мониторинг за «клятвами» G-8 в сфере безопасности и прав человека. Но недолго. И уже не ведется.
Хотя теперь на деньги Кремля мой однофамилец Вадим Луков уже готовит некий «Гражданский Саммит» к 14-16 мая 2014 года в Москве. Дипломатически замутненная повестка «ва-аще о правах человека» предполагает «широкое вовлечение российского гражданского общества в гражданский процесс G8». Но для чего? А для того, чтобы слямзить умные мысли у НПО-НКО для «формирования гражданской повестки G8 на основе российских приоритетов». Приоритетов путинской России, и «ничего личного»!
Мы же для параллельного «Гражданского Саммита G8-2014 года» на литовской Куршской Косе предлагаем четкие темы для критически обсуждений на трех панелях:
1) как работают государственные и добровольческие структуры для предотвращения терроризма;
2) что и как могут сделать НКО-НПО в формате общенародной агентурной разведки против терактов и без указов «сверху»;
3) как разъяснять СМИ и населению цели и задачи общенародной «мягкой силы» против террора «сверху» и «снизу».
Интернет и «облачные» ИТ от спонсоров сделают такой проект глобальным, предметным и не очень затратным. В разы меньше того, на что нынче претендуют «силовики» России и «послушный им народ» из ОНФ и МИДа.
«Гражданские саммиты G-8» прежде проходили и теперь проходят с «благословления» президента Владимира Путина.
После его «помилований» и «амнистий» «первых лиц» российской оппозиции в 2013 году созыв нашего «Гражданского Саммита G-8» возможен лишь на принципах краудфандинга. Как ни парадоксально, это должно обрадовать и обнадежить всех сторонников контртерроризма «снизу» и «во всем мире». Реально, folks!
Давайте скинемся на такой «креативный корпоратив» в середине июля и без «госбюджета» Путина с его пока еще командой.
Владимир Луков,
генеральный директор Общенационального неправительственного по предотвращению терроризма (Центра Контртерроризма), АНО, vlukov@dol.ru Пишите нам о своем участии и соучастии.